Главные вкладки

    Конспект урока по математике в 4 классе по теме Решение задач на противоположное движение
    план-конспект урока математики (4 класс) по теме

    Оксана Алексеевна Сахариленко

    Цель  урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;

           Задачи:

    - обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на скорость, время, расстояние.

    -развивающие развитие познавательного интереса учащихся;

    формирование вычислительной культуры учащихся;

    развитие логического мышления, формирование умения наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.

    -воспитательные ученик развивает самостоятельность и добросовестность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

     
     Решение задач на противоположное движение ______ 

    (Тема урока)

    ФИО (полностью)

    Сахариленко Оксана Алексеевна

    Место работы

    МКОУ «Изумруднинская ООШ»

    Должность

    Учитель начальных классов

    Предмет

    Математика

    Класс

    4

    Тема

    Решение задач на противоположное движение

    Базовый учебник

    Учебник для 4 класса в 2-х частях М.И.Моро, М.А.Бантова и др.

    Цель  урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;

           Задачи:

    - обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на скорость, время, расстояние.

    -развивающие развитие познавательного интереса учащихся;

    формирование вычислительной культуры учащихся;

    развитие логического мышления, формирование умения наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.

    -воспитательные ученик развивает самостоятельность и добросовестность.

    1. Тип урока:  Изучение нового материала.
    2. Формы работы учащихся:  Индивидуальная, фронтальная
    3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, Интернет
    4. Структура и ход  урока

    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Ход урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1

    Организационный момент

    Приветствие, настрой класса на работу

    Запись в тетрадях даты.

    3

    2

    Устный счет

    Работа у доски по рядам, вспомним правила на нахождение V, t и S

    Контроль

    Выполняют задания

    S=V*t

                       V=S:t

                       t=S:V

    5

    3

    Работа над новым материалом

    Создает ситуацию ,где ученики должны самостоятельно сформулировать тему урока

    Работают с чертежом, формулируют тему урока

    5

    4

    Формирование умений и навыков

    Контролирует, помогает в выполнении заданий

    Для закрепления полученных знаний дети выполняют №135 в учебнике и тетради

    5

    5

    Физкультурная минутка

    Дети выполняют движения способствующие отдыху на уроке

    3

    6

    Работа над пройденным материалом.

    Таблицы со звуковым содержанием №1,№2

    Организует работу у компьютера Работа со слабыми учащимися по карточкам

    Учащиеся решают задачи

    10

    7

    Работа над пройденным материалом

    Таблицы со звуковым содержанием №3.№4

    Организация индивидуальной работы

    Решают примеры №135 2 столбик, один человек у доски с комментированием

    5

    8

    Развитие логики и мышления

    Таблица № 5

    Организует работу у компьютера

    Думают, высказывают свои предположения

    5

    9

    Выполнение деления с остатком

    Организует работу у доски

    Высказывают свои суждения

    3

    10

    Рефлексия

    Дает возможность ученикам сделать вывод о том, что выполняли на уроке

    Высказывают свои отзывы об уроке

    2

    11

    Домашнее задание

    задания №143   с. 28,

    2

    Приложение к плану-конспекту урока

    Решение задач на противоположное движение _

    (Тема урока)

    Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Деление чисел

    ЕКЦОР

    Анимация со звуковым содержанием

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b52-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    2

    Материалы для закрепления задач на движение

    ЕКЦОР

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b6a-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    3

    Материалы для закрепления задач на движение

    ЕКЦОР

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b83f-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    4

    Материалы для закрепления задач на движение

    ЕКЦОР

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b840-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    5

    Материалы для закрепления задач на движение

    ЕКЦОР

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b841-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

    6

    Развитие логики и мышления

    ЕКЦОР

    Таблица

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa7f5272-2e86-4ae6-b9d7-91a528ea2aa2/%5BNS-MATH_4-60-115%5D_%5BIM_123%5D.swf 

                                                  МАТЕМАТИКА

    Тема: « Решение задач на движение в противоположных направлениях».

    Цели: 1) уметь решать задачи на движение в противоположных направлениях, вывести формулу

                 зависимости между величинами S, Vуд. и t удаления,

                 составлять по схемам взаимообратные задачи;

              2) закреплять умение анализировать  и составлять задачи;

              3) развивать логическое мышление, математическую речь,

                  навыки самоанализа и самоконтроля.

    Оборудование: презентация к уроку.

                                                   Ход урока.

    1. Орг. момент.

    - В математику страну

     Я вас всех сейчас зову.

     Встретим мы своих друзей.

     Назови их поскорей. (Задачи, уравнения, выражения)

    - Назовите тему прошлого урока. (Решение задач на встречное движение)

    - Сегодня мы продолжим решать задачи на движение.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Составление и решение задач по схемам.

    - А теперь вспомним правила на нахождение V, t и S.

    - Запишите формулы нахождения этих величин.

    - Проверьте. Кто правильно написал все три формулы?

    Молодцы. Сейчас они нам очень потребуются.

    - Рассмотрите каждую схему

    - Составьте задачу по первой схеме

          6км/ч                                             5км/ч

    а)   _______________/________________      t=4ч

                               ?км

         7м/с                                             5м/с

    б)   _______________/________________      t=?с

                                    60 м

         ?м/мин                                            5м/мин

    в)   _______________/________________      t=3мин

                                    24м

                              10км/ч    15км/ч                                        

    г)   ___.______.______/_____._____.______      t=2ч

                                      ?км

    - Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Vсбл. и t)

    - Время знаем? (Да, 4ч)

    - А Vсбл.? (Нет)

    - Значит, что мы сейчас найдем? (Vсбл.)

