ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.12 КБ
Файл dokument_microsoft_word_2.docx385.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Наименование разделов

 и тем.

Календ.

сроки.

Вид занятий.

Наглядные пособия

и ТСО

Задания

   для

учащихся.

Примечание.

Эпический блок.

1

Земля наш дом

1 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

2

О братьях наших меньших.

2 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

3

Культура общения.

3 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Что такое ответственность и забота?

4 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

Психологический блок.

1

Мир взрослых.

5 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

Все мы разные.

6 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

3

Этика и этикет.

7 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Правила этикета: движение при общении.

8 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

5

Что может носовой платок?

9 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

6

Познай себя.

10 неделя

  урок- тренинг

презентации по теме.

7

Справедливость к одноклассникам и к себе.

11 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

8

Я и мои друзья.

12 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

9

Услышать сердце человека.

13 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

10

Что такое агрессия и как избежать конфликта?

14 неделя

урок- игра

презентации по теме.

11

Правила безопасного поведения.

15 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

12

Как добиться успеха.

16 неделя

  урок- тренинг

презентации по теме.

Правовой блок

1

Правила в жизни человека.

17 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

 Права ребёнка в новом веке.

18 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

3

Школьный этикет

19 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Жестокость и её последствия.

20 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

5

Опасные ситуации.

21 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

6

Правила поведения на дороге жизни.

22 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

7

Стихийные бедствия и правила поведения в чрезвычайной ситуации.

23 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

Семьеведческий блок.

1

Какие бывают профессии.

24 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

Учись учиться.

25 неделя

презентации по теме.

3

Терпение и труд все перетрут.

26 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

4

Труд в моей семье. Что я люблю больше всего делать.

27 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

Медико – гигиенический блок.

1

Твоё здоровье.

28 неделя

комбин.  урок

презентации по теме.

2

Здоровье и благополучие.

29 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

3

Режим дня.

28 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

4

Здоровый сон.

30 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

5

О вреде курения.

31 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

6

О вреде  наркотиков  и алкоголя.

32 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

7

Вредные привычки. Откуда они берутся?

33 неделя

комбин. урок

презентации по теме.

8

Профилактика заболеваний.

34

неделя

комбин. урок

презентации по теме.



Предварительный просмотр:

        ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

             

  Учитель: Свинаренко С. А.

   МБОУ СОШ с. Троекурово

         Повышение качества усвоения знаний учащихся – одна из важных задач не только моя, но и школы в целом. Ее осуществление я добиваюсь не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а за счет совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение отвожу развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно  в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развивается познавательный интерес и познавательная активность.

          С первых дней стараюсь проводить уроки математики интересными.

 На разных этапах урока включаю занимательные упражнения, провожу уроки- путешествия. Все дети, даже самые неподготовленные к обучению, с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. Они всегда с нетерпением ждут очередной встречи с Буратино, Мудрой совой и др. На таких уроках можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки.  

         Усвоение математических знаний, умений и навыков зависит как от содержания используемых упражнений, так и от их количества.

          Каждый учитель старается организовать деятельность учащихся так, чтобы они выполнили как можно больше различных упражнений и задач на уроке. Но если учащиеся выполняют каждое упражнение письменно, то, естественно, на это уходит много времени и интенсивность урока снижается.

Поэтому целесообразно увеличить количество устных упражнений на уроке, используя их для повторения и закрепления материала, для формирования

умений и навыков.

        Каждый творчески работающий учитель может легко найти свой  оптимальный вариант урока (дозировку устной работы), самостоятельно составив варианты заданий, исходя из подготовленности класса.

        Дети любят устно решать задачи и выполнять различные упражнения, так как при правильном руководстве учителя этой работой одни учащиеся могут проявить инициативу, другие получить помощи от товарища или от учителя. Кроме того, выполнение устных упражнений способствует развитию речи детей, а уроки математики должны вносить в решение этой задачи определённую лепту.  

