Справочное пособие по математике
материал по математике (4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Косырева
Данное пособие поможет учащимся и родителям ответить на некоторые вопросы в области математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_po_matematike.docx277.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРЫ И ЧИСЛА

В математике для записи чисел используются арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Существует семь римских цифр: I – один, V – пять, X – десять, L – пятьдесят, C – сто, D – пятьсот, M – тысяча.

ЗАКОНЫ ДЕЙСТВИЙ НАД ЧИСЛАМИ

Переместительный закон сложения.

При перестановке слагаемых сумма не меняется.

a + b = b + a

Сочетательный закон сложения.

(a + b) + с = a + (b + c)

Переместительный закон умножения.

При перестановке множителей произведение не меняется.

a * b = b * a

Сочетательный закон умножения.

(a * b) * с = a * (b * c)

Распределительный закон умножения относительно сложения.

(a + b) * с = a * с + b * c

Распределительный закон умножения относительно вычитания.

(a - b) * с = a * с - b * c

СУММА РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ

Любое натуральное многозначное число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых.

53 = 50 + 3

184 = 100 + 80 + 4

5407 = 5000 + 400 + 7

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НАД ЧИСЛАМИ

В математике натуральные числа не только сравнивают, но и производят над ними различные действия.

СЛОЖЕНИЕ

Сложение – это математическое действие, при котором из двух или нескольких чисел получается третье число, которое содержит столько единиц, сколько было во всех этих числах вместе. Обозначается знаком + (плюс).

При сложении каждое число имеет свое название.

4          +         5       =      9

                               1 слагаемое                       2 слагаемое                   сумма

Чтобы найти первое слагаемое нужно из суммы вычесть второе слагаемое.

Чтобы найти второе слагаемое нужно из суммы вычесть первое слагаемое.

Письменное сложение.

                        1

5 9 1

3 5 6

9 4 7

ВЫЧИТАНИЕ

        Вычитание – это математическое действие обратное сложению. Обозначается знаком – (минус).

При вычитании каждое число имеет свое название.

9       –       4       =      5

                               уменьшаемое               вычитаемое                разность

Чтобы найти уменьшаемое нужно к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Письменное вычитание.

3 5 2         2 0 0 6

1 4 8            3 5 1

2 0 4         1 6 5 5

ДЕЛЕНИЕ

Деление – это операция обратная умножению. При делении используют знак «:».

6        :       2        =        3

                       делимое                   делитель                      частное

Чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель.

Чтобы найти делитель нужно делимое разделить на частное.

Деление нуля на число.

Нуль можно разделить на любое число.

0 : а = 0

а : 0

Письменное деление на однозначное число.

5 9 6    4                  3 6 0   3                 8 1 6   8

4          149              3         120             8         102

1 9                              6                             1 6

1 6                              6                             1 6

   3 6                           0                                0

   3 6

      0

Деление с остатком.

18 : 7 = 2 (ост. 4)

Письменное деление на двузначное и трёхзначное число.

1 5 1 2   2 4           3 6 0   3 0            3 7 4 4   1 5 6

1 4 4      6 3           3 0      1 2            3 1 2      2 4

      7 2                      6 0                       6 2 4

      7 2                      6 0                       6 2 4

         0                         0                             0

УМНОЖЕНИЕ

Умножение – это математическая операция. При умножении используют знак

«    » (точка).

4                  2        =        8

                 1 множитель                2 множитель                произведение

Чтобы найти первый множитель нужно произведение разделить на второй множитель.

Чтобы найти второй множитель нужно произведение разделить на первый множитель.

Умножение на единицу и ноль.

а * 1 = а

а * 0 = 0

ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

2 + 7; 3 * 4 + 5

Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

3       4         2      1

3 * 5 – ( 2 + 8 : 4)

                                                         

1       3     2      4

16 : 8 + 2 * 9 – 3

ДЕСЯЧИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определённое место – позицию.