    - Как? (6км/ч + 5км/ч=11км/ч)

    - А теперь? (S)

    - По какой формуле? (S=Vсбл. *4ч=44км). Ответ продиктует.

    - Как еще можно решить эту задачу? (Узнать, какое расстояние прошел 1-й,  

    потом 2-й и полученные расстояния сложить).

    - Какой способ удобнее? (1-й)

    - Почему? (меньше действий).

    Составление задач по 2-й схеме.

    - Что надо знать, чтобы найти t? (S и Vсбл.).

    - S знаем? (Да, 60 метров).

    - А Vсбл.? (Нет).

    - А можем узнать? Как? (7м/с+5м/с=12м/с)

    - А теперь узнаем? Как? (t=60м:12м/с=5)

    - Ответ...

    - Можно другим способом решить задачу? (Нет).

    - Составьте задачу по 3-й схеме.

    - Что известно?

    - Можно сразу найти V второй гусеницы? (Нет, т.к. мы не знаем Vсбл.)

    - А мы  можем найти Vсбл. (Да, т.к. они прошли 24 метра за 3 минуты).

    - Еще раз запишите формулу, по которой найдем Vсбл.

           

             Vсбл.=S:t

    - Чему равна Vсбл.? (8 м/мин)

    - Продолжит решение... (V=8м/мин-5м/мин=3м/мин)

    - Можно ли назвать задачи а), б), в) - взаимообратными? (Нет, т.к. разные данные).

    3. Физкультминутка.

    4. Работа над новым материалом.

     - Составление задач по схеме под буквой г)

    - Почему ее решение вызвало трудности? Чем она отличается от предыдущей задачи?

    Какое это движение? (Эта задача на движение в противоположных направлениях).

    - Да, это так. А мы умеем решать такие задачи? (Нет).

    - Какая цель нашего урока? (Научиться решать такие задачи...)

    - Посмотрите внимательно на схему. Наши объекты идут навстречу друг другу

    или же они вышли из одной точки? (Из одной точки). Слайд 7.

    - И в каких направлениях? (В противоположных).

    - Составьте задачу.

    - Расстояние между ними будет увеличиваться или уменьшаться? (Увеличиваться).

    - Посмотрите внимательно на каком расстоянии будут велосипедисты через 1 час? (25км).

    - Как узнали? (10км+15км=25км).

    - Они сближаются или удаляются? (Удаляются).

    - Так какая будет тогда V? (Удаления).

    - А теперь можем узнать, какое расстояние между ними будет через 2 часа (Да).

    - Как? (25км*2ч=50км).

    - Что мы научились находить? (S при движении в противоположных направлениях).

    - Как называется V? (Vуд.).

    - Как запишем формулу для S при движении в противоположных направлениях

    (S=Vуд.*t)/

    - Сравните с формулой нахождения S при встречном движении.

    (Одинаковые. Только там Vсбл., а здесь Vуд.).

    - Да, там предметы сближаются друг с другом, а здесь... (удаляются)

    - Молодцы, а теперь попробуем эти знания применить при решении задачи.

    - Откройте учебник на с.27. Слайд 8.

    - Прочитайте 1-ю задачу из №135.

    - Что известно?

    - В каких направлениях идут пешеходы?

    - Что надо найти?

    - Обсудите в парах, как можно найти ответ на вопрос задачи? (5км/ч+4км/ч=9км/ч;

     9км/ч*3ч+27км).

    - Прочитаем 2-ю задачу.

    - Какой она является по отношению к 1-й? (Взаимообратной).

    - Чем ее решение будет отличаться от решения первой? (В 1-й находили S, а здесь t).

    - Посмотрите внимательно на формулу, по которой мы нашли S при движении

     в противоположных направлениях и скажите, как согласно этой формуле, найти время?

    (t=S:Vуд.).

    - Запишите ее в тетради.

    - Так что нам надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (S и Vуд.).

    - S знаем? (Да, 27 км).

    - А Vуд. - ? (Нет).

    - Можем найти? Как? (5км/ч+4км/ч=9км/ч).

    - Что такое 9км/ч? (Vуд.).

    - Или S, на которое они удаляются друг от друга за 1 час.

    - Что теперь найдем? (t). Как?

    - Прочитайте 3-ю задачу.

    - Эта задача по отношению к 1-й какая? (Взаимообратная).

    - Обсудите в парах.

    - Какие у вас планы по решению этой задачи? (Vуд.=27км/ч:3ч=9км/ч; 9км/ч-5км/ч=4км/ч).

    V уд.=S:t

    5. Вывод:    S=V*t

                       V=S:t

                       t=S:V

    6. Итог урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике в 4 классе по теме:"Решение уравнений вида х +15 = 68 : 2."

    Разработка конспекта урока поматематике в 4 классе с использованием интерактивной доски....

    Конспект урока по математике в 4 классе по теме «Письменное умножение на двузначное число».

    В документе представлен конспект урока и презентация. Урок разработан по программе Школа России....

    Конспект урока по математике в 4 классе по теме:"Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями" (с презентацией)

    Конспект урока математики с учащимися 4 классаТема: письменное деление на числа, оканчивающиеся нулямиЗадачи:1)    отрабатывать письменные приемы деления на числа, оканчивающиеся нулями...

    Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение остатка"

    На данном уроке математики по решению задачи на нахождение остатка идет обучение пошагово выстраивать действия по выработанному алгоритму...

    Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"

    Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"...

    Конспект урока по математике в 4 классе по теме " Решение задач"

    Развитие способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний....