Конспект урока по математике в 4 классе по теме Решение задач на противоположное движение
план-конспект урока математики (4 класс) по теме

Оксана Алексеевна Сахариленко

Цель  урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;

       Задачи:

- обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на скорость, время, расстояние.

-развивающие развитие познавательного интереса учащихся;

формирование вычислительной культуры учащихся;

развитие логического мышления, формирование умения наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.

-воспитательные ученик развивает самостоятельность и добросовестность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 
 Решение задач на противоположное движение ______ 

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Сахариленко Оксана Алексеевна

Место работы

МКОУ «Изумруднинская ООШ»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Математика

Класс

4

Тема

Решение задач на противоположное движение

Базовый учебник

Учебник для 4 класса в 2-х частях М.И.Моро, М.А.Бантова и др.

Цель  урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;

       Задачи:

- обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи на скорость, время, расстояние.

-развивающие развитие познавательного интереса учащихся;

формирование вычислительной культуры учащихся;

развитие логического мышления, формирование умения наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.

-воспитательные ученик развивает самостоятельность и добросовестность.

  1. Тип урока:  Изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся:  Индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, Интернет
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Ход урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие, настрой класса на работу

Запись в тетрадях даты.

3

2

Устный счет

Работа у доски по рядам, вспомним правила на нахождение V, t и S

Контроль

Выполняют задания

S=V*t

                   V=S:t

                   t=S:V

5

3

Работа над новым материалом

Создает ситуацию ,где ученики должны самостоятельно сформулировать тему урока

Работают с чертежом, формулируют тему урока

5

4

Формирование умений и навыков

Контролирует, помогает в выполнении заданий

Для закрепления полученных знаний дети выполняют №135 в учебнике и тетради

5

5

Физкультурная минутка

Дети выполняют движения способствующие отдыху на уроке

3

6

Работа над пройденным материалом.

Таблицы со звуковым содержанием №1,№2

Организует работу у компьютера Работа со слабыми учащимися по карточкам

Учащиеся решают задачи

10

7

Работа над пройденным материалом

Таблицы со звуковым содержанием №3.№4

Организация индивидуальной работы

Решают примеры №135 2 столбик, один человек у доски с комментированием

5

8

Развитие логики и мышления

Таблица № 5

Организует работу у компьютера

Думают, высказывают свои предположения

5

9

Выполнение деления с остатком

Организует работу у доски

Высказывают свои суждения

3

10

Рефлексия

Дает возможность ученикам сделать вывод о том, что выполняли на уроке

Высказывают свои отзывы об уроке

2

11

Домашнее задание

задания №143   с. 28,

2

Приложение к плану-конспекту урока

Решение задач на противоположное движение _

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Деление чисел

ЕКЦОР

Анимация со звуковым содержанием

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b52-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

2

Материалы для закрепления задач на движение

ЕКЦОР

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b6a-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

3

Материалы для закрепления задач на движение

ЕКЦОР

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b83f-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

4

Материалы для закрепления задач на движение

ЕКЦОР

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b840-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

5

Материалы для закрепления задач на движение

ЕКЦОР

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b841-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

6

Развитие логики и мышления

ЕКЦОР

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fa7f5272-2e86-4ae6-b9d7-91a528ea2aa2/%5BNS-MATH_4-60-115%5D_%5BIM_123%5D.swf 

                                              МАТЕМАТИКА

Тема: « Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цели: 1) уметь решать задачи на движение в противоположных направлениях, вывести формулу

             зависимости между величинами S, Vуд. и t удаления,

             составлять по схемам взаимообратные задачи;

          2) закреплять умение анализировать  и составлять задачи;

          3) развивать логическое мышление, математическую речь,

              навыки самоанализа и самоконтроля.

Оборудование: презентация к уроку.

                                               Ход урока.

1. Орг. момент.

- В математику страну

 Я вас всех сейчас зову.

 Встретим мы своих друзей.

 Назови их поскорей. (Задачи, уравнения, выражения)

- Назовите тему прошлого урока. (Решение задач на встречное движение)

- Сегодня мы продолжим решать задачи на движение.

2. Актуализация опорных знаний.

Составление и решение задач по схемам.

- А теперь вспомним правила на нахождение V, t и S.

- Запишите формулы нахождения этих величин.

- Проверьте. Кто правильно написал все три формулы?

Молодцы. Сейчас они нам очень потребуются.

- Рассмотрите каждую схему

- Составьте задачу по первой схеме

      6км/ч                                             5км/ч

а)   _______________/________________      t=4ч

                           ?км

     7м/с                                             5м/с

б)   _______________/________________      t=?с

                                60 м

     ?м/мин                                            5м/мин

в)   _______________/________________      t=3мин

                                24м

                          10км/ч    15км/ч                                        

г)   ___.______.______/_____._____.______      t=2ч

                                  ?км

- Что надо знать, чтобы найти расстояние? (Vсбл. и t)

- Время знаем? (Да, 4ч)

- А Vсбл.? (Нет)

- Значит, что мы сейчас найдем? (Vсбл.)

- Как? (6км/ч + 5км/ч=11км/ч)

- А теперь? (S)

- По какой формуле? (S=Vсбл. *4ч=44км). Ответ продиктует.

- Как еще можно решить эту задачу? (Узнать, какое расстояние прошел 1-й,  

потом 2-й и полученные расстояния сложить).

