Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
методическая разработка по математике на тему

Харебова Татьяна Геннадьевна

Применение инновационных технологий в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informacionnaya_karta_innovacionnogo_opyta_uchastnika.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

  1. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта Харебова Татьяна Геннадьевна

Учреждение, в котором работает автор опыта МОУ гимназия № 14 города Ейска муниципального образования Ейский район Краснодарского края

Контактная информация (адрес, телефон, e-mail) 353680 Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Коммунистическая 49/12; телефон (86132) 46543; E-mail: school14@eisk.kubannet.ru

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала учитель начальных классов

Стаж работы в должности 22 года

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 Технология стратовой дифференциации обучения младших школьников при изучении математики

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 Возникла необходимость в подготовке учащихся к обучению в профильных классах. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности, формирование адекватной самооценки, что впоследствии позволяет практически безболезненно перейти к модели специализированного обучения в среднем и старшем звене гимназии.

3.Идея изменений (в чем сущность ИО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (страты) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетания коллективной и самостоятельной работы внутри самой группы.

В страты (группы подвижного состава) учащиеся группируются по способу усвоения и переработке информации, а также на основании индивидуальных особенностей, интересов, уровня подготовки (по математике) и мотивации учебно – познавательной деятельности.

Первая страта (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости по математике. Однако допустимо сюда и включение школьников со средними учебными возможностями, но достаточно сильной мотивацией учения и высоким уровнем развития познавательного интереса к предмету.

Во вторую страту (средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости по предмету,

Третью страту (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса к математике и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

Состав страты позволяет адаптировать содержание урока к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на зону ближайшего развития каждого школьника, что, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 Особенности учебно-воспитательного процесса в условиях стратового обучения заключаются в ориентации педагогической стратегии на личностные особенности школьников.

Для первой страты (высокий уровень) главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психических функций. Существенным моментом для учителя является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей предполагается разработка индивидуальной стратегии обучения и развития.

Во второй страте (средний уровень) наиболее важной будет деятельность учителя по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей страты (низкий уровень). Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода к обучению внутри самой страты. В данной страте дополнительно необходимо:

- анализ процесса обучения и индивидуальных особенностей личности с целью поиска причин отставания;

- составление специальных программ развития для отдельных учащихся;

- проведение пропедевтических уроков, главным содержанием которых является формирование интереса к предмету и мотивации на его изучение.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 В организации педагогического процесса при стратовой дифференциации обучения важно соблюдение следующих условий:

- ведение дневников психолого-педагогических наблюдений. Регистрация продвижения учащихся;

-постоянная проверка эффективности принятых мер, осуществление их коррекции;

- организация постоянного взаимодействия с родителями учащихся в целях координации воспитательных действий.

Осуществляя стратовую дифференциацию. Учитель должен руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу, благоприятную для учащихся; активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Указанное положение представляется важным не только потому, что учащиеся знают об ожиданиях своих педагогов, но им нужно говорить о том, как они учатся. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации. В работе с учащимися предполагается следующая стратегия педагогических действий:

- непосредственное воздействие на мотивацию через убеждение, разъяснение и стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности;

- воздействие на мотивацию через высокую организацию учебно – познавательной деятельности школьников.

5.Результат изменений

     Анализ учебных достижений по математике на протяжении трёх последних лет обучения, а это – победители  и призёры олимпиад школьного, муниципального (Рыль Катарина  2-е место в 2010 году)  и зонального (Слепов Константин 3-е место в 2010 году)  уровней, призёры (Скрипко Алексей 2-е место, Гмырин Святослав 3-е место)  и лауреаты (7 человек)  заочного всероссийского конкурса  «Интеллект-экспресс» в номинации « Тайны математики» в 2010году, массовое участие детей в математических конкурсах «Кенгуру 2009» - 7 человек, «Кенгуру 2010» -19 человек, «Молодёжный математический чемпионат - 2009/10» - 20 человек подтверждает принятие учащимися технологии стратовой дифференциации обучения и позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентировочного подхода и  повышать качество образования. Уровень успеваемости и обученности по результатам КДР в 2009г. по математике составил - 100%.Самооценка успеваемости учеников по математике также достаточно высока (50% считают, что хорошо знают математику, нормально  - 42%), а количество детей с низким уровнем самооценки знаний по математике за время обучения по стратовой технологии уменьшилась в 2 раза.

Итоговое качество знаний на протяжении 3Х лет держится на уровне 97%

Также изучался уровень притязаний к введению системы стратовой дифференциации обучения. Подавляющее большинство родителей устраивает уровень образования, который дети получают в школе, а также в целом психологическая атмосфера и  особенности взаимоотношений учителей и учащихся.

Кроме   того, стратовая   форма   работы   обеспечивает    более   интенсивное взаимодействие администрации, руководителей  методических объединений, учителей, психолога и родителей учащихся.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

  Накопленный дидактический материал был представлен на Всероссийском творческом конкурсе «Олимпиада: от школьной до всероссийской» под патронажем ООО «Издательский дом «Методист» (г. Москва) в 2010 году. Получен диплом победителя.

