Развёрнутое календарно-тематическое планирование факультатива "Наглядная геометрия" (2-4 класс)
календарно-тематическое планирование по математике (2,3,4 класс) на тему

Планирование факультатива "Наглядная геометрия" (2-4 класс).

Планирование содержит пояснительную записку и темы занятий во 2-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_naglyadnaya_geometriya_2-4_klass.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив «Наглядная геометрия».

Пояснительная записка.

Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

Курс рассчитан на 1 час в неделю: 34 урока.

Учебно –методическое обеспечение:

  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2004.
  2. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.
  3. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
  4. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 3-ем классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
  5. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 4-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
  6. Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006
  7. Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС, 1999 .
  8. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  9. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  10. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.  


№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Требования к уровню обученности  и компетентности учащихся (результат)

1

Точка, обозначение точек, виды линий.

Знакомство с геометрической фигурой – точкой. Формирование умений ориентироваться на нелинованном листе бумаги.

Уметь:

 - ориентироваться на нелинованном листе бумаги.

- ставить точки на определённом расстоянии друг от друга.

- изображать точками узор

2

Прямая и её свойства. Обозначение прямой.

Формировать представления детей о прямой линии как бесконечном множестве точек.  Обозначение прямых.

Горизонтальные, вертикальные, наклонные прямые линии.

Уметь чертить с помощью линейки горизонтальную (вертикальную, наклонную) прямую;

3

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

Знакомство с понятием кривая линия. Кривые замкнутые и незамкнутые. Точки пересечения кривых линий

Познакомить с понятием внутренняя область и граница объекта, внешняя область

Формирование умения находить выход из лабиринтов, строить лабиринты на бумаге.

Уметь:  - пользоваться изученной математической терминологией;

- изображать кривую линию на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

-  находить выход из лабиринтов, строить лабиринты на бумаге

4

Замкнутые и незамкнутые линии. Область и граница. Лабиринт.

5

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

Практическая работа. Построение пересекающихся и непересекающихся прямых.

Пересекающиеся и непересекающиеся прямые.  Пересечение прямых. Точки пересечения. Обозначение точек пересечения латинскими буквами.

Уметь: - пользоваться изученной математической терминологией;

- чертить с помощью линейки горизонтальную (вертикальную, наклонную) прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые;

- находить точки пересечения прямых, обозначать их латинскими буквами

6

Отрезок. Обозначение отрезков. Сравнение отрезков. Нахождение отрезков в сложных конфигурациях.

Отрезок – часть прямой. Обозначение отрезков.  Пересекающиеся и непересекающиеся отрезки.  Пересечение отрезков. Точки пересечения. Обозначение точек пересечения латинскими буквами. Сравнение и упорядочивание объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр). Соотношение между ними.

.

Уметь:  - пользоваться изученной математической терминологией;

- чертить с помощью линейки горизонтальный (вертикальный, наклонный) отрезок заданной длины на линованной и нелинованной бумаге;

- обозначать отрезки;

- измерять длину заданного отрезка;

- сравнивать отрезки по длине;

- чертить пересекающиеся и непересекающиеся отрезки.

7

Ломаная. Длина ломаной. Виды ломаных. Практическая работа. Построение ломаных.

Ломаная линия, звенья ломаной. Ломаные замкнутые и незамкнутые. Построение ломаных линий.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, ломаная.

Работа с циркулем

Уметь  пользоваться изученной математической терминологией;

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

- чертить с помощью линейки ломаную линию, состоящую из  отрезков заданной длины;

- измерять длину ломаной с помощью линейки и циркуля;

- видеть ломаные в предметах окружающей среды и геометрических фигурах .

8

Луч. Обозначение лучей. Нахождение лучей в сложных конфигурациях.

Практическая работа. Построение лучей.

Луч. Лучи горизонтальные, вертикальные, наклонные. Пересечение лучей.

Уточнить разницу между солнечными и несолнечными лучами.

Уметь  -

пользоваться изученной математической терминологией;

- чертить с помощью линейки горизонтальные (вертикальные, наклонные) лучи;

- чертить с помощью линейки пересекающиеся (непересекающиеся) лучи;

- изображать лучи на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

9

Угол. Вершина угла. Его стороны.

Угол – два луча, выходящие из одной точки. Вершина угла. Его стороны. Виды углов. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Развёрнутый угол. Обозначение углов. Сравнение развёрнутого угла с прямой линией.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, ломаная, луч, угол.