Класс единиц – это класс, который образуют первые три разряда: разряд единиц, разряд десятков и разряд сотен.

число

Класс единиц

сотни

десятки

единицы

7

-

-

7

45

-

4

5

70

-

7

0

127

1

2

7

107

1

0

7

Класс тысяч – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч.

Класс миллионов – это класс, который образуют следующие три разряда: единицы миллионов, десятки миллионов и сотни миллионов.

числа

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

сотни миллионов

десятки миллионов

единицы миллионов

сотни тысяч

десятки тысяч

единицы тысяч

сотни

десятки

единицы

3 412 570

3

4

1

2

5

7

0

20 793 846

2

0

7

9

3

8

4

6

862 359 201

8

6

2

3

5

9

2

0

1

УРАВНЕНИЯ

Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое записано строчной латинской буквой, значение которого надо найти.

Х + 15 = 32           45 + 15 : y = 50           15 : а = 98 - 95

Х = 32 – 15           15 : y = 50 – 45           15 : а = 3

Х = 7                     15 : y = 5                     а = 15 : 3

7 + 15 = 32            y = 15 : 5                     а = 5

      32 = 32            y = 3                            15 : 5 = 98 - 95

                              45 + 15 : 3 = 50                  3 = 3

                                           50 = 50

РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ

Простые задачи на нахождение суммы.

На тарелке лежало 5 помидоров и 4 огурца. Сколько всего овощей лежало на тарелке?

Помидоров – 5 ов.          +

                                      ? ов.

Огурцов – 4 ов.

5 + 4 = 9 (ов.)

Ответ: всего 9 овощей.

Простые задачи на разностное сравнение.

На полке стояло 10 книг и 7 тетрадей. На сколько книг больше, чем тетрадей?

Книги – 10 шт.                   -

                                   на ? шт. >

Тетради – 7 шт.

10 – 7 = 3 (шт.)

Ответ: на 3 книги больше, чем тетрадей.

Простые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

На день рождение к Свете пришли 6 мальчиков, а девочек на 2 меньше. Сколько девочек было в гостях у Светы?

Мальчики – 6 ч.

                   -

Девочки – ? ч., на 2 ч. <

6 – 2 = 4 (ч.)

Ответ: 4 девочки были в гостях у Светы.

На день рождение к Свете пришли 4 мальчика, а девочек на 2 больше. Сколько девочек было в гостях у Светы?

Мальчики – 4 ч.

                   +

Девочки – ? ч., на 2 ч. >

4 + 2 = 6 (ч.)

Ответ: 6 девочек были в гостях у Светы.

Простые задачи на нахождение остатка.

В депо стояло 10 трамваев. 7 трамваев уехало. Сколько трамваев осталось в депо?

Стояло – 10 тр.

Уехало – 7 тр.

Осталось – ? тр.  -

10 – 7 = 3 (тр.)

Ответ: осталось 3 трамвая.

Простые задачи на нахождение уменьшаемого.

В детском саду было несколько мячей. В старшую группу отдали 8 мячей, в подготовительную – 9 мячей. Сколько всего мячей было в детском саду?

Ст. гр. – 8 м.                +

                                  ? м.

Подг. гр. – 9 м.

8 + 9 = 17 (м.)

Ответ: всего 17 мячей.

Простые задачи на нахождение вычитаемого.

У Антона в коллекции 63 марки. Когда ему подарили ещё несколько марок, то их стало 70. Сколько марок подарили Антону?

Было – 63 м.

Подарили – ? м.  -

Стало – 70 м.

70 – 63 = 7 (м.)

Ответ: подарили 7 марок.

Простые задачи на умножение.

В одном наборе 6 стаканов. Сколько стаканов в трёх таких наборах?

1 н. – 6 ст.

3 н. - ? ст.

6 * 3 = 18 (ст.)

Ответ: 18 стаканов в трёх наборах.

Простые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.

На день рождение к Свете пришли 6 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько девочек было в гостях у Светы?

Мальчики – 6 ч.

                   :

Девочки – ? ч., в 2 раза <

6 : 2 = 3 (ч.)

Ответ: 3 девочки были в гостях у Светы.

На день рождение к Свете пришли 4 мальчика, а девочек в 2 раза больше. Сколько девочек было в гостях у Светы?

Мальчики – 4 ч.

                   *

Девочки – ? ч., в 2 раза >

4 * 2 = 8 (ч.)

Ответ: 8 девочек были в гостях у Светы.

Простые задачи на деление на равные части.

40 книг нужно расставить на полки, по 10 книг на каждую. Сколько полок займут эти книги?

1 п. – по 10 кн.

    :

? п. – 40 кн.

40 : 10 = 4 (п.)

Ответ: 4 полки займут книги.

Простые задачи на деление по содержанию.

В классе 28 парт. Все парты расставлены в 4 ряда так, что в каждом ряду оказалось одинаковое количество парт. Сколько парт в каждом ряду?

            :

1 р. - ? п., одинаково

4 р. – 28 п.

28 : 4 = 7 (п.)

Ответ: 7 парт в каждом ряду.

Задачи с косвенными вопросами

на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

На столе стояло 8 белых чашек, их на 3 больше, чем зелёных. Сколько зелёных чашек на столе?

Белые – 8 ч.

Зелёные – ? ч., на 3 ч. <

8 – 3 = 5 (ч.)

Ответ: 5 зелёных чашек.

Задачи с косвенными вопросами

на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Оля решила 8 примеров, это в 3 раза меньше, чем решила Маша. Сколько примеров решила Маша?

Оля – 8 пр.

Маша – ? пр., в 3 раза >

8 * 3 = 24 (пр.)

Ответ: 24 примера решила Маша.

Задачи на кратное сравнение.

Урок продолжается 45 минут, а перемена 15 минут. Во сколько раз урок длиннее перемены?

Урок – 45 мин.                в ? раз >

Перемена – 15 мин.

45 : 15 = 3 (раза)

Ответ: в 3 раза урок длиннее перемены.

РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

Составные задачи на нахождение суммы.

В овощной магазин привезли 3 ящика с лимонами, по 10 кг в каждом, а апельсинов – на 15 кг больше. Сколько всего кг фруктов привезли в овощной магазин?

                    *

Лимоны – ? кг, 3 ящ. по 10 кг                     +

                         +                                       ? кг

Апельсины – ? кг, на 15 кг >

  1. 3 * 10 = 30 (кг) – привезли лимонов
  2. 30 + 15 = 45 (кг) – привезли апельсинов
  3. 30 + 45 = 75 (кг)

В.: 3 * 10 + (3 * 10 + 15) = 75 (кг)

Ответ: в магазин привезли 75 кг фруктов.

Составные задачи на нахождение остатка.

Мама испекла 10 блинчиков с мясом и 6 блинчиков с творогом. 5 блинчиков съели за ужином. Сколько блинчиков осталось?

                    +

Испекла – ? бл., 10 бл. и 6 бл.

Съели – 5 бл.

Осталось – ? бл.    –

  1. 10 + 6 = 16 (бл.) – испекла
  2. 16 – 5 = 11 (бл.)

В.: 10 + 6 – 5 = 11 (бл.)

Ответ: 11 блинчиков осталось.

Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.

Света, Лена и Галя собирали открытки. У Светы 18 открыток, у Лены 16 открыток, а у Гали на 10 открыток меньше, чем у Светы и у Лены вместе. Сколько открыток у Гали?

Света – 18 откр.        ? откр.

Лена – 16 откр.

Галя – ? откр., на 10 откр. <

  1. 18 + 16 = 34 (откр.) – у Светы и Лены вместе
  2. 34 – 10 = 24 (откр.)

В.: 18 + 16 – 10 = 24 (откр.)

Ответ: у Гали 24 открытки.

Составные задачи на нахождение третьего слагаемого.

В магазин привезли 260 пакетов молока. В первый день продали 87 пакетов, во второй день – 102 пакета, а остальные пакеты продали в третий день. Сколько пакетов молока продали в третий день?

I – 87 п.

II – 102 п.       260 п.

III - ? п.

  1. 87 + 102 = 189 (п.) – продали за два дня.
  2. 260 – 189 = 71 (п.)

В.: 260 – (87 + 102) = 71 (п.)

Ответ: во второй день продали 71 пакет.

Составные задачи на разностное сравнение.

К чаю мама подала 10 пирожных, конфет на 15 больше, чем пирожных, а вафель на 4 меньше, чем конфет. На сколько больше вафель, чем пирожных, подала к чаю мама?

Пирожные – 10 шт.

Конфеты – ? шт., на 15 шт. >                      на ? шт. >

Вафли – ? шт., на 4 шт. <

  1. 10 + 15 = 25 (шт.) – конфеты
  2. 25 – 4 = 21 (шт.) – вафли
  3. 21 – 10 = 11 (в.)

В.: (10 + 15 – 4) – 10 = 11 (в.)

Ответ: мама подала к чаю вафель на 11 больше, чем пирожных.

Составные задачи на кратное сравнение.

Для консервирования мама купила 9 кг помидоров, по 20 рублей за килограмм, и столько же кг огурцов, по 10 рублей за килограмм. Во сколько раз больше мама заплатила за помидоры, чем за огурцы?

Помидоры – ? р., 9 кг по 20 р.       в ? раз >

Огурцы – ? р., 9 кг по 10 р.

  1. 9 * 20 = 180 (р.) – стоят помидоры
  2. 9 * 10 = 90 (р.) – стоят огурцы
  3. 180 : 90 = 2 (раза)

В.: 9 * 20 : (9 * 10) = 2 (раза)

Ответ: мама заплатила за помидоры в 2 раза больше.

Составные задачи на деление по содержанию.

Издательство напечатало 10000 экземпляров нового учебника математики. 7250 экземпляров отправили в школы, а остальные учебники – в 5 книжных магазинов поровну. Сколько учебников получил каждый магазин?

Напечатали – 10000 уч.

В школы – 7250 уч.

В магазины – ? уч., 5 маг. по ? уч.

  1. 10000 – 7250 = 2750 (уч.) – в магазины
  2. 2750 : 5 = 550(уч.)

В.: (10000 – 7250) : 5 = 550 (уч.)

Ответ: каждый магазин получил 550 учебников.

Задачи на приведение к единице.

В трёх коробках 18 цветных карандашей. Сколько цветных карандашей в 6 таких же коробках?

3 к. – 18 к.

6 к. - ? к.

  1. 18 : 3 = 6 (к.) – в одной коробке
  2. 6 * 6 = 36 (к.)

В.: 18 : 3 * 6 = 36 (к.)

Ответ: 36 карандашей в 6 коробках.

Задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.

С огорода собрали урожай огурцов: 5 корзин по 12 кг огурцов в каждой. 28 кг огурцов засолили, а остальные оставили для маринования. Сколько кг огурцов замаринуют?

Собрали – ? кг, 5 к. по 12 кг

Засолили – 28 кг

Замариновали – ? кг

  1. 5 * 12 = 60 (кг) – собрали
  2. 60 – 28 = 32 (кг)

В.: 5 * 12 – 28 = 32 (кг)

Ответ: 32 кг огурцов замаринуют.

Для украшения зала купили 45 воздушных шариков. Из 27 шариков сделали гирлянду, а остальные раздали ученикам, по 3 шарика каждому. Сколько ребят в зале держали воздушные шарики?

Купили – 45 ш.

Гирлянда – 27 ш.

Раздали – ? ш., ? уч. по 3 ш.