Опыт работы по данному проекту обобщён  и представлен на муниципальном уровне в рамках городского семинара учителей 25 марта 2007 года.

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Суть "стратового" обучения состоит в следующем: при сохранении единого класса  происходит распределение учащихся в его рамках на несколько «страт». При этом предмет стратификации преподается во всех стратах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью освоения материала. Структура страт является исключительно гибкой - по истечении каждой учебной четверти возможен переход ученика из одной страты в другую, в соответствии с его учебными достижениями и интересами.

Разделение на страты производится в интересах учащихся на основании индивидуальных свойств, способностей, интересов и их уровня подготовки, при этом учитываются желания учеников и их родителей, экспертная оценка педагога (соответствуют ли желания ребенка его возможностям), а также рекомендации психологической службы школы по результатам личностного и интеллектуального тестирования. На начальном этапе больший вес при распределении учеников по стратам придается желаниям их самих и их родителей, а далее все больший вес приобретают реальные показатели успеваемости и данные психологической службы.

Перемещения учащихся из страты в страту могут быть произведены на основе:

•        успешности освоения программы по предмету и желания ребенка изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне (перемещение вверх или вниз соответственно);

•        необходимости устранить пробелы в знаниях, обусловленные длительными пропусками по болезни (перемещение вниз);

•        явных признаков переутомления ребенка при обучении в рамках данной страты независимо от успеваемости (перемещение вниз);

•        недостаточной для конкретного ученика нагрузки при обучении в рамках данной страты независимо от интереса к изучению данного предмета (перемещение вверх);

•        объективно неблагоприятных взаимоотношений ребенка с учителем или одногруппниками (перемещение вверх или вниз по желанию ребенка);

Все члены учебного процесса (администрация, учителя, учащиеся, родители) информируются о принятом решении, о целях, сути и технологии осуществления  стратовой  формы дифференциации. Психологическая служба школы осуществляет дополнительное исследование учащихся, направленное на выявление уровня мотивации изучения данного предмета у этих учащихся, уровня их интеллектуальных способностей, стрессоустойчивости, уровня притязаний и прочее.

Следующий важный этап работы - подготовка и синхронизация тематического планирования на предстоящий учебный год. А также согласование поурочного планирования на первые две недели учебного года (с целью обеспечения максимального  комфорта при включении новую систему обучения,  в течение этого времени ученикам предоставляется возможность произвольного перехода из страты в страту ).

В самом начале учебного года проводится общее собрание учащихся и родителей, на котором им вновь рассказывают о стратовой системе обучения и оглашают рекомендации  распределения по стратам. Как уже отмечалось, в течение первых двух недель учащиеся имеют право работать в различных стратах , чтобы определить оптимальный для себя уровень и темп изучения предмета.

Состав страт фиксируется по истечении двух первых недель учебного года и дальнейшие перемещения учащихся возможны только по окончании четверти на основании решения педагогического консилиума.

Консилиум, основными задачами которого являются анализ проблем, возникших при реализации стратовой технологии (например, проблема “перенаселенности” определенных страт, проблема адекватности форм и методов преподавания в данной страте), а также вопросы перемещения учащихся из страты в страту, собирается по окончании каждой учебной четверти.

Непосредственное перемещение учащихся из страты в страту организовано следующим образом:

1.        Учитель за две недели до окончания каждой четверти, выделяет группу учащихся, дальнейшее обучение которых в этой страте представляется ему нецелесообразным.

2.        Учитель подаёт списки таких учащихся психологу.

3.        Психолог анализирует имеющуюся у психологической службы информацию по данным ученикам, а при необходимости проводит дополнительные тестирования или собеседования. В отдельных случаях целесообразно приглашение к психологу родителей учащегося для обсуждения перспектив возможного перевода.

4.        Непосредственно на педагогическом консилиуме обсуждается целесообразность перевода “вверх” или “вниз” каждого конкретного ученика.

В стратовой системе несколько изменяются функции оценок. При том что программа для каждой страты одинакова, уровень сложности заданий, предлагаемых учащимся, существенно различается. Также различаются и тексты текущих и тематических контрольных работ, диктантов и пр. Тем самым одна и та же оценка, полученная учащимися разных страт, означает разный уровень освоения программы.

В традиционной образовательной системе оценка прежде всего выполняет функцию соотнесения знаний, умений или навыков учащихся с неким стандартом, определяемым программой, в значительно меньшей степени она выполняет стимулирующую функцию, отражая успехи или неудачи ученика в достижении этого стандарта. Опытные учителя могут привести множество примеров того, как некоторые ученики, достигая реальных успехов в своем развитии и своем познании конкретного предмета, так и не “дорастают” с уровня тройки до уровня хорошей или отличной оценки. Тем самым оценка перестает быть инструментом формирования учебной мотивации.