Уметь: 

- пользоваться изученной математической терминологией;

- уметь строить углы на бумаге и сгибанием листа;

- уметь сравнивать углы наложением друг на друга

- уметь строить на линованной и нелинованной бумаге острые, прямые, тупые углы с помощью линейки и угольника.

10

Прямой угол. Задачи на построение прямого угла.

11

Острый угол. Тупой угол.

Развёрнутый угол и прямая линия. Задачи на построение углов.

12

Геометрические фигуры. Выполнение геометрического орнамента.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, многоугольники.

Изготовить геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге (аппликация).

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- вычислять периметр многоугольника;

- чертить с помощью линейки отрезки заданной длины;

- вычерчивать  изображения изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, многоугольники.

- измерять длину заданного отрезка;

- изготовлять  геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге (аппликация). .

13

Практическая работа. Выполнение геометрического орнамента. Знакомство с геометрической мозаикой.

14

Многоугольники

Виды многоугольников. Построение  многоугольников на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине). Периметр многоугольника. Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Уметь:

- пользоваться изученной математической терминологией;

- строить многоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине);

- вычислять периметр многоугольника;

- различать выпуклые и невыпуклые многоугольники;

- чертить с помощью линейки отрезки заданной длины;

- измерять длину заданного отрезка.

15

Треугольники.

Треугольники. Имя треугольника. Условия построения треугольника. Виды треугольников. Вершины, стороны, углы. Периметр треугольника.

Уметь:

- пользоваться изученной математической терминологией;

- строить треугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине), пластилина, проволоки;

- вычислять периметр треугольника;

- определять связь между названием треугольника и названием угла - «начальника»;

- видеть треугольную форму в предметах окружающей обстановки (морковь).

16

Типы треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный)

17

Четырёхугольники.

Четырёхугольники. Имя четырёхугольника. Условия построения четырёхугольника.

Виды четырёхугольников.

Вершины, стороны, углы. Периметр четырёхугольника.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Уметь:

- пользоваться изученной математической терминологией;

- строить четырёхугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине), пластилина, проволоки;

- вычислять периметр четырёхугольника;

18.

Трапеция.

19.

Прямоугольник.

Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Вершины, стороны, углы. Периметр.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить прямоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника;

20

Квадрат, особенности квадрата.

Уточнить признаки квадрата. Квадрат – подмножество прямоугольников. Основные свойства квадрата.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники. Вычисление периметра многоугольника.

Уметь: 

- пользоваться изученной математической терминологией;

- вычерчивать квадраты на линованной и нелинованной бумаге;

- моделировать квадраты из пластилина, проволоки;

- получать квадрат загибанием «от угла»;

-  вычислять периметр квадрата и других  многоугольников;

21.

Получение квадрата загибанием «от угла». Оригами. Рыбка. Лодочка.

22.

Ромб.

Ромб. Вершины, стороны, углы. Периметр ромба.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить прямоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника;

23.

Периметр многоугольников.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Нахождение периметра многоугольников.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить прямоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника, квадрата, многоугольников;

- чертить с помощью линейки геометрические фигуры, состоящие из отрезков заданной длины;

- распознавать изученные геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники;

- изображать  изученные геометрические фигуры  на бумаге с разлиновкой в клетку и  на нелинованной бумаге.

24

Окружность и круг.

Круг. Признаки круга. Окружность. Место положения окружности по отношению к кругу. Отличие круга от окружности.

Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить окружности, фигуры и узоры  на бумаге (линованной и нелинованной);

- получать диаметр и сектора окружности сгибанием;

- отличать сектор круга от треугольника;

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

- строить концентрические, пересекающиеся, непересекающиеся окружности;

- пользоваться циркулем при вычерчивании окружности;

- моделировать из бумаги (кругов) подвесные шары

25

Практическая работа. Построение окружностей.

26

Диаметр круга и его свойства.

Диаметр и радиус окружности. Связь между этими понятиями. Получение диаметра и сектора круга с помощью сгибания. Отличие сектора от треугольника.

Формирование умения строить окружности по заданным радиусу и диаметру.

Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля.

Моделирование из бумаги (кругов) подвесных шаров

27

Радиус круга и его свойства.

28

Понятие о точках пересечения окружностей. Работа  циркулем.

Точки пересечения окружностей.

Концентрические окружности.

Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля.

Составление симметричного орнамента в круге.

29

Практическая работа. Составление узоров из кругов

30

Практическая работа. Деление круга на части.