  1. 45 – 27 = 18 (ш.) – раздали
  2. 18 : 3 = 6 (уч.)

В.: (45 – 27) : 3 = 6 (уч.)

Ответ: 6 учеников держали шарики.

Когда мама дала по 2 конфеты двум своим сыновьям, то в пакете осталось 8 конфет. Сколько конфет было в пакете?

Было – ? к.

Дала – ? к., 2 с. по 2 к.

Осталось – 8 к.

  1. 2 * 2 = 4 (к.) – дала
  2. 4 + 8 = 12 (к.)

В.: 2 * 2 + 8 = 12 (к.)

Ответ: 12 конфет было в пакете.

Задачи на разностное и кратное сравнение.

В одной книге 98 страниц, а в другой – в 3 раза больше. На сколько страниц во второй книге больше, чем в первой?

I книга – 98 стр.                             на ? стр. >

II книга - ? стр., в 3 раза >

  1. 98 * 3 = 294 (стр.) – во II книге
  2. 294 – 98 = 196 (стр.)

В.: 98 * 3 – 98 = 196 (стр.)

Ответ: во второй книге на 196 страниц больше, чем в первой.

В автомагазине продаются 12 комплектов шин, по 5 шин в каждом комплекте. 30 шин продали. Во сколько раз меньше продано шин, чем их было в магазине?

Продают – ? ш., 12 к. по 5 ш.       в ? раз <

Продали – 30 ш.

  1. 12 * 5 = 60 (ш.) – продавали
  2. 60 : 30 = 2 (раза)

В.: 60 : (12 * 5) = 2 (раза)

Ответ: в 2 раза меньше продано шин, чем их было в магазине.

Задачи на нахождение суммы двух проиведений.

На кондитерской фабрике упаковывали конфеты. Упаковали 60 маленьких коробок конфет, по 12 конфет в каждой коробке, и 35 больших коробок конфет, по 24 конфеты в коробке. Сколько всего конфет упаковали?

Маленькие – ? к., 60 к. по 12 к.     ? к.

Большие – ? к., 35 к. по 24 к.

  1. 60 * 12 = 720 (к.) – в маленьких коробках
  2. 35 * 24 = 840 (к.) – в больших коробках
  3. 720 + 840 = 1560 (к.)

В.: 60 * 12 + 35 * 24 = 1560 (к.)

Ответ: упаковали 1560 конфет.

Задачи на деление суммы на число.

С одной грядки собрали 12 кг помидоров, а с другой на 6 кг больше. Помидоры разложили в банки, по 2 кг в каждую, и законсервировали. Сколько банок помидоров законсервировали?

I грядка – 12 кг                             ? б. по 2 кг

II грядка - ? кг, на 6 кг >

  1. 12 + 6 = 18 (кг) – собрали со II грядки
  2. 12 + 18 = 30 (кг) – собрали всего
  3. 30 : 2 = 15 (б.)

В.: (12 + (12 + 6)) : 2 = 15 (б.)

Ответ: законсервировали 15 банок помидоров.

Задачи с понятиями «цена», «количество», «стоимость».

Цена – количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет.

Количество – показывает, сколько предметов куплено.

Стоимость – количество денег, затраченных на всю покупку.

Цена = стоимость : количество

Количество = стоимость : цену

Стоимость = цена * количество

1 кг конфет стоит 15 рублей. Мама купила 2 кг таких конфет. Сколько стоит вся покупка?

Цена

Кол - во

Стоимость

15 р.

2 кг

? р.

15 * 2 = 30 (р.)

Ответ: вся покупка стоит 30 рублей.

Для украшения новогодней ёлки купили 3 коробки ёлочных игрушек, по 25 рублей каждая, и столько же гирлянд, по 18 рублей каждая. Сколько стоила вся покупка?

Цена

Кол-во

Стоимость

Игр.

25 р.

3 кор.

? р.

Гирл.

18 р.

3 гир.

? р.

