РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
рабочая программа (3 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей

для 2 класса общеобразовательной школы

 

на 2012 - 2013учебный год

 

Рабочая программа составлена на основе программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".

 ( О.А.Холодова, издательство «Росткнига», Москва, 2011г.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОРОМАНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КАЛМАНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_____________/___________/

                  ФИО

Протокол № _______

от «__»_________20___г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Новоромановская СОШ»

_____________/С.Ф. Бунет/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей

для 2 класса общеобразовательной школы

на 2012 - 2013учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".

 ( О.А.Холодова, издательство «Росткнига», Москва, 2011г.)

Составитель : Н.В.Алгазина

 

с.Новороманово, 2012

Пояснительная записка к программе

                 Рабочая программа курса  РПС «Умники и умницы» составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Умники и умницы».

        Программа рассчитана на 34 занятия в год (1час в неделю).

        Программу  обеспечивает комплект специально разработанных заданий по развитию РПС учащихся. Комплект рассчитан на программу 2 класса общеобразовательной школы.

  1. Комплект рабочих тетрадей в 2-х частях «Юным умникам и умницам», издательство «Росткнига», Москва, 2011 г.
  2. Методическое пособие «Юным умникам и умницам», издательство «Росткнига», Москва, 2011 г.
  1. Программа курса РПС, Издательство «Росткнига», Москва, 2011г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. развитие различных видов памяти;
  1. развитие внимания, наблюдательности, воображения;
  2. развитие сенсорной и двигательной сферы ребенка;
  1. формирование нестандартного мышления;
  2. развитие быстроты реакции;
  1. способствовать становлению у детей различных форм самосознания и самоконтроля;
  2. развить чувство уверенности в своих силах
  1. готовить детей к выполнению тестовых заданий.

Преподавание рассчитано на базовый уровень.

                 Отличительной чертой курса является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера, поэтому работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно для младшего школьника.

Принципиальной задачей предлагаемого курса выступает развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных заданий и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

                              СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.

Для проведения занятий по РПС предлагается учебно-методическое пособие для каждого класса (1-4), состоящее из:

а) двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия.

Учитель, работающий по данным тетрадям, может вносить необходимые изменения в то или иное задание, исключать какие-либо задания, исходя из возможностей класса и своих, оценивать эффективность занятия и степень помощи, которую следует оказать тому или иному ребенку.

 Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

– задания на развитие внимания.

– задания на развитие памяти.

– задания на совершенствование воображения.

– задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

– вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

– выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур

Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные  доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В программе предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. 

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

          Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

          Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как  умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

           Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

           Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я – концепции»

Календарно - тематическое планирование

по предметному курсу «Юным умникам и умницам»

Класс 2

Учитель Алгазина Наталья Викторовна

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков______, зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных уроков         _______ ч.

Планирование составлено на основе программы курса "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".( О.А.Холодова, издательство «Росткнига», Москва, 2011г.)

Учебник Рабочие тетради к курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей"в 2-х частях ( О.А.Холодова, издательство «Росткнига», Москва, 2011г.)

Дополнительная литература Методическое пособие «Юным умникам и умницам», издательство «Росткнига», Москва, 2011 г.

Программа курса РПС, Издательство «Росткнига», Москва, 2011г.

№п/п

Тема раздела, урока

Контрольная работа, зачет, тест, проверочная

План

Факт

Примечания

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2

Развитие концентрации внимания.

3

Тренировка внимания.

4

Тренировка слуховой памяти.

5

Тренировка зрительной памяти.

6

Развитие логического мышления.

7

Совершенствование воображения.

8

Развитие быстроты реакции.

9

Развитие концентрации внимания.

10

Тренировка внимания.

11

Тренировка слуховой памяти.

12

Тренировка зрительной памяти.

13

Развитие логического мышления.

14

Совершенствование воображения.

15

Развитие быстроты реакции.

16

Развитие концентрации внимания.

17

Тренировка внимания.

18

Тренировка слуховой памяти.

19

Тренировка зрительной памяти.

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления..

22

Развитие быстроты реакции.

23

Развитие концентрации внимания.

24

Тренировка внимания.

25

Тренировка слуховой памяти

26

Тренировка зрительной памяти

27

Развитие логического мышления

28

Совершенствование воображения

29

Развитие быстроты реакции

30

Развитие концентрации внимания

31

Тренировка внимания

32

Тренировка слуховой памяти

33

Тренировка зрительной памяти

34

Развитие логического мышления

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" 1 - 4 класс

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  Курс "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".  Курс разработан на основе авторской программы О. Холодовой и предста...

Программа кружка «Юным умникам и умницам» Развитие познавательных способностей

Программа кружка«Юным умникам  и  умницам» Развитие познавательных способностейРабочая программа составлена на основе федеральногокомпонента государственного стандарта основного общегообразо...

О. А. Холодова "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (РПС). 1 класс. Анализ курса.

О. А. Холодова "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" (РПС). 1 класс. Анализ курса....

Рабочая программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» 1класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании программы учеб...

Рабочая программа курса "Умники и умницы.Развитие познавательных способностей"

Рабочая программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с испо...

Рабочая программа курса "Умники и умницы. Развитие познавательных способностей."4 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...