 В рамках стратовой системы можно говорить о существовании некоего стандарта только внутри каждой страты. Переходя из страты в страту или общаясь с учащимися других страт, ребенок ощущает смену стандартов, понимает их относительность и имеет возможность выбора доступного ему уровня требований. В каждой  страте оценки гораздо более чувствительны к индивидуальным успехам данного ученика и служат более надежным стимулом  к  достижению учебного успеха.

Не утрачивается полностью и ориентация на единые образовательные стандарты. Каждый учебный год завершается общим для всех экзаменом по предметам стратификации (русскому языку и математике), оценки на котором выставляются по единым требованиям. Экзамен построен таким образом, чтобы проверить и подтвердить усвоение учащимися всех страт минимального обязательного уровня, определяемого программой. Экзамен проводится в письменной форме и состоит из двух частей - обязательной (выполнение которой обеспечивает ученику удовлетворительную оценку) и дополнительной (выполнив которую можно повысить оценку до хорошей или отличной). Все учащиеся заранее предупреждаются об условиях проведения   экзамена и критериях оценки.

Работа учителя в рамках стратовой системы несколько отличается от работы в разноуровневом классе, так как в рамках одной страты собраны учащиеся примерно одного уровня обученности, а также более или менее сходные по темпу освоения новой информации и по мотивации изучения данного предмета.

При планировании урока в стратовой системе основное внимание уделяется выбору оптимального для данной страты соотношения объема информации и количества упражнений, необходимых для ее усвоения и закрепления. Чем ниже уровень страты, тем большее количество упражнений на непосредственное усвоение информации должен запланировать учитель. Чем выше уровень страты, тем больше внимания можно уделить заданиям, связанным с применением полученной информации в новой незнакомой ситуации или обсуждению теоретических аспектов изученного.

В целом для планирования урока в рамках стратовой системы характерно меньшее внимание, уделяемое учителем подготовке индивидуальных заданий, поскольку дифференциация внутри страты меньше, чем в обычном классе. Исключением является планирование уроков для нижней страты, где индивидуальным методам работы придается максимальное значение (что возможно, благодаря меньшей численности учеников в этой страте). Чем выше страта, тем больше используются фронтальные методы работы в сочетании с заданиями,  апеллирующими к познавательной самостоятельности учащихся.

 При работе в различных стратах идет опора на разные типы мышления. В стратах низкого уровня широко используется наглядность, практические и бытовые представления учащихся, ход рассуждений от частного к общему и т.д. В стратах высокого уровня идет большая опора на умение учащихся устанавливать логические связи, усваивать и формулировать научные понятия, чаще применяется ход рассуждения от общего к частному. Чем ниже уровень страты, тем более простой и образный язык должен использоваться учителем.

С формальной точки зрения, очевидно, что стратовая система обеспечивает:

•        предоставление учащемуся возможности выбора уровня и глубины освоения предмета  стратификации;

•         развитие мотивации к обучению у учащихся;

•        предоставление учителю возможности расширения и совершенствования своего методического багажа путем преподавания в группах с сильно различающимися уровнями подготовки и мотивации к обучению.

С психологической точки зрения, стратовая форма работы выгодна по нескольким причинам: сохраняются классы как уже сформировавшиеся ученические коллективы, что облегчает адаптацию ребенка к условиям средней школы; для каждого ученика существует возможность самореализации в различных направлениях и на различных уровнях обучения, это способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции, столь характерные для таких классов, как классы коррекции и “элитные” классы.

Благодаря гибкости модели "стратового" обучения, самооценка учащегося строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей, а не принадлежности к некой группе "элиты" или "аутсайдеров". Формирование адекватной самооценки очень важно и само по себе, но, кроме того, позволяет впоследствии практически безболезненно перейти к модели специализированного обучения (она станет естественным продолжением того направления образования, которое выбирает ребенок к концу стратифицированного обучения).

С управленческой точки зрения, стратовая форма работы выгодна в силу того, что обеспечивает более интенсивное взаимодействие учителей и психологов. Кроме того, стратовая технология диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося. Это позволяет более эффективно строить образовательный процесс.

IY.Экспертное заключение 

Опыт заслуживает обобщения и распространения на муниципальном и краевом уровне. Рекомендуется разместить как сам опыт, так и разработки занятий, задания на сайте муниципального учреждения «Информационно-методический центр системы образования Ейского района», а также дать консультации, практикумы, открытые уроки для коллег.

.

Лахтина Олеся Владимировна

начальник информационно-методического отдела

муниципального учреждения «Информационно-методический центр системы образования Ейского района»

Телефон (86132)77597

e-mail: imzeyisk@mail.ru

Адрес: 353690; Краснодарский край, Ейский район,

город Ейск, улица Красная,  дом № 59/5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Предоставление собственного инновационного опыта учителя начальных классов МОБУ "Баевская НОШ" Шаляевой Светланы Николаевны

   Проблема над которой я работаю:  «Изучение и применение инновационных технологий как один из способов повышения эффективности образовательного процесса»...

Публикация передового инновационного опыта учителя начальных классов Пронькиной В. Н.. МОУ "СОШ № 9"

Публичное представление собственного инновационного опыта работы...

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...