Урок математики по теме "Равенства и неравенства" по программе Л. Г. Петерсон
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

В данный урок включён региональный компонент. Урок не только позволяет сформироать представления о равенствах и неравенствах, но и расширить знания учащихся о г. Кемерово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ravenstva_i_neravenstva.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Тема: Равенства и неравенства

Цели: 1. Сформировать представления о равенстве и неравенстве как о видах высказываний.

               Учить определять в простейших случаях их истинность и ложность.

               Повторить понятия переменной и выражение с переменной.

               Закрепить умения решать составные задачи, отрабатывать вычислительные навыки.

           2. Развивать логическое мышление,  развивать математическую речь при чтении

               выражений, при обосновании выбора арифметических действий.

           3. Расширять знания учащихся о городе Кемерово.

               Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма.

Оборудование: схема задачи, карточки с задачей, таблица с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент

                           Будем отвечать активно,

                           Хорошо себя вести,

                          Чтобы гости дорогие

                          Захотели вновь прийти!

II.  Минутка чистописания

               120 : ( 5 . х )

У. Прочитайте запись.

     Как называется такая запись в математике?

Д. Выражение с переменной.

     Буквенное выражение.

У. Посмотрите, Оля предложила такие значения переменной:

                   1; 2; 3; 4; 6; 8; 12; 24;

      А Юра такие:

                   0; 1; 2; 3; 4; 6; 8; 12; 24;

     Кто из них прав?

     Обоснуйте свой ответ.

У. Подумайте, какое из данных чисел кратно всем остальным?

Д. Число 24.

У. Из каких цифр оно состоит?

     Пропишите их по образцу.

III. Устный счёт

1   к

2   е  

3  м

4   е

6   р

8   о

12 в

24 о

У. Соотнесите числа с буквами, записанными на плакате.

У. Какое слово получилось?

Д. Кемерово.

У. Какой год считается годом рождения города Кемерова?

Д. 9 мая 1918 года.

У. Как сначала назывался наш город?

Д. Город Щегловск.

У. В каком году его переименовали?

Д. 27 марта 1932 года.

У. Посчитайте, сколько лет исполнится нашему городу в этом году?

Д. 87 лет.

У. Как вы узнали?

Д. 2005 – 1918 = 87

У. Расскажите о нашем городе в цифрах.

  1. В городе действуют 7 государственных высших учебных заведений;
  2. Функционируют 17 колледжей и техникумов;
  3. В Кемерово 99 общеобразовательных школ;
  4. В нашем городе 5 музеев;
  5. У нас 4 профессиональных театра;
  6. В городе насчитывается 50 библиотек;
  7. Работают 600 спортивных сооружений;
  8. Действуют 5 кинотеатров;
  9. Для развития творческих способностей детей направлена деятельность 6 музыкальных и 2 художественных школ, 5 школ искусств.

У. Как называются такие предложения в математике?

Д. Высказывания.

У. А это высказывание?                

В каком районе города мы живём?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Потому что это предложение не является ни верным, ни неверным.

У. Измените, предложение так, чтобы оно стало высказыванием.

Д. Мы живём в Заводском районе города Кемерова.

У. В этом году наш район отмечает свой юбилей.

     Сколько лет исполняется Заводскому району в этом году?

Д. 60 лет.

У. Посчитайте, в каком году был образован Заводский район?

Д. 1945 году.

У. Как вы узнали?

Д. 2005 – 60 = 1945

У. Отметьте в тетради «+» - верные высказывания, « - » - неверные высказывания.

  1. В нашем городе 5 районов.
  2. Первое месторождение угля на правом берегу реки Томи открыл Михайло Волков.
  3. В нашем городе открыли парк Кутузова.
  4. Театр Драмы находится в Ленинском районе.
  5. На набережной стоит  Мемориал войнам-кузбассовцам.
  6. Раньше улица Сибиряков-Гвардейцев называлась Садовая.

Проверка по образцу.                                                                                                 +  +  --  --  +  +

IV. Актуализация знаний. Постановка проблемы

48 : 6 = 7

72 . 205 = 205 . 72

64 = 8 . 8

75 . 30 < 75 . 20

100 – 29 > 100 – 39

а < 5

72 : 4 + 6

У. Прочитайте предложения.

     Какое предложение может быть лишним?

Д. а < 5, потому что здесь есть переменная.

     72 : 4 + 6, потому что это не высказывание.

У. Что нужно дописать, чтобы получилось высказывание?

Д. 72 : 4 + 6 = 24

     72 : 4 + 6 > 20

У. На какие группы можно разбить все полученные высказывания?

Д. Высказывания, в которых есть знак «=» и в которых нет.

У. Подумайте, как можно назвать высказывания со знаком «=»?

Д. Равенство.

У. А как можно назвать высказывания со знаками «>» или «<»?

Д. Неравенство.

У. По какому ещё признаку их можно разделить?

Д. Где правильно стоит знак и где неправильно.

У. Как можно назвать правильно записанные высказывания?

     И неправильно записанные высказывания?

Д. Верными и неверными.

У. Назовите верные равенства и неравенства.

     Докажите.

     Назовите неверные равенства и неравенства.

     Докажите.

     Какое высказывание вызвало у вас затруднение?

     Почему?

Д. Потому что при одних значениях переменной неравенство будет верным, а при других

     неверным.

V. Сообщение темы урока

У. Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Д. Научиться определять, являются верными или нет равенства и неравенства.

VI. «Открытия» нового знания

     а < 5

У. При каких значениях переменной неравенство будет истинным?

