Методические разработки по формированию понятия "длина" у обучающихся с ЗПР
методическая разработка по математике

Крюкова Юлия Вячеславовна

Надеюсь,эти методические разработки помогут вам в вашей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrab._po_form._pon._dlina2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки

по формированию понятия «длина»

у детей с ЗПР.

автор: Крюкова Юлия Вячеславовна

        Наблюдения показывают, что именно  этому материалу в первом классе не отводится должного места. Учащиеся эпизодически выполняют задания геометрического и метрического содержания. У них не формируются навыки работы с карандашом, линейкой, учащиеся не получают четких представлений о величине «длина» и ее единиц измерений, прямой линии, отрезка. Плохое знание единиц измерения величин и неумение различать их создают трудности при дальнейшем обучении соотношению мер. Знания приобретенные первоклассниками не обеспечивают условий для их дальнейшей подготовки обучению математике, в частности при обучении решению задач, а также и других предметов (труд, изобразительное искусство, физкультура).

        Известно что, при формировании у детей пространственных представлений, измерение длины играет большую роль. Без этих упражнений оказывается ограниченной возможность выработки у детей пространственных  представлений и пространственного опыта.

        Все это побудило разработать упражнения, направленные на развитие и конкретизацию представлений о длине и ее мерах.

Методическая система обучения мере «длина»

        Первый этап. Формирование представления о длине.

        Задачи этапа:

  1. Дать наглядное представление о формируемой величине;
  2. Научить измерять формируемую величину, оценивать ее значение, различать в конкретных ситуациях.

Работу на этом этапе необходимо начать с беседы, раскрывающей смысл величины, где эти величины встречаются в жизни? Людям каких профессий приходится с ними сталкиваться? В ходе беседы учитель выясняет степень сформированности у школьников необходимых представлений.

        С учетом особенностей детей с ЗПР, беседы и ряд последующих упражнений лучше проводить в ходе экскурсий, чтобы школьники могли наблюдать за соответствующими жизненными ситуациями.

        Второй этап. Формирование конкретных представлений о единицах измерения длины (1 м, 1 см) и выявление зависимости между ними.

        

Задачи:

  1. Дать представление о конкретных размерах 1м, 1см.
  2. Сформировать представление пропорциональной  зависимости между ними.

Это наиболее сложный этап учения. От освоения учебного материала на данном этапе во многом зависит успешное владение измерительными навыками. Усвоение этого материала приближает нас к решению задач социальной адаптации детей с ЗПР. В производственной деятельности и в быту необходимо иметь представление о величине, уметь оценивать значения этих величин, знать способы измерения и т.п.

После усвоения конкретной наполняемости единиц длины 1м, 1см можно перейти к следующему этапу.

Третий этап. Формирование измерительных навыков.

Задачи:

  1. Познакомить с измерительным инструментом – линейка.
  2. Научить чертить и измерять отрезки.
  3. Научить определять длину с помощью линейки.

Необходимо на этом этапе дать как можно больше различных заданий и упражнений на измерение, отмеривание.

Четвертый этап. Закрепление знаний, умений и навыков в процессе обучения теме «длина».

Задачи:

  1. Закрепить у учащихся знания о понятиях «длина», «прямая линия», «ломанная линия», «отрезок», «протяженность».
  2. Выяснить насколько хорошо учащиеся знают единицы длины.
  3. Укрепить умения и навыки по разделам начертательной геометрии.
  4. Обобщить в единую систему знания, умения и навыки по данному разделу.

Наивысшим уровнем обобщения на данном этапе будет проведение аналогии и обобщения на другие меры метрической системы (с помощью учителя).

Учитывая специфику детей и их особенности усвоения, для эффективности обучения нужно использовать словесные, наглядные и практические методы в совокупности. Исходя из выше сказанного, логично будет предложить детям задания такого типа:

  1. Определить длину и ширину класса, используя шаг, как единицу длины;
  2. Растянуть веревку и сосчитать количество шагов от начала до конца веревки;
  3. Записать результаты на доске (учитель на данных примерах показывает несовершенство выбранной меры длины).

Все это хорошо подкрепить  с помощью наглядных методов: учитель отмечает длину шага учеников, затем берет полоску бумаги равную длине каждого (лучше, если дети сделают полоски сами) и показывают, что полоски получились разной длины, потому и числа у всех разные. Если же всем взять одинаковые полоски и измерить ими длину класса, то получатся одинаковые числа.

Использованные методы:

Беседа: 1) о значимости единицы измерения – метра; 2) о практическом применении данной единицы измерения (в магазине, в строительстве и т.д.).

Наглядность: 1)изготовление пособия – метра из бумаги учителем и демонстрация его ученикам; 2) изготовление метра по образцу учениками из разного материала; 3)показ различных метров – деревянная линейка в 1м, металлический метр, из клеенки и бечевки (необходимо добиться, чтобы учащиеся не относили длину 1 м   к конкретному предмету).

Практические методы:

  1. Учащимся предлагается сравнить метр с расстоянием от плеча до кончиков пальцев противоположной вытянутой руки;
  2. Сравнить свой рост с метром;
  3. Выбрать из окружающих предметов, те которые имеют длину ≈ 1м;
  4. Взять пособие «метр» и проверить длину выбранных предметов;
  5. Предлагается рассмотреть предмет и определить его длину на глаз (больше или меньше одного метра), затем измерить его.

Измерения не должны быть самоцелью и потому их следует связать с жизненной ситуацией, это можно сделать через игру: Магазин «Ткани», «Строительные товары», «Ковровые покрытия», «Галантерея».

