Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов
статья на тему

Асташкина Наталья Александровна

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavleni1.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного опыта

учителя начальных классов

МОУ «Лицей №31» г. о. Саранск

Асташкиной Натальи Александровны

«Приемы и методы работы по УМК «Перспективная начальная школа»

  1. Актуальность и перспективность опыта. Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– ориентацию на результаты образования как на системнообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной программы начального образования;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  1. Ведущая педагогическая идея. Основная идея системы «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора этого процесса.

Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося выдвигает на первый план проблему соотношения обучения и развития. Разнообразие аудиторной и внеурочной деятельности, система заданий разного уровня трудности с учетом меры трудности, сочетание разнообразных организационных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого обучаемого на основе учета уровня его актуального развития и сформированных мотивов. То, с чем обучаемый не может справиться самостоятельно, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится  доступным пониманию в условиях коллективной совместной деятельности. Высокая степень дифференциации заданий и их количество позволяют обучающимся работать в условиях своего актуального развития и создают возможности индивидуального продвижения вперед.

  1. Теоретическая база опыта. Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) предполагает ориентацию содержания начального образования на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной (внеурочной) деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира,обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося ориентирован на педагогическую поддержку всех детей в образовательном процессе с целью обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; усвоение учебного материала.

Принципы прочности и наглядности реализуют ведущую идею системы «Перспективная начальная школа» через рассмотрение частного (конкретного наблюдения) к пониманию общего (постижению закономерности), и от общего, то есть от постигнутой закономерности, к частному, то есть к преобразованию и применению усвоенной закономерности.

Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения через неоднократное возвращение к пройденному материалу. Однако реализация этого требования на основе деятельностного подхода приводит к принципиально новой организации процесса усвоения, преобразования и применения нового знания. Этап обобщения предшествует каждому возвращению к частному.

Принцип практической направленности предусматривает формирование средствами всех предметов универсальных учебных действий; способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья. Это требование базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.

Технология опыта. Преобразование урока в связи с новыми требованиями ФГОС связано не только с обновлением содержания образования, но и с использованием новых технологий. Технология УМК «Перспективная начальная школа» ставит учебник в центр в центр всех составляющих комплекта и реализуется через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих методике обучения как гуманитарным, так и естественно-математическим предметам. Учебник становится программной и настольной книгой ученика, организующей его урочную, самостоятельную домашнюю и внеурочную деятельность.

Комплектность как типическое свойство «Перспективной начальной школы» обеспечивает единство ее установки на формирование личностных и универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Кроме того, к комплектности относится: общий подход к проектной деятельности учащихся (взаимосвязь результатов и форм проектной деятельности, направленность на решение реальной, конкретной задачи и др.); демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону общих словарей, справочников, отсылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) высказывают разные точки зрения при решении проблемных ситуаций (что важно при объяснении нового материала); единая система обозначений во всех учебниках УМК.

Инструментальность – предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей различного назначения во все учебники системы «Перспективная начальная школа», но и создание условий необходимости их применения как при решении конкретных учебных и практических задач, так и в качестве дополнительного источника информации.

 Инструментальность – это постоянная организация специальной работы  обучающихся по поиску информации внутри учебника, системы в целом и за ее пределами. Кроме того, она требует применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамок, фишек, линеек, указателей, маркеров, лабораторного оборудования) и изготовления некоторых инструментов на уроках технологии для использования на других уроках и во внеурочной деятельности. Инструментальность предусматривает перенос формируемых у обучающихся УУД непосредственно в жизненную ситуацию с использованием самостоятельно изготовленных инструментов и поделок. Для этого разработана единая система практических задач, в которой взаимно увязываются знания из таких предметных областей, как окружающий мир, математика, технология и информатика.

Интерактивность – совершенно новое типическое свойство методической системы, которое обеспечивает организацию учебной деятельности ребенка за рамками урока методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые даются в учебниках комплекта.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения.. Каждый учебник создает не только свою предметную, но и общую «картину мира»: математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества.

     Анализ результативности. К показателям результативности работы по данной технологии можно отнести хорошие навыки чтения, письма, развернутые ответы детей на уроках, умение выделять и использовать  при ответах опорные слова, прозвучавшие в вопросах учителя. Следует отметить и такие показатели результативности как осознанные, прочные и действенные знания по предметам. На это указывают грамотное письмо учащихся, вычислительная культура, владение терминологией предмета, умение находить решение задач, навыки самоконтроля, умение работать с учебником, использовать словари и справочники.

       Результаты   можно назвать следующие:

 - повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

 - приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

 - активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

 - развитие личностных качеств ученика,

 - развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

 - развитие умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Итоги внутреннего мониторинга

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

качество

обученность

качество

обученность

Русский язык

74%

100%

77%

100%

Литературное чтение

76%

100%

84%

100%

Окружающий мир

79%

100%

80%

100%

Математика

73%

100%

75%

100%

Итоги внешнего мониторинга,

проведенного ГУО в 2013-2014 учебном году.

Качество

Обученность

Русский язык

76,2%

93,4%

       Мои ученики ежегодно участвуют в  школьных  научно-практических конференциях с исследовательскими работами. Большой интерес  проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Рыжий кот», «Человек и природа», «Русский медвежонок», в которых они охотно участвуют. Особой любовью в классе пользуются дистанционные викторины  и олимпиады, которые расширяют кругозор, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

Сводная таблица

победителей и призеров дистанционных олимпиад

Уровень

Победители

Призеры

2013-2014 учебный год

Российский

22 человека

19 человек

Международный

7 человек

-

2014-2015 учебный год

Международный

18 человек

11 человек

  1. Трудности и проблемы при использовании опыта. По УМК «Перспективная начальная школа» работаю 7 лет, то есть буду делать по ней второй выпуск. Проблемы и трудности возникали, когда эта программа была для меня новой. Потребовалось 4 года непрерывного повышения квалификации: через курсы МРИО, встречи с методистами «Академкниги», путем самостоятельного  изучения новой технологии и методики, посещение уроков учителей других школ, работающих по «Перспективной начальной школе».
  2. Адресные рекомендации по использованию опыта. Опытом своей работы я регулярно делюсь с коллегами,  принимая участие в работе семинаров различного уровня:
  • 20 февраля 2014 года участвовала в проведении городского семинара-практикума для учителей начальных классов «Эффективность формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе, провела открытый урок по информатике «Алгоритмы и исполнители»;
  • 7 октября 2014 года провела для учителей начальных классов Республики Мордовия урок математики «Килограмм и тонна» в рамках курсов повышения квалификации «Формирование УУД у младших школьников средствами УМК «Перспективная начальная школа»;
  •  октября 2014 года провела для учителей начальных классов Республики Мордовия мастер-класс «Предшкола нового поколения. Занятие по окружающему миру» в рамках курсов повышения квалификации «Формирование УУД у младших школьников средствами УМК «Перспективная начальная школа».

Опыт моей работы обобщен на муниципальном и Республиканском уровнях, представлен на личном сайте http://nsportal.ru/astashkina-natalya-aleksandrovna.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Инновационная деятельность: сетевые проекты в работе учителя начальных классов

«Скажи мне - и я забуду.Покажи мне  - и я запомню.Вовлеки меня  - и я научусь»(китайская пословица)Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

Использование новых инновационных технологий в развитии творчества учеников начальных классов

                В докладе описывается важность развития творчества учащихся. Подчеркивается необходимость использования инновационных технологий....

Рабочие программы УМК "Начальная инновационная школа" 2 класс

Рабочие программы УМК " Начальная инновационная школа" 2 класс :математика, русский язык, литер.чтение, технология, окр.мир...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...