- Какой способ удобнее? (1-й)

- Почему? (меньше действий).

Составление задач по 2-й схеме.

- Что надо знать, чтобы найти t? (S и Vсбл.).

- S знаем? (Да, 60 метров).

- А Vсбл.? (Нет).

- А можем узнать? Как? (7м/с+5м/с=12м/с)

- А теперь узнаем? Как? (t=60м:12м/с=5)

- Ответ...

- Можно другим способом решить задачу? (Нет).

- Составьте задачу по 3-й схеме.

- Что известно?

- Можно сразу найти V второй гусеницы? (Нет, т.к. мы не знаем Vсбл.)

- А мы  можем найти Vсбл. (Да, т.к. они прошли 24 метра за 3 минуты).

- Еще раз запишите формулу, по которой найдем Vсбл.

       

         Vсбл.=S:t

- Чему равна Vсбл.? (8 м/мин)

- Продолжит решение... (V=8м/мин-5м/мин=3м/мин)

- Можно ли назвать задачи а), б), в) - взаимообратными? (Нет, т.к. разные данные).

3. Физкультминутка.

4. Работа над новым материалом.

 - Составление задач по схеме под буквой г)

- Почему ее решение вызвало трудности? Чем она отличается от предыдущей задачи?

Какое это движение? (Эта задача на движение в противоположных направлениях).

- Да, это так. А мы умеем решать такие задачи? (Нет).

- Какая цель нашего урока? (Научиться решать такие задачи...)

- Посмотрите внимательно на схему. Наши объекты идут навстречу друг другу

или же они вышли из одной точки? (Из одной точки). Слайд 7.

- И в каких направлениях? (В противоположных).

- Составьте задачу.

- Расстояние между ними будет увеличиваться или уменьшаться? (Увеличиваться).

- Посмотрите внимательно на каком расстоянии будут велосипедисты через 1 час? (25км).

- Как узнали? (10км+15км=25км).

- Они сближаются или удаляются? (Удаляются).

- Так какая будет тогда V? (Удаления).

- А теперь можем узнать, какое расстояние между ними будет через 2 часа (Да).

- Как? (25км*2ч=50км).

- Что мы научились находить? (S при движении в противоположных направлениях).

- Как называется V? (Vуд.).

- Как запишем формулу для S при движении в противоположных направлениях

(S=Vуд.*t)/

- Сравните с формулой нахождения S при встречном движении.

(Одинаковые. Только там Vсбл., а здесь Vуд.).

- Да, там предметы сближаются друг с другом, а здесь... (удаляются)

- Молодцы, а теперь попробуем эти знания применить при решении задачи.

- Откройте учебник на с.27. Слайд 8.

- Прочитайте 1-ю задачу из №135.

- Что известно?

- В каких направлениях идут пешеходы?

- Что надо найти?

- Обсудите в парах, как можно найти ответ на вопрос задачи? (5км/ч+4км/ч=9км/ч;

 9км/ч*3ч+27км).

- Прочитаем 2-ю задачу.

- Какой она является по отношению к 1-й? (Взаимообратной).

- Чем ее решение будет отличаться от решения первой? (В 1-й находили S, а здесь t).

- Посмотрите внимательно на формулу, по которой мы нашли S при движении

 в противоположных направлениях и скажите, как согласно этой формуле, найти время?

(t=S:Vуд.).

- Запишите ее в тетради.

- Так что нам надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (S и Vуд.).

- S знаем? (Да, 27 км).

- А Vуд. - ? (Нет).

- Можем найти? Как? (5км/ч+4км/ч=9км/ч).

- Что такое 9км/ч? (Vуд.).

- Или S, на которое они удаляются друг от друга за 1 час.

- Что теперь найдем? (t). Как?

- Прочитайте 3-ю задачу.

- Эта задача по отношению к 1-й какая? (Взаимообратная).

- Обсудите в парах.

- Какие у вас планы по решению этой задачи? (Vуд.=27км/ч:3ч=9км/ч; 9км/ч-5км/ч=4км/ч).

V уд.=S:t

5. Вывод:    S=V*t

                   V=S:t

                   t=S:V

6. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация+конспект урока по математике. 1 класс. "Составление и решение задач"

Презентация+конспект урока по математике в 1 классе на тему "Составление и решение задач" по программе "Начальная школа 21 века". Цель урока: учить составлять задачи по модели; совершенствовать навык ...

Конспект урока по математике в1 классе: "Закрепление и решение задач"

На уроке отрабатываются предметные регулятивные и коммуникативные УУД. В результате сотрудничества дети строят монологические высказывания, вступают в диалог, высказывая собственное мнение....

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение задач"

Урок закрепляет умение решать задачи, развивает смекалку, внимание, развивает логическое мышление.Включает в себя текстовые задачи, задачи на смекалку, геометрические задачи. На этапе устного счета со...

Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" «Решение задач»

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Решение задач»Цели урока: Закреплять умение учащихся применять на практике изученные приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом че...

Конспект урока по математике 4 класс по теме "Решение задач с помощью таблиц и чертежей"

В данном уроке показана особенность работы в сменных группах....

План-конспект урока по математике(4 класс)на тему:Решение примеров и задач.

Конспект урока по математике.Решение примеров и задач.4 класс...

Конспект урока по математике 3 класс по теме " Решение задач на кратное сравнение"

Урок построен по  технологии деятельностного метода...