Конспект урока математики "Задачи на движение. Закрепление" 4 класс Школа России
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок по формированию функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока математики 4 класс Задачи на движение Закрепление | 124.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики 4 класс
Тема: Задачи на движение (закрепление)
Цель: через формирование умения решать задачи на движение способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.
Задачи урока: устанавливать взаимосвязи между величинами «скорость», «время», «расстояние», решать задачи с данными величинами с опорой на эту взаимосвязь, составлять взаимообратные задачи с данными величинами по данным из таблиц, составлять задачи на движение ;
воспитывать трудолюбие, ответственность; умение формировать умение решать задачи на движение; учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы;
развивать внимание, память, логическое мышление; развивать математическую речь учащихся;
работать в паре и классом, слушать и слышать других.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать представление о взаимосвязи величин: скорости, времени, расстояния;
- способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- обогащать знания в области правил дорожного движения.
Метапредметные:
Познавательные УУД
- способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
- создать условия для совершенствования умения «моделирование» (таблица, «древо рассуждений»).
Регулятивные УУД
- формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач, «древа рассуждений»;
- продолжить формировать действия самоконтроля;
- формировать действия оценки по заданным критериям;
- совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.
Коммуникативные УУД
- способствовать развитию инициативного коллективного сотрудничества в поиске решения задачи;
- учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;
- формировать умение отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
3. Личностные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни;
- способствовать формированию гражданской позиции.
Оборудование: презентация; карточки для групповой и индивидуальной работы, рабочие листы.
Ход урока
1. Организационный момент
- Я рада всех вас видеть на нашем уроке. Я желаю вам хорошего настроения и отличных ответов. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Пожелайте ему удачи.
С 1694 по 1778гг. жил французский писатель и философ Франсуа Вольтер. И сейчас мы постараемся решить его философскую задачу: Что самое быстрое, но и самое медленное, самое дорогое и дешево ценимое нами? (время)
Когда время идет быстро? Когда время идет медленно?
Сегодня на уроке мы будем беречь время. Я приготовила много заданий и все их нужно успеть выполнить.
2. Актуализация знаний.
Устный счет: Игра “Диагональ”.
Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий.
- Найдите значение этих выражений; (работа на доске)
- Расположите ответы в порядке уменьшения
- Под каждым числом запишите соответствующую ему букву;
- Прочитайте, какое слово получилось. (Получилось слово “Задача”)
3.Постановка целей и задач урока:
-О чем мы говорили в начале урока? В каких задачах мы используем время?
Как вы думаете, на какую тему будет наш урок?
Подумайте, ребята! Нужны ли нам умения решать задачи на движение? Зачем они нам необходимы? (Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи на движение, составлять свои задачи на движение).
Проверка Д/з
-Дома у вас было практическое задание на карточках. Нужно было рассчитать свою скорость. (Проверка)
Каллиграфическая минутка.
Записать число, классная работа.
Сегодня 29 января.
4.Самоопределение к деятельности
Чтобы решать задачи на движение, какие понятия нам нужны? (скорость, время, расстояние)
Блиц-опрос
1. Чтобы узнать скорость надо…(S:t)
2. Чтобы узнать время надо…(S:V)
3. Чтобы узнать расстояние надо…(V*t)
4. км\ч- это ед. измерения…(скорости)
5. час, мин- это ед. измерения…(времени)
6. м\мин- это ед. измерения… (скорости)
7. м, км- это ед. измерения …(расстояния)
8. S=12км, t=6 ч. Чему равна скорость?
9. V=5км/ч, t=5ч.Чему равно расстояние?
10. V=3км\ч, S=15км.Чему равно время?
Работа по карточкам. В парах (карточки)
- Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км | кг | м² | ц | дм | л | мин | см |
с | м/с | т | км/с | см² | ч | мм | км/ч |
- Распределите оставшиеся величины в 3 группы.(таблица)
скорость | время | расстояние |
м/с, км/с, км/ч | ч, мин, с | Км, дм, мм,см |
5. Применение знаний на практике.
Ну вот, все в порядке. Можно отправляться в путешествие на самом быстром транспорте
- Как вы думаете, какой вид транспорта самый быстрый? (Ответы детей) (Самолет) Слайд
- На самолёте мы и начнём своё путешествие по нашей стране, она у нас огромная большая
- Приготовились! Взлетаем! ( Имитация полета самолёта под звуковое сопровождение)
Решение задач по рабочим листам.