Деление круга на части. Вычерчивание «розеток»

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- работать циркулем;

- делить окружность на равные части.

31

Касательная.

Освоение понятия «касательная линия». Условия её построения.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить касательную к окружности через заданную точку

32

Симметричные фигуры.

Ось симметрии. Симметричные фигуры.

Получение оси симметрии способом сгибания.

Симметричные узоры. Симметрия в окружающем мире.

Составление симметричного орнамента в круге.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- получать ось симметрии способом сгибания;

- находить в предметах окружающей среды симметричные фигуры;

- строить на линованной бумаге  симметричные фигуры, узоры

33

Практическая работа. Построение симметричных фигур.

34

Практическая работа. Фонарики круглой и квадратной форм.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, окружность, многоугольники. Вычисление периметра многоугольника.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- работать циркулем;

- делить окружность на равные части.


3 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Требования к уровню обученности  и компетентности учащихся (результат)

1.

Повторение изученного во 2 классе

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, окружность, круг, касательная, многоугольники.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить многоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника, квадрата, многоугольников;

- чертить с помощью линейки геометрические фигуры, состоящие из отрезков заданной длины;

- распознавать изученные геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, окружность, круг, многоугольники;

- изображать  изученные геометрические фигуры  на бумаге с разлиновкой в клетку и  на нелинованной бумаге

- работать циркулем;

- делить окружность на равные части.

2.

Геометрическое тело и геометрическая фигура

Узлы и зацепления

Геометрическое тело и геометрическая фигура.

3.

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости

Окружность и полуокружность. Пересекающиеся, непересекающиеся, касательные линии.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

- строить полуокружность;

- сравнивать отрезки;

- преобразовывать именованные числа.

4.

Радиус и диаметр окружности.

Радиус и диаметр окружности.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

5.

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. Сегмент.

Сектор круга. Сегмент круга. Расположение в круге.

Их отличие.

 Изготовление модели долей.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

- пользоваться чертёжными инструментами и принадлежностями;

6.

Параллельные и перпендикулярные прямые.

Построение непересекающихся (параллельных) и перпендикулярных прямых.

Свойства прямоугольника и ромба (противоположные стороны параллельны)

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить непересекающиеся (параллельные) и пересекающиеся (перпендикулярные) прямые;

Знать: 

-свойства прямоугольника и ромба (противоположные стороны равны и параллельны).

- свойства прямоугольника и квадрата (смежные стороны равны и перпендикулярны).

7.

Четырёхугольники: Ромб. Квадрат. Прямоугольник.

Свойства квадрата, прямоугольника и ромба (противоположные стороны равны и параллельны).

Свойства квадрата, прямоугольника  (смежные стороны равны и перпендикулярны).

8.

Построения на нелинованной бумаге. Перпендикулярные прямые. Построение прямого угла, прямоугольника и квадрата..

Закрепить знания о разных видах углов.

Вычерчивание геометрических фигур с помощью чертёжных инструментов.

Основные свойства противоположных сторон прямоугольника и квадрата.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить непересекающиеся (параллельные) и пересекающиеся (перпендикулярные) прямые;

- строить прямой угол, прямоугольник, квадрат на нелинованной бумаге;

- проводить диагонали в геометрических фигурах.

9.

Диагонали многоугольника.

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.

Понятие о диагонали геометрической фигуры.

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.

Нахождение периметра многоугольника.

10.

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями (циркулем);

- делить окружность на 4, 6 равных частей;

- выполнять узоры из окружностей.

11.

Решение топологических задач.

Моделирование из бумаги.Оригами. Волк.

Учить составлять топологический план местности.

Показать отличие плана от рисунка.

Моделирование из бумаги.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- составлять план местности (комнаты);

- видеть геометрические фигуры в окружающей действительности;

- моделировать из бумаги (оригами).

12.

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Познакомить с видами многоугольников.

Построение замкнутых ломаных, выпуклых и невыпуклых многоугольников.

Нахождение периметра многоугольников.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить замкнутые ломаные, выпуклые и невыпуклые многоугольники;

- находить периметр многоугольников.

13.

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Нахождение периметра многоугольника.

Формулы периметра: Ркв. = а ∙ 4, Р пр. = (а+в)∙2 = 2а+2в

Оригами «Дед Мороз»

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить замкнутые ломаные, выпуклые и невыпуклые многоугольники;

- находить периметр многоугольников;

- моделировать из бумаги (оригами).

