Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Рякина Ирина Викторовна

В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти,  воображения, логического мышления. В программе прописаны принципы обучения и предложено планирование занятий с темой и направлениями развития в познавательном и развивающем аспекте. Используется пособие Л.В.Мищенковой "36 занятий для будущих отличников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 111»

                                                                                          «Утверждаю»                                                                                                                    Директор МАОУ СОШ № 111                                                                                                  _______ Новикова  Т. А.                                                          от «___» ____ 2011  года  

Рабочая программа

 курса развития познавательных способностей

«Умники и умники»

1-4 классы

(1 класс – 2011\2012 уч.год)

  Рякина

Ирина Викторовна
учитель начальных классов,

высшая категория

                                                                                       

г. Пермь

2011

Пояснительная записка

        Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.

        В концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

        Курс развития познавательных способностей нацелен на формирование у учащихся любознательности, интереса к учению, активности к познанию окружающего мира, умения учиться, способности самоорганизации для достижения поставленных целей, т.е. качеств выпускника начальной школы.

        Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.

        Задачи,  необходимые для достижения данной цели:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  3. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс представляет собой  комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Курс ориентирован на детей 6 – 10 лет, рассчитан на 1 занятие в неделю в 1 классе – 35 минут, во 2-4 классах – 45 минут.

Проведение уроков в 1-4 классах подкрепляется учебно-методическим комплексом «36 занятий для будущих отличников» Л.В.Мищенковой, состоящим из рабочей тетради на печатной основе и методического пособия для учителя.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для раз вития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото рые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих заняти ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но да ются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамич ной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым пере ключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

             Для проведения занятий для каждого класса (с 1-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана сис тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна вательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус ловно можно разбить на несколько групп:

  1. задания на развитие внимания;
  2. задания на развитие памяти;
  3. задания на совершенствование воображения;
  4. задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  1. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  2. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  3. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  4. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  5. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв ления замаскированного рисунка;
  6. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Познавательный аспект

                Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

                Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

    Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

                  Развитие речи.

                 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы.

 Развитие двигательной сферы.

         Воспитывающий аспект

     Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

 Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто ряются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расши рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально го развития.

Конечный итог – достижение хороших результатов в учёбе.

Учёт сформированности  познавательной активности и различных качеств умственной деятельности умственной деятельности учащихся осуществляется два раза в год методом  тестирования.

Тема

Направление работы

Познавательный                Развивающий

аспект                               аспект

1

Первый раз в  

первый класс

Значение обучения. Правила поведения в школе.

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, речи, воображения, фантазии, рефлексии.

2

Задания трех поросят

Содержание сказки «Три поросенка»

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии.

3

Здравствуй, осень!

Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, рефлексии

4

Играем в «ромашку»

Правила игры в «ромашку». Как инсценировать короткие диалоги

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, воображения, артистических способностей, рефлексии

5

По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Содержание русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Варианты окончания сказки. Головоломка «Танграм»

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти,  воображения, конструкторских способностей, рефлексии

6

Рисуем яблоньку

Как инсценировать ситуацию с помощью жестов и мимики

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, артистических способностей, рефлексии

7

Геометрический магазин

Геометрические фигуры:  треугольник, прямоугольник, четырехугольник, круг, ромб, их особенности

Развитие внимания, логического мышления, ориентиции в пространстве, зрительной памяти, сенсорных способностей, рефлексии.

8

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

Содержание русской народной сказки «Маша и медведь». Как инсценировать фрагмент сказки

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторских способностей, артистических способностей, рефлексии

9

Хлеб-батюшка

Ценность хлеба, трудоемкость его производства

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, рефлексии

10

Шкатулка с сюрпризом

Игра «Устами младенца»

Развитие внимания, логического мышления, воображения, речи, быстроты реакции, рефлексии

11

На грибной полянке

Распространенные грибы: боровик, подберезовик, подосиновик, опята, лисички, мухомор, их особенности, основное правило грибника

Развитие внимания,  мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, речи, рефлексии

12

В гостях у Знайки

Знайка – герой книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, зрительной памяти, воображения, чувство рифмы, рефлексии

13

Читаем письма

Краткое содержание популярных произведений, их главные герои: Алладин, Балда, Винни-Пух, Щелкунчик, барон Мюнхгаузен

Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, рефлексии

14

Наряжаем елочку

Традиционные елочные украшения

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, конструкторских способностей, воображения, чувства рифмы, рефлексии

15

«Прикольные» задания

Что такое «имя-перевертыш», сказка - «винегрет». Как изобразить несуществующее животное. Шуточное описание сказочного героя

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, в том числе нестандартного, воображения, ориентации в пространстве, рефлексии

16

Домашние животные

Роль домашних животных в жизни человека

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, расширение словарного запаса, рефлексии

17

О звездах

Солнце – звезда Солнечной системы. Количество звезд во Вселенной. Метеоры и метеориты

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, рефлексии

18

Дорогою добра

Смысл понятий «добро» и «зло» на примере литературных произведений. Качества характера, символизирующих добро

Развитие внимания, памяти, мышления, речи, рефлексии

19

Быть здоровым

Основные составляющие здорового образа жизни. Рассказ от лица неодушевленного человека

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, памяти, воображения, фантазии, речи, рефлексии

20

Незнайкин экзамен

Развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции, воображения, зрительной памяти, конструкторских способностей, рефлексии

21

По страницам книги Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»

Э.Успенский и его книги. Герои произведения «Дядя Федор, пес и кот»

Развитие внимания, быстроты реакции, смысловой памяти, мышления, воображения, рефлексии

22

Знаменитые малыши. Дюймовочка

Дюймовочка – героиня сказки Г.-Х.Андерсена. Происхождение имени Дюймовочка. Краткое содержание сказки.

Развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления, воображения, фантазии, рефлексии

23

Букет для Русалочки

Краткое содержание сказки Г.-Х.Андерсена «Русалочка». Водоемы. Морские обитатели

Развитие внимания, слуховой и образной памяти, нестандартного мышления, рефлексии

24

Спичечное ассорти

Значение слова «ассорти»

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, рефлексии

25

Словесные забавы.  «Говорящие» головоломки. Загадалки

Разнообразие игр со словами, головоломок, игр на основе загадок

Развитие внимания, нестандартного мышления, конструкторских способностей, памяти, воображения, чувства рифмы

26

Ловим рыбку

Атрибуты рыбалки. Особенности рыбалки как вида отдыха

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, чувства ритма и рифмы, расширение словарного запаса, рефлексии

27

Пернатые друзья

Интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай

Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного

28

Сказочные задания

Загадки с-толку-сбивалки. Криптограмма

Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, воображения, рефлексии

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом;

- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор;

- находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам;

- находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению);

- выделять существенные признаки предмета;

- иметь представления о различного рода головоломках (кроссворд, ребус, криптограмма, анаграмма, шифровки), уметь их разгадывать;

- называть положительные и отрицательные качества характера;

- пользоваться приемами театрализации;

- ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: вверх, вниз, вправо, влево, составлять рисунки на клетчатой бумаге под диктовку учителя;

- выражать свои чувства, отношение к происходящему, делиться впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...

Рабочая программа курса РПС (развития познавательных способностей) «Умники и умницы» 1-4 классы

Пояснительная записка          Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка....

Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» 1класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учеб...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной),   с...

Рабочая программа курса "Развитие познавательных способностей. Умники и Умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общеинтеллектуальное направление)....

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей""

Рабочая программа "Развитие познавательных способностей"...