Главные вкладки

    Разработка технологической карты по математике. 2 класс.
    методическая разработка по математике (2 класс) на тему

    Завидова Ирина Валерьевна

    Технологическая карта по математике. Тема урока: Умножение числа 4.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta.docx41.47 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 

                                                                     Технологическая карта

    для работы по УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

    МАТЕМАТИКА

    2 класс

     

    Учитель: Завидова Ирина Валерьевна

                                                                       на  2011-2012 уч. год

    Тема

    Умножение числа 4.

    Цели

    Продолжить формировать представление о действии умножения, взаимосвязи действия сложения с действием умножения.

    Составление таблицы умножения числа 4 в пределах 20.

    Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

    Закрепить таблицы умножения с числами 2,3; умения решать задачи и примеры на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

    Термины и понятия

    Результат действия умножения, умножение, удобный способ вычисления, таблица умножения числа 4 в пределах 20.


                                                                              Технологическая карта

    Планируемый результат

    Личностные умения

                                  Метапредметные умения

                 Предметные умения

    1. Проявлять:

    - интерес к изучению темы;

    - желание помочь Ане;

    - позитивное отношение к составлению списка школьных принадлежностей и обоснованию его соответствия обозначенной сумме.

    Познавательные  умения:

    - определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического действия, обосновывать своё суждение;

    - определять взаимосвязь между действием умножения и действия сложения, обосновывать своё мнение;

    - использовать приобретенные знания в практической деятельности.

    Регулятивные умения:

    - учитывать правило при выполнении учебного задания;

    - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    - выполнять учебное действие по плану.

    Коммуникативные умения:

    - комментировать учебное действие, используя разные варианты представления арифметического выражения;

    - формулировать собственное мнение;

    - формулировать коррективные высказывания в рамках учебного диалога;

    - адекватно использовать речь для представления результата.

    1. Подбирать к арифметическому выражению с действием сложения соответствующее выражение с действием умножения.
    2. Заменять суммы одинаковых слагаемых действием умножения.
    3. Составлять таблицу умножения числа 4 в пределах 20.
    4. Вычислять арифметические выражения в пределах 20, используя действие умножения.

            Организация образовательного пространства

    Метапредметные связи

    Ресурсы

    Форма работы

    Технология

    Тема «Разметка».

    Информационный материал: учебник «Математика» ч.1, Рабочая тетрадь №1.

    Интерактивный материал: счетные карточки с картинками, таблица умножения числа 4, таблица Пифагора.

    Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями, счетные палочки.

    Фронтальная;

    индивидуальная (*);

    парная (**).

    Технология изучения темы

    I этап. Самоопределение к деятельности

    Цели деятельности

                                 Ситуативное задание

           Планируемый результат

    1. Мотивировать к изучению темы.
    2. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани.
    3. Выявить уровень представления детей о приемах вычисления арифметических выражений.

     - Ребята, вы готовы к уроку? (Да!)

                     На вас надеюсь я, друзья.

                     Мы хороший дружный класс.

                     Всё получится у нас!

       Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые секреты таблицы умножения.

     Итак, мы начинаем.

        Представьте себе девочку Аню. (Учитель показывает картинку ученицы  или куклу).

        Аня идет учиться во второй класс. Она, девочка ответственная, решила заранее подготовиться к школе и составила список нужных ей школьных принадлежностей. Узнав их цену, Аня записала на листочке:

     «3 простых карандаша по 4 рубля, 5 цветных карандаша по 4 рубля, 9 тетрадей по 2 рубля, 2 альбома для рисования по 7 рублей, 2 резинки по 3 рубля, 3 линейки по 3 рубля, 4 кисточки для рисования по 4 рубля ».

       Аня задумалась. Хватит ли ей денег, чтобы купить все по списку, если мама выделила ей 70 рублей? Как это узнать?

       Ребята, можете ли вы помочь Ане определить, достаточно ли ей денег на покупки, которые необходимы для подготовки к школе?

         Ученикам предоставляется возможность предложить свои         способы решения проблемы. В заключение подводим детей к   выводу: для того чтобы помочь Ане, нужны специальные знания и умения. Есть ли у вас желание помочь Ане?

    Личностные умения:

    - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ане.

    Познавательные умения:

    - анализировать способы вычисления.

                                                       II этап. Учебно – познавательная деятельность

    Цели деятельности

    Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

    Планируемый результат

    Цели:

    1. Научить:

    - составлять таблицу умножения с числом 4 в пределах 20;

    - использовать приобретенные умения при решении арифметических выражений и задач на умножение;

    - выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

    - выполнять учебные задания в паре.

