Виды четырёхугольников.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок наглядной геометрии - 3 класс. Нак данном уроке дети повторяют свойства прямоугольника и квадрата, и на их основе знакомятся с ромбом, параллелограммом, трапецией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_naglyadnaya_geometriya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Виды четырёхугольников.

Цели:                                                                                                                                                        -  расширить знания детей о видах четырёхугольников, противоположные стороны которых равны и параллельны;
- тренировать практические навыки построения геометрических фигур;
- закрепить имеющиеся знания, умения и навыки детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Начертить в тетради горизонтальную прямую. Отметить синим карандашом точку, не лежащую на этой прямой. Провести через неё прямую, параллельную данной.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Театрализованная сказка «Родственники» 

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид.

                                                 

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
– Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны все мои равны, углы прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один с другим совпадут. Если перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравнятся. Захочу перегнуться по любой прямой, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются.  Красивее меня  нет фигуры на свете! И вы не удивляйтесь, если увидите  меня то большим, то маленьким: я по размеру сторон могу  и у нас имеется общее название, – отвечает прямоугольник. Стали они искать и обнаружили эти признаки – свойства.

- Какие  признаки - сходства у квадрата и прямоугольника?  Какое общее название  этих фигур? - Четыре стороны, четыре  угла -
четырехугольники.

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга, Стали они теперь быть всяким. Только красота моей фигуры от этого не изменится.                                                                         – Как же зовут тебя, брат? – спрашивали все встречные.
– А зовут меня просто! ( дети называют фигуру –
квадрат) 
Ходил Квадрат по свету и стало тяготить его одиночество: ни     побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в дружной и             хорошей компании не приходится. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.
– Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, – думал Квадрат, – ведь он на меня должен быть чем-то похож. Однажды он встречает на пути        вот такую фигуру.

Стал квадрат к ней присматриваться. Что-то знакомое, родное обнаруживал он в этой фигуре. И спросил он тогда:  как зовут тебя, приятель?
– Называют меня… (дети называют фигуру –
прямоугольник)
– А мы не родственники с тобой? – продолжал спрашивать квадрат.
– Я бы тоже был рад узнать об этом. Правда, по размерам и по соотношению моих смежных сторон я могу быть разным. Но если у нас найдутся общие неизменные  признаки,  значит,  мы  с тобой из одного рода вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе  веселиться, вместе по
белу свету шагать.

- Ребята, а как вы думаете, найдутся ли ещё родственники у прямоугольника и квадрата? Сейчас мы это выясним.

2. Изучение нового материала.                                                                                                         (У  каждого   ученика   на   парте   лист  с  изображёнными  ромбом, параллелограммом  и  трапецией).

а) Измерьте  стороны    первой  фигуры,  определите, какие  у неё углы.

Дети  с помощью линейки выполняют задание.
- Что вы можете сказать об этой фигуре? (ответы детей)

                                 Все услыхали шум и гам.
                                 В чём дело? Что случилось?
                                 Прямоугольник раздавили там,
                                 Он зваться стал
– параллелограмм.

- Сейчас мы построим с вами эту фигуру в тетрадях.

Алгоритм построения параллелограмма:

1. Начерти две пересекающиеся прямые.
2. Поставь ножку циркуля в точку их пересечения и произвольным радиусом сделай засечки на одной прямой.
3. Измени радиус и сделай то же на другой прямой.
4. Соедини четыре получившиеся точки.                                                               -
Это параллелограмм.

Вывод: У параллелограмма противоположные стороны равны и параллельны, четыре угла: два тупых и два острых.

- Есть ли сходство у параллелограмма с прямоугольником и квадратом?       - Можно ли назвать их родственниками?  (ответы детей)

б)  Аналогичная работа проводится со второй фигурой.                                               Дети  с помощью линейки выполняют задание. Делают вывод, что  у фигуры четыре стороны и  все  они  равны.

- Можно ли назвать эту фигуру квадратом?
- Нет, так как у неё 2 угла  - острые,  2 - тупые.

Вывод: Параллелограмм, у которого все стороны равны, 2 угла острых и 2 тупых - называют  ромбом.

- Есть ли сходство у ромба с уже известными нам фигурами? (ответы детей)                                                                                                                                          - Можем ли мы ромб назвать четырёхугольником?

в) Аналогичная работа проводится с третьей фигурой.

                                 От треугольника вершину,
                                Отрезав ножницами, вмиг,
                                Увидим новую картину,
                                На тонущий похожа бриг.
                                Не Атлантида, не Венеция,
                                Явилась нам -
трапеция.

Вывод: У трапеции четыре стороны, две из которых параллельны и четыре угла: 2 тупых и 2 острых. Это четырёхугольник.

- Ребята, мы познакомились сегодня с новыми фигурами: параллелограммом, ромбом и трапецией. Можем ли мы сказать, что они являются родственниками квадрата и прямоугольника? Почему?

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного.

На каждой парте лежит лист с изображёнными геометрическими фигурами. Выпишите из них номера:                                                                                                                         а) параллелограммов;                                                                                              б) ромбов;                                                                                                                                   в) трапеций;                                                                                                                              г) лишних фигур.

1

2

1

4

1

11

8

5

3

7

6

10

9

12

6

13

VI. Повторение.

а) графический диктант (изображение оленя);
б) изобразите в тетради острый угол АСВ;
в) Найди периметр пятиугольника, у которого все стороны равны 8 см.

VII. Подведение итогов урока.

- Какие виды четырёхугольников рассмотрели на уроке? Охарактеризуйте их.

VIII. Домашнее задание.  Начертить трапецию и ромб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Четырёхугольники 4 класс

Технологическая карта урока по теме: "Четырёхугольники" 4 класс УМК "Планета знаний"...

Многоугольники и четырёхугольники

Технологическая карта урока математики с прописанными УУД, формируемыми на каждом этапе урока. УМК "ПНШ"....

Технологическая карта урока по теме " Периметр четырёхугольника"

Технологическая карта урока по теме  "Периметр четырёхугольника"...

Урок математики в 1-м классе. Тема: «Многоугольники и четырёхугольники»

Знакомство с геометрическими фигурами по программе "Перспективная начальная школа"....

Конспект + презентация урока математики по теме: "Многоугольники и четырёхугольники" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: формирование способности учащихся к новому способу действия:  нахождению и распознаванию  многоугольников и четырехугольников, сравнению  геометрических фигур...

Технологическая карта урока "Четырёхугольники" (4 класс)

Технологическая карта по математике для 4 класса (УМК "Планета знаний")...

Технологическая карта урока математики с использованием ИКТ - технологии обучения по теме «Четырёхугольники. Квадрат. Черчение квадрата по заданным вершинам» (2класс)

Пояснительная записка       Технологическая карта урока математики  с использованием информационно – коммуникативных технологий  с элементами здоровьесбер...