Решение простой задачи на нахождение расстояния (Заполняем таблицу 1)
Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели?
Заполняем таблицу 1 на карточке. (1 решает задачу у доски, остальные в тетради)
Какое расстояние мы пролетели?
- А как вы узнали?
- Что нужно сделать, чтобы найти расстояние?
Решение: 900 * 3=2700(км)
Ответ: 2700 км мы пролетели на самолете.
-Как называется человек, управляющий самолетом? (пилот)
- Дальше мы продолжим своё путешествие, отгадав загадку:
Стальная кобылица
По степям лазурным мчится.
Пробежала сотню вёрст
Отцепила длинный хвост. (Поезд)
На каком транспортном средстве мы отправимся дальше? (на поезде) Слайд
Как называется человек, управляющий поездом? (машинист)
Приготовились? Поехали! (Имитация движения поезда под звуковое сопровождение)
Решение задачи (Таблица на доске с неправильными записями)
А теперь решим такую задачу.
-Я записала условие этой задачи с помощью таблицы и вот что у меня получилось.
В таблице с условием допущены ошибки.
Дети должны заметить ошибки и исправить их.
(Заполняют таблицу 2 на карточке)
скорость | время | расстояние |
360 км | 4 ч | ? |
Наш поезд за 4 часа прошёл 360 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался?(Заполняем таблицу 2)
- А теперь всё правильно? Давайте решим эту задачу. (1 решает у доски, остальные в тетради)
- Как можно найти скорость?
Решение: 360:4=90(км/ч)
Ответ: поезд двигался со скоростью 90 км/ч.
- Прямо с поезда мы пересаживаемся, отгадайте загадку на что?
По дороге, за калиткой
Разноцветные Кибитки
Друг за дружкою бегут.
Их светофоры стерегут.
- Так куда мы пересаживаемся? (в автомобиль)
Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна.
- Вы услышали в загадке слово СВЕТОФОР, как вы думаете, зачем всем нужен СВЕТОФОР?
- Прежде чем отправиться на автомобиле в путь, давайте вспомним, какие правила мы должны помнить?
Беседа по ПДД
1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.
2. Зелёный сигнал светофора означает: движение пешеходу разрешено.
3. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.
4. Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено.
-Кто управляет автомобилем? (водитель)
5.Физминутка (Светофор)
- Я называю величину скоростей, а вы показываете, что можно сделать с такой скоростью.
5 км/ч – идти, 12 км/ ч – бежать, 60 км/ч – ехать, 300 км/ч – лететь, 0 км/ч – стоять.
- Приготовились! Руки на руль! Поехали! (Имитация движения автомобиля под звуковое сопровождение)
- Какие бывают автомобили? (Ответы детей)
- Какие автомобили самые быстрые? А у каких скорость самая маленькая?
- Мы это с вами сейчас выясним. Для этого решим задачу.
- Прочитаем задачу (карточка)
Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров
- О какой тройке величин идёт речь в задаче? Сколько простых задач в этой составной задаче? Какая величина будет одинаковой во всех трёх простых задачах? Что нужно узнать в каждой простой задаче? Как найти время?
- Учащиеся решают задачу САМОСТОЯТЕЛЬНО ( По рядам).(Заполняем карточку 3)
1 ряд - Вы едете на грузовой машине
Решение: 360:60=6(ч)
Ответ: грузовой машине потребуется 6 часов.
2 ряд – Вы едете на легковой машине
Решение: 360:90=4(ч)
Ответ: легковой машине потребуется 4часа.
3 ряд – Вы едете на спортивной машине
Решение: 360:180=3(ч)
Ответ: спортивному автомобилю потребуется 3 часа.
Сделаем ВЫВОД : Какая машина самая быстрая? Почему?
Вывод: Самая быстрая машина- спортивный автомобиль, потому что большая скорость движения.
-Задача решена, и мы продолжаем наш путь
- Отгадайте загадку и узнаете, на чём мы будем путешествовать дальше:
Конь железный у меня.
Нет уздечки у коня,
Нет копыт, и гривы нет.
Это мой ... (велосипед)
Да, правильно, мы садимся на велосипеды.
Назовите правила велосипедистов.
Готовы? Тогда начинаем крутить педали! (Имитация движения на велосипеде под звуковое сопровождение)
- Сейчас каждый покажет, на что он способен.
Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?
48 : 4 =12 (км/ч)
Ответ: 12 км/ч
Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?
1) 24:12 = 2(ч)
2) 45:15 = 3(ч)
3) 2 + 3 =5(ч)
Ответ: 5 часов
Проверка: Поднимите руку кто решал задачу на красной карточке- проверим решение (на доске правильное решение)
Кто решал задачу на зеленой карточке – проверим решение
7.Рефлексия. Итог урока.
- Сегодня мы решали задачи на движение, но все вы знаете, что с дорогой шутить опасно. Мы путешествовали с вами на разных видах транспорта.
- Какими должны быть люди , управляющие транспортными средствами? Как можно их охарактеризовать?
(Они должны чувствовать ответственность за жизнь людей)
- Что они должны знать и уметь?
- А чтоб это все знать, что для этого нужно делать? (Всем хорошо учиться)
- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?
- Что нужно знать, чтобы решить задачи?
- Как найти скорость, время, расстояние? (слайд)
- Народная пословица гласит: «Тише едешь – дальше будешь».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если двигаться не очень быстро и с осторожностью, то можно доехать без происшествий).
- Почему нужно соблюдать правила дорожного движения и быть внимательными на дороге?
Дополнительное задание.
Ребята, в начале урока мы говорили об экономии времени. Вы быстро все выполнили, и у нас осталось время для решения интересных задач.
Вика на дорогу в школу из дома тратит 10мин. Сколько минут она потратит, если пойдет вдвоём с братом?(10 минут)
Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?(1)
Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько км пробежала каждая лошадь?(15 км)
9.Домашнее задание: составить свою задачу на движение или с.11 №3(составить задачи по таблице)
Математический диктант
Учитель читает утверждения.
- Чтобы найти расстояние, надо разделить скорость на время.
- Скорость показывает, какое расстояние проходит объект за единицу времени.
- Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
- Километры в час, метры в минуту – это единицы измерения расстояния.
- Чтобы узнать скорость, надо время умножить на
- Если расстояние разделить расстояние
- Расстояние измеряется в км, метрах
- на время, то можно узнать скорость движения объекта
- Пешеход может двигаться со скоростью 60 км/ч.
- Со скоростью 800 км/ч может двигаться самолёт.
- Время движения объекта можно выразить в часах, минутах, секундах
Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км | кг | м² | ц | дм | л | мин | см |
с | м/с | т | км/с | см² | ч | мм | км/ч |
скорость | время | расстояние |
Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км | кг | м² | ц | дм | л | мин | см |
с | м/с | т | км/с | см² | ч | мм | км/ч |
скорость | время | расстояние |
Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км | кг | м² | ц | дм | л | мин | см |
с | м/с | т | км/с | см² | ч | мм | км/ч |
скорость | время | расстояние |
Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км | кг | м² | ц | дм | л | мин | см |
с | м/с | т | км/с | см² | ч | мм | км/ч |
скорость | время | расстояние |
Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км | кг | м² | ц | дм | л | мин | см |
с | м/с | т | км/с | см² | ч | мм | км/ч |
скорость | время | расстояние |
Таблица 1
Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели?
скорость | время | расстояние |
Таблица 2.
Наш поезд за 4 часа прошёл 360 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался?
скорость | время | расстояние |
Таблица 3.
Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров.
скорость | время | расстояние |
Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?
скорость | время | расстояние |
Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?
скорость | время | расстояние |
Чтобы найти расстояние, надо___________________________________________________
Чтобы найти скорость, надо______________________________________________________
Чтобы найти время, надо________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России
Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...
Конспект урока по математике в 4 классе по теме Решение задач на противоположное движение
Цель урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях; Задачи:- обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умени...
Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"
Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....
Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."
Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...
Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Встречное движение"
Конспект урока по математике по теме "Встречное движение", 4 класс, по программе "Школа России"....
Конспект урока по технологии во 2 классе (2 отделение) по теме: Повторение правил дорожного движения. Аппликация «Светофор».
Конспект урока по технологии во 2 классе (2 отделение) по теме:Повторение правил дорожного движения. Аппликация «Светофор»....
Конспект урока : "Задачи на движение" 4 класс
Предмет: математикаКласс: 4Тема урока: «Задачи. Скорость движения»Цели урока: формирование умений решать задачи на движение, моделировать условие задач на движение. Формирование умений выполнять...