    1. Закрепить:

    - таблицы умножения с числами 2, 3 в пределах 20;

    - взаимосвязь между действием сложения и действием умножения.

    1. Продолжить знакомство:

    - с термином

    «умножение»,

    - с таблицей Пифагора.

    I.Диагностика знаний и умений

      Итак, для начала повторим изученное:

    (задания напечатаны на отдельных листах (*)

    1. Запишите арифметические выражения используя действие сложения и вычислите их.

    1. По 3 взять 5 раз.            Ответы:         3+3+3+3+3=15  
    2. По 4 взять 4 раза.                                  4+4+4+4=16

    2. Выполните вычисления арифметических выражений и запишите только ответы в строчку через запятую.

    2 х 2, 3 х 5, 3 х 3, 2 х 7, 3 х 4, 2 х 5, 2 х 9,

    3 х 6, 2 х 6, 2 х 10, 3 х 2, 2 х 8, 2 х 4.

    Ответы: 4, 15, 9, 14, 12, 10, 18, 18, 12, 20, 6, 16, 8.

    3.  Поставьте знак сравнения (>, <, =).

    2 х 4…7        15…3 х 5

    3 х 4…19        11…3 х 3

    2 х 7..12               19…3 х 6

    4. Составьте по рисункам арифметические выражения на умножение и вычислите их.

        Прочтите примеры на умножение разными способами.

    (… умножить на …; по … взять … раз; трижды шесть , дважды два)

    5. Впишите в таблицу там, где стоят точки, результат вычисления.

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    2

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

    3

     .

     .

     .

     .

     .

    4

     .

     .

     

     

    5

     .

     .

     

    6

     .

     .

    7

     .

    8

     .

    9

     .

    10

     .

    II.Работа над новым материалом

    - Сегодня мы будем составлять таблицу умножения числа 4, которую потом должны  будем хорошо запомнить.

    - С какого примера мы начинали составлять таблицу умножения числа 2? (2 х 2.) А таблицу на3? (3 х 2.) Что общего в этих примерах? (Второе число равно 2.)

     

    - Как вы думаете, с какого примера мы начнем составлять таблицу умножения числа 4? (4 х 2.) Сколько получится? (8.) Как узнали? (По 4 взяли слагаемым 2 раза.) Запишите. (4 х 2=4+4=8.)

    - Запишите теперь следующий пример умножения числа 4. Чему должно быть равно второе число в этом примере? (3.) Какой пример вы записали? (4 х 3.) Сколько получится? (12.) Как узнали? (По 4 взяли слагаемым 3 раза.) Подумайте. Как вычислить быстрее, зная результат предыдущего примера? (Надо к 8 прибавить 4, получится 12.) Запишем оба способа вычислений так: 4 х 3=4+4+4=8+4=12.

    - Назовите следующий пример в таблице умножения числа 4. (4 х 4.)

    Сколько получится? Как вычисляли? Как вычислить быстрее? Запишите оба способа вычислений: 4 х 4=4+4+4+4=12+4=16.

    -Можете ли вы составить еще один пример в таблице умножения числа 47 (Да.) Назовите этот пример. (4 х 5.) Сколько получится? (20.) Как вычисляли? (По 4 взяли слагаемым 5 раз или к 16 прибавить 4.) Запишите оба способа вычислений:4 х 5=4+4+4+4+4=16+4=20.

    Итак: 4 х 2=4+4=8

               4 х 3=4+4+4=12

               4 х 4=4+4+4+4= 16

               4 х 5=4+4+4+4+4=20

    - Посмотрите внимательно на получившиеся ответы и скажите, что интересного заметили. (Каждый из них больше предыдущего на 4.) Почему? Как вы думаете? (Потому, что мы умножали число 4 последовательно на числа от 2 до 5.)

    - Давайте заполним нашу таблицу умножения (на листочках), подставив получившиеся значения при умножении числа 4 с числами 2, 3, 4, 5.

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    2

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

    3

     .

     .

     .

     .

     .

    4

     .

     .

    16

    20

    5

     .

     .

    20

    6

     .

     .

    7

     .

    8

     .

    9

     .

    10

     .

    - Молодцы, справились с заданием.

    III.Физкультминутка

         Солнце глянуло в кроватку…

         Раз, два, три, четыре, пять.

         Все мы делаем зарядку,

         Надо нам присесть и встать.

         Руки вытянули  шире,

         Раз, два, три, четыре, пять.

         Наклонились – три, четыре,

         И на месте поскакать.

         На носок, потом на пятку.

         Все мы делаем зарядку!

    IV. Проверка усвоения нового материала

    1. Учебник, с.48, №4

    - О чем говорится в задаче? Сколько открыток купил папа? (3.) Сколько стоила каждая открытка? (4 р.)

    Какой вопрос задается в задаче? Как выполним решение? (4 х 3=12.) Запишите решение в тетрадях.  Что означает первое число в выражении? Что означает второе число в выражении? Как будет звучать ответ? (Папа заплатил 12 рублей.)

    1. Учебник, с.48, №5

    - О чем говорится в задаче? Сколько раз участвовала спортсменка в соревнованиях? (2.) По сколько медалей она завоёвывала на этих соревнованиях? (По 4.) Как узнать, сколько всего медалей завоевала спортсменка? (4 х 2=8.)

    - Как вы думаете? Что необходимо спортсмену. Чтобы добиваться хороших результатов и побеждать на соревнованиях? (Заслушиваем ответы детей.)

    1. Составь задачу по рисунку и реши её.

    (Учитель выставляет рисунок. Задача детей -  составить условие задачи по картинкам и решить её.)

    - Посмотрите теперь на другой рисунок. Что на нем изображено? Сколько груш на каждой тарелке? Сколько всего груш? Как узнали?

    - Итак, мы записываем два примера:

    3 х 4=12

    4 х 3=12

    1. Рабочая тетрадь, с.46, №2

    - Какие  фигуры изображены в задании? (Четырехугольники, многоугольники.) Обозначьте вершины каждого многоугольника буквами. Сколько многоугольников? По сколько букв у каждого многоугольника? Сколько вам понадобилось букв? Запишите решение самостоятельно. (4+4=4 х 2=8 букв.)

    1. Рабочая тетрадь, с.46, №3

    - Дорисуй, где нужно, яблоки в пакетах так, чтобы в каждом пакете было по 4 яблока. Сколько всего яблок получилось? Проверка выполнения задания.

    1. Работа в парах (**)

     - А теперь я буду называть примеры на умножение, а вы используя счетные палочки выложите получившееся число.

    1. По 4 взять 3 раза;
    2. По 4 взять 5 раз;
    3. По 4 взять 2 раза;
    4. По 4 взять 4 раза.

    Диагностические задания:

    1. Запишите арифметические выражения используя действие сложения и вычислите их.

    1. По 3 взять 5 раз.
    2. По 4 взять 4 раза.

    2. Выполните вычисления арифметических выражений и запишите только ответы в строчку через запятую.

    2 х 2, 3 х 5, 3 х 3, 2 х 7, 3 х 4, 2 х 5, 2 х 9,

    3 х 6, 2 х 6, 2 х 10, 3 х 2, 2 х 8, 2 х 4.

    3. Поставьте знак сравнения (>, <, =).

    2 х 4…7        15…3 х 5

    3 х 4…19        11…3 х 3

    2 х 7..12               19…3 х 6

    4. Составьте по рисункам арифметические выражения на умножение и вычислите их.

    5. Впишите в таблицу там, где стоят точки, результат вычисления.

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    2

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

    3

     .

     .

     .

     .

     .

    4

     .

     .

     

     

    5

     .

     .

     

    6

     .

     .

    7

     .

    8

     .

    9

     .

    10

     .

    Познавательные умения:

    - определять связь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновать своё суждение;

    - использовать данные таблицы Пифагора для вычисления арифметических выражений;

    - применять приобретенные умения при решении арифметического выражения и задач на умножение.

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

    Коммуникативные умения:

    - выполнять учебные задания в паре;

    - формулировать высказывания, используя математические термины.

    Предметные умения:

    - составлять таблицу умножения чисел от 2 до 4 в пределах 20;

    - комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления;

    - решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

                                                                 III этап. Интеллектуально-преобразовательная

     Цели деятельности

                                       Варианты заданий

             Планируемый результат

    1. Стимулировать

    желание оказать помощь Ане.

    1. Научить:

    - использовать таблицы Пифагора для вычисления арифметических выражений;

    - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

    - планировать своё действие в соответствии с целью;

    - представлять результат своей деятельности.

    Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

    1. выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
    2. выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
    3. самоорганизацию по выполнению задания:

    - планирование деятельности;

    - выполнение задания;

    - представление результатов деятельности.

    - Вернемся к списку, составленному Аней. (Перед детьми, отпечатанный лист со списком школьных принадлежностей.)