Знать: формулы периметра: Ркв. = а ∙ 4, Р пр. = (а+в)∙2 = 2а+2в

14.

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Нахождение периметра многоугольника и треугольника.

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Сравнение и преобразование именованных чисел.

Древнегреческий учёный Евклид.

Словарная работа: периметр, перпендикуляр, равносторонний, равнобедренный.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить равносторонние и равнобедренные треугольники при помощи перпендикуляра и циркуля;

- находить периметр многоугольников;

- сравнивать и преобразовывать именованные числа.

Знать: о древнегреческом учёном Евклиде.

15.

Площадь фигуры.

Познакомить с понятием площади.

Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный миллиметр, квадратный метр).

Способы нахождения площади фигуры.

Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации.

Формула нахождения площади: S = а∙ в

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки;

- находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников;

- находить площадь фигур сложной конфигурации;

Знать:

- назначение палетки;

- единицы измерения  площади;

- формулу вычисления площади.

16.

Площадь фигуры. Измерение площади палеткой.

17.

Нахождение площади равностороннего и прямоугольного треугольника.

18.

Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

19.

20.

Плоскость

Общее представление о плоскости и полуплоскости.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- располагать линии и отрезки, чтобы они пересекали плоскость, лежали вне плоскости

21.

Угол. Угловой градус.

Ввести единицу измерения угловой градус.

Познакомить детей с транспортиром.

Учить строить углы по градусной мере.

Дать понятия развёрнутого, вертикального, смежного углов.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями, транспортиром;

- строить углы по градусной мере;

Знать: понятия развёрнутого, вертикального, смежного углов.

22.

Числовой луч.

Познакомить с понятием числового луча, единичного отрезка, координаты точки.

Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче.

23.

Сетки.

Составление узоров по клеточкам.

Познакомить с построением координаты на луче.

Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат.

Организовать игру «Морской бой».

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче;

- играть в «Морской бой»

24.

Сетки. Игра «Морской бой»

25.

Домино. Тримино. Тетрамино. Пентамино.

Домино- фигура из двух квадратов.

Тримино - фигура из трёх квадратов.

Тетрамино - фигура из четырёх квадратов.

Пентамино. - фигура из пяти квадратов.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- повторять и усложнять изображаемый предмет;

- чертить фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамино.

26.

Пересечение геометрических фигур

Дать понятия о пересечении геометрических фигур.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить пересечение геометрических фигур

27.

Множество и его элементы. Обозначение множества.

Множество и его элементы. Обозначение множества.

Диаграмма Венна.

Задание множества перечислением.

Равные множества. Число элементов множества. Подмножество.

Пустое множество. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- задавать множество перечислением;

- чертить диаграмму Венна;

- обозначать элементы множества;

- обозначать пустое множество;

- изображать пересечение и объединение множеств.

Знать:

-что такое множество, подмножество;

- равные множества;

- знаки U, ∩, с, ¢,

28.

Задание множества перечислением и свойством. Равные множества. Число элементов множества.

29.

Пустое множество. Знак

30.

Подмножество. Знаки     и

31.

Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)

32.

Диаграмма Венна.

33.

Пересечение множеств. Знак ∩. Свойства пересечения множеств

34.

Объединение множеств. Знак U. Свойства объединения  множеств.

4 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Требования к уровню обученности  и компетентности учащихся (результат)

1

Повторение изученного в 3 классе

Повторить и откорректировать знания детей.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- повторять и усложнять изображаемый предмет;

- задавать множество перечислением;

- чертить диаграмму Венна;

- обозначать элементы множества;

- обозначать пустое множество;

- изображать пересечение и объединение множеств.

Знать:

-что такое множество, подмножество;

- равные множества;

- знаки U, ∩, с, ¢,

2

Программа действий. Алгоритм.

Алгоритм. Виды алгоритмов.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

-  пользоваться алгоритмом.

3

Программа с вопросами. Виды алгоритмов

4

Работа по алгоритму.

5

Равносторонний и равнобедренный треугольники. Построение треугольников.

Высота треугольника. Биссектриса.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

-  пользоваться алгоритмом;

- строить равносторонний и равнобедренный треугольники.

6-7-8

Площадь. Вычисление площади фигуры сложной конфигурации.

Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки;

- находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников;

- находить площадь фигур сложной конфигурации;

Знать: - назначение палетки;

- единицы измерения  площади;

- формулу вычисления площади.

9

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

Различие между плоскими и объёмными фигурами.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- конструировать объёмное тело из пластилина, проволоки, бумаги;

- находить площадь  полной поверхности геометрического тела;

- изготавливать игральный кубик для настольных игр;

- мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы;

- анализировать геометрические формы.

10

Объемные геометрические фигуры. Куб.

Объёмная геометрическая фигура – куб.

Развёртка куба.

Площадь полной поверхности куба.

Изготовление игрального кубика для настольных игр.

11

Куб. Площадь полной поверхности куба.

12

Знакомство со свойствами игрального кубика.

13

Объемные геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед .

Объёмная геометрическая фигура – прямоугольный параллелепипед.

Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.

14

Объемные геометрические фигуры. Цилиндр.

Объёмная геометрическая фигура –  цилиндр.

Развёртка цилиндра.

15

Объемные геометрические фигуры. Конус.

Объёмная геометрическая фигура –  конус.

Развёртка конуса.

16

Объемные геометрические фигуры. Пирамида.

Объёмная геометрическая фигура –  пирамида. Виды пирамид.

Развёртка пирамиды. Высота пирамиды.

Египетские пирамиды. Пирамиды в Канаде.

17

Объемные геометрические фигуры. Шар.

Объёмная геометрическая фигура- шар.

18

Обобщение изученного по теме: «Объемные геометрические фигуры (тела)»

Повторить и откорректировать знания детей по теме.

19

Объём фигур.

Познакомить с формулой объёма фигур.

Единицы измерения объёма.

V = а∙а∙а; V = а∙в∙с

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- находить объём фигур по формулам.

Знать:

- единицы измерения  объёма;

- формулу вычисления объёма.

20

Объём куба. Объём прямоугольного параллелепипеда.

21-22

Решение задач на нахождение площади, периметра, объёма с использованием формул

Решение задач.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- находить периметр, площадь, объём фигур по формулам.

Знать:

- единицы измерения  периметра, площади, объёма;

- формулы вычисления периметра, площади, объёма.

23

Числовой луч.

Понятие числового луча, единичного отрезка, координаты точки.

Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче.

24

Сетки. Координатная плоскость.

Повторить построение координаты на луче.

Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат.

Учить ориентироваться по координатам точек на плоскости.

Познакомить с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- ориентироваться по координатам точек на плоскости;

- строить точки на числовом луче;

- строить координатный угол;

- читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел;

- строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел.

25

Координатная плоскость.

26

Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам.

27

Практическая работа. Построение фигур по заданным точкам.

28

Осевая симметрия.

Дать представление о симметрии в окружающем мире;

Познакомить с осевой симметрией на плоскости;

познакомить учащихся с осевой симметрией, рассмотреть ее, как свойство некоторых геометрических фигур; научить строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси; распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси;

- распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией;

- научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур.

Знать:

- приёмы симметричного вырезания;

- перпендикулярные, вертикальные, горизонтальные линии.

29

Симметричные фигуры

Познакомить с симметрией как преобразованием фигур на плоскости;

познакомить школьников с симметричными фигурами;

изучить закономерности расположения симметричных точек и фигур;

научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур;

обосновывать свой выбор;

учить строить симметричные фигуры;

повторить прием симметричного вырезания;

повторить материал о перпендикулярных линиях, вертикальных и горизонтальных.

30

Практическая работа. Построение точек и фигур, симметричных данным.

31

Практическая работа. Построение симметричных фигур.

32

Поворотная симметрия.

Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире; показать важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве.

33

Обобщение  изученного  материала.  Решение   геометрических задач.

Повторить и откорректировать знания детей.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр, площадь, объём фигур по формулам.

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- ориентироваться по координатам точек на плоскости;

- строить точки на числовом луче;

- строить координатный угол;

- читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел;

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче;

- строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел.

Знать:

- единицы измерения  периметра, площади, объёма;

- формулы вычисления периметра, площади, объёма.

34

Обобщение  изученного  материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии по УМК "Начальная школа XXI века" в 1 классе

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" соответствует учебнику 2011года издания....

Развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков математики в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков математики в 4 классе по УМК "Школа 2100"...

Развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа 2100"...

Развёрнутое календарно - тематическое планирование по русскому языку для 3 класса к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой

Развернутое календарно - тематическое планирование по русскому языку для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России"...

Развёрнутое календарно - тематическое планирование по русскому языку 4 класс

Данная публикация представляет собой развёрнутое календарно-тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку в 4 классе по программе "Школа России". Количество учебных часов в неделю - ...