  1. 25 * 3 = 75 (р.) – стоят игрушки
  2. 18 * 3 = 54 (р.) – стоят гирлянды
  3. 75 + 54 = 129 (р.)

В.: 25 * 3 + 18 * 3 = 129 (р.)

Ответ: 129 рублей стоит вся покупка.

Задачи с понятиями «масса», «количество», «общая масса».

Масса 1 предмета

Кол-во предметов

Общая масса

Кор.

20 кг

5 кор.

одинаковая

Пак.

? кг

50 пак.

  1. 20 * 5 = 100 (кг) – масса коробок
  2. 100 : 50 = 2 (кг)

В.: 20 * 5 : 50 = 2 (кг)

Ответ: в одном пакете 2 кг печенья.

Задачи с понятиями «расход на 1 вещь», «количество», «расход ткани».

На одну синюю штору нужно 2 м ткани, а на зелёную – в 2 раза больше. Сколько метров ткани потребуется для 6 зелёных штор?

Кол-во ткани на 1 штору

Кол-во штор

Расход ткани

Син. шт.

2 м

1 шт.

Зел. шт.

?, в 2 раза >

6 шт.

?

  1. 2 * 2 = 4 (м) – на 1 зелёную штору
  2. 4 * 6 = 24 (м)

В.: 2 * 2 * 6 = 24 (м)

Ответ: потребуется 24 метра ткани.

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ

Это задачи с понятиями «скорость», «время», «расстояние».

Скорость – V

Время – t

Расстояние – S

S = v * t

v = S : t

t = S : v

Велосипедист двигался со скоростью 15 км/ч в течение 3 часов. Какое расстояние он проехал?

 15 км/ч

А                                                                ? км                                                              В

S = v * t

15 * 3 = 45 (км)

Ответ: велосипедист проехал 45 км.

Задачи на движение в одном направлении.

Моторная лодка за 3 часа проплыла 90 км. Затем она уменьшила скорость на 5 км/ч и остальное расстояние проплыла за 2 часа. Сколько всего километров проплыла моторная лодка?

   ? км/ч                                                                      на 5 км/ч <

А                                 90 км                                                               ? км                       В

                                                                      ? км

  1. 90 : 3 = 30 (км/ч) – первая скорость лодки
  2. 30 – 5 = 25 (км/ч) – вторая скорость лодки
  3. 25 * 2 = 50 (км) – второе расстояние
  4. 90 + 50 = 140 (км)

В.: 90 + (90: 3 – 5) * 2 = 140 (км)

Ответ: 140 км проплыла лодка.

Задачи на встречное движение.

Из двух городов навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость первого – 14 км/ч, скорость второго – 12 км/ч. Через 3 часа велосипедисты встретились. На каком расстоянии друг от друга находятся города?

 14 км/ч                                                       3 ч.                                                12 км/ч

А                                                                ? км                                                             В

  1. 14 * 3 = 42 (км) – проехал первый велосипедист
  2. 12 * 3 = 36 (км) – проехал второй велосипедист
  3. 42 + 36 = 78 (км)

В.: 14 * 3 + 12 * 3 = 78 (км)

Ответ: 78 км расстояние между городами.

Задачи на движение в разных направлениях.

Из города А в разных направлениях отправились два поезда. Первый поезд шёл со скоростью 60 км/ч и через 5 часов прибыл в город В. Второй поезд шёл со скоростью 80 км/ч и через 5 часов прибыл в город С. На каком расстоянии друг от друга находятся города В и С?

В   5 ч.                                            60 км/ч        80 км/ч                                      5 ч.     С

                                                                   ? км

  1. 60 * 5 = 300 (км) – проехал первый поезд
  2. 80 * 5 = 400 (км) – проехал второй поезд
  3. 300 + 400 = 700 (км)

В.: 60 * 5 + 80 * 5 = 700 (км)

Ответ: 700 км расстояние между городами.