    - Подумайте, как узнать, хватит ли Ане денег, если мама дала ей 70 рублей?

    Вариант 1:

    Информативный вариант

      Список школьных принадлежностей  включает:

    3 простых карандаша по 4 рубля, 5 цветных карандаша по 4 рубля, 9 тетрадей по 2 рубля, 2 альбома для рисования по 7 рублей, 2 резинки по 3 рубля, 3 линейки по 3 рубля, 4 кисточки для рисования по 4 рубля.

      Вычислите стоимость каждого вида школьных принадлежностей, используя действие умножения.

    1. 4…3=
    2. 4…5=
    3. 2…9=
    4. 7…2=
    5. 3…2=
    6. 3…3=
    7. 4…4=

      Вычислите общую стоимость школьных принадлежностей, сложив результаты предыдущих вычислений. Хватит ли денег для покупки школьных принадлежностей, которые были в этом списке, если у Ани было 70 рублей?

    Вариант 2:

    Импровизационный вариант

      Список школьных принадлежностей включает:

    3 простых карандаша по 4 рубля, 5 цветных карандаша по 4 рубля, 9 тетрадей по 2 рубля, 2 альбома для рисования по 7 рублей, 2 резинки по 3 рубля, 3 линейки по 3 рубля, 4 кисточки для рисования по 4 рубля.

      Из списка Ани выберите школьные принадлежности, которые можно приобрести на 70 рублей. Подтвердите правильность своего выбора вычислениями.

    Вариант 3:

    Эвристический вариант

      Составьте список необходимых школьных принадлежностей, общая сумма которых будет равна 70 рублям.

    Личностные умения:

    - проявлять желание помочь Ане.

    Познавательные умения:

    - выбирать вариант выполнения задания;

    - использовать данные таблицы Пифагора для вычисления арифметических выражений.

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

    Коммуникативные умения:

    - адекватно использовать речь для представления результата.

    Предметные умения:

    - вычислять арифметические выражения, используя действия сложения и умножения.

                                                                               IV этап. Рефлексивная деятельность

      Цели деятельности

                         Самоанализ и самооценка ученика

             Результат деятельности

    1. Научить:

    - соотносить полученный результат с поставленной целью;

    - оценивать результат своей деятельности;

    - оценивать результат учебной деятельности.

    - Понравился ли вам урок? Чем понравился?

    Что нового и интересного узнали на уроке? Чему  учились?

                                                        Самоанализ

    Закончите предложения:

    1. Для меня важно научиться уметь умножать, потому что…
    2. Чтобы считать быстро и без ошибок, нужно…

                                                        Самооценка

    Закончите предложение:

       Я … (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) сам(а).

    Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

      Цели деятельности

                               Самоанализ и самооценка учителя

              Результат деятельности

    1. Соотнести

    полученный результат с поставленной целью.

    1. Оценить

    результат своей деятельности.

    Цели темы:

    Продолжить формировать представление о действии умножения, взаимосвязи действия сложения с действием умножения.

    Составление таблицы умножения числа 4 в пределах 20.

    Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

    Закрепить таблицы умножения с числами 2,3; умения решать задачи и примеры на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

    Ключевые умения

    Личностные умения:

    - позитивно относиться к процессу составления списка школьных принадлежностей и обоснованию его соответствия обозначенной сумме.

    Познавательные умения:

    - использовать приобретенные знания в практической деятельности.

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное действие по плану.

    Коммуникативные умения:

    - комментировать учебное действие, используя разные варианты представления арифметического выражения.

    Предметные умения:

    - вычислять арифметические выражения в пределах 20, используя действие умножения.

    Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по математике 1 класс «Изучение числа два и цифры 2»

    Разработка урока по математике 1 класс «Изучение числа два и цифры 2»...

    Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

    (II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

    Разработка урока по математике 2 класс по системе Занкова по теме "Корень уравнения"

    Урок математики 2 класса "Корень уравнения" по системе Занкова разработан в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения...

    Разработка урока по математике 2 класс по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по теме: "Числовая прямая"

    Урок составлен в рамках программы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова. На заданном уроке  дети работают с числовой прямой. Работа направлена на всестороннее её изучения....

    Разработка урока по математике 2 класс Задачи на умножение

    разработка урока по математике для 2 класса...

    Методическая разработка по математике 2 класс. Урок-путешествие. Закрепление по теме: Приёмы устного счёта в пределах 100

    Методическая разработка по математике 2 класс.  Урок-путешествие. Закрепление по теме:  Приёмы устного счёта в пределах 100...