Целью этих игр является закрепление полученных знаний о метре и совершенствование измерительных навыков.

Система упражнений

для формирования понятия «длина» у учащихся с ЗПР

Задания, направленные на формирование конкретно представления о метре:

Задание № 1. Начертите без линейки линию равную длине 1м, а затем, используя шаблонный метр, проведите под ним второй отрезок. Сравните эти два отрезка между собой и сделайте вывод, насколько был верен первый чертеж.

Задание № 2. Ученику предлагается лента или полоска бумаги больше одного метра. Отрежьте 1м, не используя при этом мерку, и сопоставьте с шаблонным метром.

Задание № 3. На доске два отрезка длиной метр и меньше 1м. не пользуясь измерительным инструментом, определите, какой из них равен 1м.

Задание № 4. На доске три отрезка длиной 1м, меньше 1м, больше 1м. определите, какой отрезок равен 1м.

Задание № 5. Определите расстояние «на глаз» (отрезок прямой на доске, длину парты, ширину дверей).а теперь проверьте шаблонным метром. Здесь они оценивают длину «на глаз», записывают каждый свое измерение в тетрадь, затем измеряют те же отрезки метром или рулеткой и снова записывают значения в тетрадь, после чего вычисляют свою ошибку.

Задание № 6. Начертите от руки два равных отрезка в разных направлениях, проверьте меркой их равенство.

Задание № 7. На доске изображены два отрезка, один длиннее другого или одинаковые (расположение отрезков можно менять). Рассмотрите внимательно отрезки и запомните их. Через 5 – 10 секунд изображение на доске закрывается. Ответьте на вопросы: 1) Что было изображено на доске? 2) Одинаковые ли рисунки? 3) Есть ли разница? 4) Можете ли вы воспроизвести изображение?

Задание № 8. Возьмите полоску длиной 1м и разделите ее «на глаз» по полам, отметьте это место. Проверьте измерения способом изгибания полоски.

Задание № 9. Экскурсия. Цель – собрать материал для счета и составления задач. Познакомиться с отрезком прямой линии а естественных условиях. Примерные задания: измерить шагами расстояние от школы до парка; наблюдать при изменениях направления дороги повороты направо, налево; в парке определить возраст деревьев с помощью годичных колец; сравнить величины листьев деревьев разных пород; зарисовать некоторые из них.

Задание № 10. На карточках изображены картинки: расстояния между городами, улица, коридор. Подпишите под каждым рисунком, что является самым длинным, коротким.

Упражнения, направленные на закрепление конкретных представлений о размерах единиц длины (метр, сантиметр)

  1. Что больше метр или сантиметр?
  2. В каких единицах удобнее измерять: книгу, пенал, ложку, рост, длина класса?
  3. Внимательно посмотри на ряд и вычеркни лишнее: сантиметр, метр, час.
  4. Выпишите слова в два столбика: в первый предметы, измеряемые в сантиметрах, во второй – те которые удобнее измерить в метрах. Рост человека, лист, дерево, кусочек мела, высота дома, дверь, тетрадь.
  5. Посмотрите на записи выражений и подчеркните верный: 1см > 1м; 1см < 1м.
  6. Что лишнее: час, минута, метр?

Упражнения по формированию конкретного представления

 о единице длины – сантиметр.

  1. Детям предлагается сравнить модель сантиметра с шириной пальца, с длиной двух клеток тетради и другими предметами, примерно равными одному сантиметру.
  2. Дети изготовляют сами модель 1 см из имеющегося материала (лист бумаги, спичка, зубчик расчески и т.д.).
  3. Каждому  из учащихся раздается полоска длиной 10см. нужно самостоятельно разделить полоску на 10 равных частей, с помощью мерки длиной 1см, а потом с помощью линейки (слабым ученикам можно дать готовые полоски, на которых они должны проставить цифры от 0 до 10).
  4. Ученикам предлагается разделить на группы различные предметы. В первой – предметы меньше по своей длине, чем 1 см; во второй – больше по своей длине, чем 1см (при этом, не пользуясь измерением, «на глаз»). После распределения учащихся проверяют правильность своего выбора с помощью измерения меркой в 1см.
  5. Необходимо определить «на глаз» длину предложенного предмета (< или > 1см). ответить на вопрос: «Как ты думаешь, сколько сантиметров длина этого предмета?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока психологии для обучающихся 1-3 классов «Мы все такие разные».

Цель: Развитие  самосознания, рефлексивных  способностей  и  толерантности  детей младшего школьного возраста.Задачи: I....

" СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» (методическая разработка интеллектуальной игры для обучающихся 4 классов)

Цели:       1. Формирование интереса учащихся к предмету;       2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприя...

Экологическая игра-викторина "Хочу всё знать!" (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 4 классов)

Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...

"В мире точных наук» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)

Цели занятия:Пробудить интерес к предмету математике.Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество...

"В мире животных» (методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса)

Задачи:образовательная: расширить знания о природе;развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чу...

Методическая разработка индивидуального занятия для обучающегося с нарушением слуха 1 класса. Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.

Материал предназначен для педагогов службы сопровождения (сурдопедагогов, логопедов). Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и формирование произносительной стороны устной речи.Тема ...

Методическая разработка внеурочного занятия для обучающихся начального звена по формированию финансовой грамотности

laquo;Юный финансист» – это игра, которая заставляет додумывать, дорисовывать, домысливать увиденное, оживляет общение, побуждает двигаться и смеяться её участников! Благодаря таким форма...