ГЕОМЕТРИЯ

ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК

Точка – это основная и самая простая фигура. В геометрии обозначается заглавной латинской буквой.

Прямая – это линия, которая не имеет ни начала, ни конца.

Способы обозначения прямых.

     а                                                     А                                            В

Луч – это часть прямой линии, которая имеет начало, но не имеет конца.

                                                     А                                        С                           

Отрезок – это часть прямой линии, которая имеет начало и конец.

                                 В                                   D                                                           

ЛОМАНАЯ

Ломаная – это геометрическая фигура, которая состоит из двух и более отрезков.

                          В                                                  Е

                                                                                                                     К

                                              С

   А              звенья ломаной                                 вершины ломаной

Длина ломаной АВСЕК = АВ+ВС+СЕ+ЕК

 

УГОЛ

Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей и вершины.

                                       А

             О                                        В

Виды углов.

Вид угла

Характеристика

Пример

Прямой

равен 90º

 

Острый

меньше 90º

Тупой

больше 90º

Развёрнутый

равен 180º

ОКРУЖНОСТЬ. КРУГ

                      А

                                             Радиус круга (R) – расстояние от центра окружности до

                                                                           любой её точки. (ОК)

                         О                Диаметр круга (      ) – это отрезок, который соединяет две

                                                                           точки окружности и проходит через её

         К                                                                центр. (АВ)

                     

                     В

КВАДРАТ

Квадрат – это фигура, у которой все стороны равны.      А         а         В

Площадь квадрата.                                                                                   

S = а * а  

Периметр квадрата.                                                          Е                     С

Р = а + а + а + а = а * 4        

Задача.

а = 2 см

S - ? см²

Р - ? см

S = а * а = 2 * 2 = 4 см²

Р = а * 4 = 2 * 4 = 8 см

Ответ: S = 4 см², Р = 8 см.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Прямоугольник – это фигура, у которой противоположные стороны равны.

                                                                                 В                    а                 L

Периметр прямоугольника.

Р = а + b + а + b = (а + b) * 2                                                                          b

Площадь прямоугольника.

S = а * b                                                                  С                                        D

Задача.

а = 2 см

b - ? см, на 4 см >

Р - ? см

S - ? см²

b = 2 + 4 = 6 см      8

Р = (а + b) * 2 = (2 + 6) * 2 = 16 см

S = а * b = 2 * 6 = 12 см²

Ответ: Р = 16 см, S = 12 см²

ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник – геометрическая фигура.

           О                                     С                             К

   А              С                 В                           Е           Т                                    Н

равнобедренный             равносторонний                      разносторонний

Задача.

 Одна сторона треугольника равна 2 см, вторая – 5 см, третья – 7 см. Найдите периметр и площадь треугольника.

а = 2 см

в = 5 см

с = 7 см                                                                 а                  с

Р - ? см

S – 7 см²                                                                                

                              7                                                              b    

Р = а + b + с  = 2 + 5 + 7 = 14 см

S = а * b : 2 = 2 * 5 : 2 =  5 см²

Ответ: Р = 14 см, S = 5 см²                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал по математике за курс начальной школы.

В справочнике собран теоретический материал по всему курсу математики начальной школы.  Использовать его можно будет и в среднем звене....

Справочное пособие по орфографии

Закрепляем знания об орфограммах...

Справочное пособие для работы над проектами

организация проектной деятельности...

Справочное пособие по русскому языку

Материал для уроков русского языка...

Справочное пособие "Черепашка-программашка"

В справочном пособии описаны начальные шаги, как создать собственный альбом, включающий в себя простой мультфильм.Программа ПервоЛого разработана специально для дошкольников и младших школьников. По с...

«Пишу грамотно» - справочное пособие

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6089520","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"361"}}]]Орфографическая грамотность — это составная часть общей язы­ков...

Узорова " Справочное пособие по русскому языку 3 класс"

Самостоятельная работа –одно из важнейших средств развития мышления иречи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса....