Рабочая программа "Юным умникам и умницам" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Полупан Александра Васильевна

Юным умникам и умницам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunym_umnikam_i_umnitsam_3_v.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»
Протокол № 1
от «27» августа 2020 г.
Председатель МС
__________/  
Румянцева Т. В.

«Принята»
педагогическим советом
Протокол № 1
от 28 августа 2020г.

«Утверждена»
Приказом от 28 августа 2020 г.
№ 205/01-04
Директор
_________/
Безрученкова С. П.

Рабочая программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»

для 3 В  класса

«Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2020 г.

Составитель:

Полупан
Александра Васильевна,

учитель начальных классов  

 

пгт Верхнеднепровский

2020 г.

 

Рабочая    программа по курсу внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам» для 3 В класса  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
  • Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов: Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой. https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-vneurochnoi-deiatelnosti-nau-2.html (Умники и умницы. 1-4 классы, с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».) https://obuchalka.org/2013091173477/unim-umnikam-i-umnicam-metodicheskoe-posobie-3-klass-holodova-o-a.html 
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. О.Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть1, 2. М.: М.: Издательство РОСТ, 2019 г.
  3. О.Холодова Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Методическое пособие. 1-4 класс. Программа курса РПС. М.: Издательство РОСТ, 2019.

Данная программа составлена на 35 часов (1 час в неделю).                                                    Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 учебный год.  

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению,
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • владение основными методами познания окружающего мира

(наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов

ее решения;

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее

эффективного способа достижения результата;

  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  •  готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Ожидаемые результаты  

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:  

  • логически  рассуждать,  пользуясь  приемами  анализа,  сравнения,  обобщения,  классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:  

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

   В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Материал  занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Формы контроля: тестирование, устный ответ, после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, творческие работы.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-подведение итогов урока;

- самооценка событий;

-творческие задания, имеющие практическое применение;

-задания на самопроверку результата,

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль;

-«оцени результат»;

-«Найди отличия», «Поиск лишнего»;

- дорисовывание несложных композиций;

- вычерчивание уникурсальных фигур;

- складывание и перекладывание спичек.

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа;

-«отгадай о ком, о чем говорим»;

-«опиши устно…»;

С целью реализации образовательной программы начального общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

III.Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Выявление уровня познавательных процессов у третьеклассников в начале учебного года

1

2

Развитие концентрации внимания

5

3

Тренировка внимания

6

4

Тренировка слуховой памяти

5

5

Тренировка зрительной памяти

6

6

Поиск закономерностей

4

7

Совершенствование воображения

4

8

Развитие быстроты реакции, мышления

4

Итого: 35ч

Рекомендуемая  модель  занятий

1. «Мозговая  гимнастика»  (2   минуты)

2. Разминка  (3-5  минут)

3. Тренировка  и  развитие  психических  механизмов,  лежащих  в  основе  познавательных  способностей,  -  памяти,  внимания,  воображения  (10  минут)

4. Гимнастика  для  глаз  (1-2  минуты)

5. Логически – поисковые  задания  (10  минут)

6. Веселая  переменка  (2-3  минуты)

7. Нестандартные  задачи  (10-15  минут)

Задачи,  предлагаемые  на  этом  этапе,  различаются  не  только  по  содержанию,  но  и  по  сложности.  На  каждом  занятии  обязательно  проводится  коллективное  обсуждение  решения  задачи.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Формы и методы работы:

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

1.  Работа в парах.

2.  Групповые формы работы.

3.  Индивидуальная работа.

4.  Самооценка и самоконтроль.

5.  Взаимооценка и взаимоконтроль.

 

Формы организации деятельности:

•  Конкурс.

•  Игра.

•  Путешествие


  1. Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

04.09

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

11.09

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций.

1

18.09

Тренировка слуховой памяти

1

25.09

Тренировка зрительной памяти.

1

02.10

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

09.10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

1

16.10

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

23.10

Развитие концентрации внимания.

1

30.10

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13.11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

20.11

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27.11

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

04.12

Совершенствование воображения.Развитие наглядно-образного мышления.

1

11.12

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

18.12

Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

25.12

Тренировка внимания.

1

15.01

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

22.01

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

29.01

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

05.02

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

12.02

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций.

1

19.02

Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26.02

Тренировка внимания.

1

05.03

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

1

12.03

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

19.03

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

1

02.04

Совершенствование воображения. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

1

09.04

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

16.04

Тренировка концентрации внимания.

1

23.04

Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

30.04

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

1

07.05

Тренировка зрительной памяти.

1

14.05

Тренировка внимания.

1

21.05

Развитие логического мышления. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

рабочая программа умники и умницы 4 класс

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

Рабочая программа по ВД 1 класс "Умники и умницы"

Программа курса «Умники и умницы» составленав соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.;с рекомендациями авторской прогр...