Д. 0, 1, 2, 3, 4

У. Это записывается так: а < 5  { 0, 1, 2, 3, 4}

У. А при каких значениях переменной будет ложным?

Д. При остальных значениях.

У. Что надо сделать, чтобы определить истинность высказывания с переменной?

Д. Надо определить множество значений переменной, при которых оно истинно.

Чтение вывода  по учебнику стр.74

Вывод: Что такое равенство?

              Что такое неравенство?

              Какие бывают равенства и неравенства?

              Как определить истинность или ложность буквенных выражений?

VI. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику стр. 74

№ 1 (е, ж, з, и)

№ 2 (а, г, д, е, з)

2. Прочитайте высказывания.

                 4 меньше 20 в 5 раз

                 m больше n на 10

   Подумайте, как записать эти высказывания в виде равенства.

20 : 4 = 5                 m = n + 10

20 : 5 = 4                 m – n = 10

4 . 5 = 20                 m – 10 = n

Физминутка

              Раз, два, три, четыре, пять!

              Все умеем мы считать

              Отдыхать умеем тоже –

              Руки за спину положим,

              Голову поднимем выше

              И легко – легко подышим.

              Раз, два, три, четыре, пять!

              Топаем ногами.

              Раз, два, три, четыре, пять!

              Хлопаем руками.

VII. Самостоятельная работа

    k + 17 = 65

    y . 2 = 18

    300 : x = 6

    102 – a = 102

   

У. Посмотрите на записи.

     Как по-разному можно назвать эти записи?

Д. Буквенные выражения.

     Выражения с переменной.

     Равенства.

 У. При каком значении переменной верны равенства?

      Запишите два равенства по выбору.

Проверка.

У. Назовите значение переменной k, y, x, a.

Д. 48  9  50  0

У. Прочитайте, какое многозначное число получилось?

Д. 489.500

У. Это число показывает численность городского населения.

VIII. Повторение

1. Составление и решение задач.

а)  В Заводском районе проживает 106.200 человек, в Ленинском – на 43.200 человек больше, чем

     в Заводском, а в Центральном – на 24.400 человек меньше, чем в Ленинском. Сколько человек  

     проживает на левом берегу города Кемерово?

У. Прочитайте внимательно задачу.

     Что интересного мы можем узнать о нашем городе из этой задачи?

     Что известно в этой задаче?

     Что надо найти?

     Как будете рассуждать?

Д. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сначала найти количество людей в Ленинском районе,

      затем количество людей в Центральном районе, а потом сложить все части.

У. Запишите решение задачи по действиям или выражением.    

                                                                                                                                                2 ученика  

Проверка                                                                                                                                за доской

У. Объясните решение задачи.

    Задайте вопросы по математике.

У. Какие ещё вопросы можно задать к данному условию?

     А можно по данному условию узнать: «Сколько людей проживает на правом берегу?»

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Не хватает данных в условии?

У. Каких?

Д. Мы не знаем, сколько всего людей в городе Кемерова?

У. Добавим это в условие задачи.

    Запишите решение.

    Сколько людей проживает на правом берегу?

                     

б)                                    2ч 10мин      4мин      4мин        4мин

                 Кемерово                                                                               Белово

             0                 8ч 50мин

У. Составьте задачу по схеме.

Д. Из Кемерова в Белово 8ч 50 мин отправился автобус. Расстояние от Кемерова до Белова

    автобус проходит за 2 ч 10 мин. По дороге делает три остановки по 4 мин.

   В котором часу прибудет автобус в Белово?

У. Запишите решение самостоятельно.

Взаимопроверка                                                                        

в) Выполните вычисления

1 уровень 108.324 : 9 = 12.036            Мы -

                  486.960 : 8 = 60.870            дети

2 уровень 3.661.420 :7 = 523.060        шахтёрского

                  2.707.512 :3 = 902.504        края

У.  Какое предложение получилось?

      Это высказывание?

      Как вы его понимаете?

Д. В нашей области работает много шахт по добыче угля.

IX. Итог урока

У. Какие задания вам больше всего понравились?

     Какие задания для вас оказались очень трудными?
    Кто у нас сегодня был самым внимательным и не сделал ошибок?
    Что нового вы узнали на уроке?

X. Д/з

№10, №12, №14* стр. 76

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП уроков математики во 2 классе по программе Л.Г. Петерсон

КТП уроков математики во 2 классе по программе Л.Г. Петерсон...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

План – конспект урока математики в 3 классе по программе Л. Г. Петерсон по теме «Письменный приём умножения на однозначное число» со ссылками на ЦОР.

Урок изложения нового материала с достаточной долей самостоятельности детей в процессе учебной деятельности. Большое внимание уделено формированию у учащихся навыков самоконтроля, рефлексии собственно...

План – конспект урока математики в 3 классе по программе Л. Г. Петерсон по теме «Часы. Определение времени по часам» со ссылками на ЦОР.

Урок изложения нового материала с достаточной долей самостоятельности детей в процессе учебной деятельности. Большое внимание уделено формированию у учащихся навыков самоконтроля, рефлексии собственно...

План – конспект урока математики в 3 классе по программе Л. Г. Петерсон по теме «Единицы длины» со ссылками на ЦОР.

Урок изложения нового материала с достаточной долей самостоятельности детей в процессе учебной деятельности. Большое внимание уделено формированию у учащихся навыков самоконтроля, рефлексии собственно...

Использование личностного опыта ребенка при освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока по математике в 4 классе по программе Л.Г. Петерсон

Использование личностного опыта ребенка  при  освоении темы сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем. (Конспект урока  по математике в 4 классе по программе Л.Г. ...