        Устные упражнения выполняются в течение всего урока. Вместе с тем, в практике учителей сложилась хорошая традиция: на каждом уроке специально устному счету отводиться 5- 8 минут.  Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока. В зависимости от этого определяется продолжительность, время и место устного счета. Если устные упражнения направлены на актуализацию знаний учащихся, предшествуют новому материалу, подготавливают к его изучению, то их следует проводить в начале урока, они должны быть менее продолжительными. Если устные упражнения имеют целью закрепить изученный на данном уроке материал, то они, естественно, проводятся после изучения нового материала. Если устные упражнения организуются на уроке обобщения и закрепления знаний, то они могут быть более продолжительными по времени и разнообразными по форме и содержанию. Не следует проводить устные упражнения в конце урока, так как дети уже утомлены, а они требуют большего внимания, памяти, мышления. В конце урока я провожу небольшие «математические разминки», поддерживающие интерес детей, концентрирующие их внимание.

        Проводя устный счёт на уроке математики, я стремлюсь оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей. По мере возможности включаю игровые моменты, элементы занимательности, геометрический материал.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный процесс формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К. Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

        С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно- ролевые игры, задачи в стихах, задачи- шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации.  

        Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.  

          Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки.

        В моей практике распространены следующие виды заданий:

    1. Решение простых примеров (в одно действие). Примеры можно предлагать по-разному:

 - учитель называет действие, которое надо произвести с данными числами, например: 28 разделить на 7;  к 32 прибавить 54 и т. п.

 - учитель предлагает пример, не указывая действие в явной форме, например, найти сумму чисел 53 и 27;  найти частное чисел 320 и 4 и т. п.

 - учитель называет компоненты, действия, например: первый множитель 24, второй – 5, найти произведение;  найти разность, если уменьшаемое равно 54, вычитаемое 44 и т. п.

  2. Решение сложных примеров в форме беглого счета. Особенность беглого счета состоит в том, что промежуточные результаты вычислений ученик держит в уме, а называет по предположению учителя конечный результат:

                       (26 + 14) : 4 х 15 – 25

  3. Счет по таблицам.

      Можно использовать, например, ряды цифр, состоящие из 11 полос. На 8 полосах расположены вертикально столбцы значащих цифр от 1 до 9, остальные заполнены нулями. Полоски можно сделать из плотной бумаги или картона. Пользуюсь этим пособием так: вешаю на классную доску две полоски на некотором расстоянии друг от друга. Между ними пишут знаки действий. Для действий с круглыми десятками и двузначными числами вешаю по две полоски рядом.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

3

5

7

9

6

5

1

0

0

0

7

9

1

4

5

3

1

5

0

0

0

2

5

7

6

8

1

7

2

0

0

0

6

8

4

1

3

7

6

6

0

0

0

3

4

8

5

7

0

2

5

0

0

0

8

7

3

9

2

5

2

4

0

0

0

4

2

9

3

6

8

6

3

0

0

0

9

6

2

8

1

4

3

2

0

0

0

5

1

6

2

4

9

4

5

0

0

0

4

5

8

6

9

7

3

4

0

0

0

   Решая примеры, учащиеся могут записывать весь пример полностью, например: 13 + 57 = 70,   79 + 14 = 93 и т. п. Но можно в целях экономии времени записывать только ответы. Вычисления же ученик производит устно.

  4. Задачи.  Устное решение задач приносит двоякую пользу: с одной стороны, на решение задач учащиеся тренируются в быстром устном счете, а с другой стороны, на устных задачах закрепляется умение решать задачи вообще.  Если в задачах имеется более трех числовых данных, то их надо записывать на доске с тем, чтобы не обременять память учащихся запоминанием большого количества чисел.

       При проверке решения нужно чаще спрашивать учеников как они производили вычисления, каким приемом пользовались. Большой интерес у детей вызывают задачи, в решении которых необходима догадка,

составление и др. Особенно цены задачи, выполняющие функции развивающего и познавательного характера. Например:

 1) Каких мест в трамвае больше: для сидения или для езды стоя. Известно, что мест в трамвае для сидения 36, а всего 100.

 2) Соловей начинает петь с часа ночи, кукушка с 3 часов, скворец с 4, воробей с 6. Какое сейчас примерно время, если поют соловей и кукушка, а скворца еще не слышно? Слышится кукование кукушки? Слышится чириканье воробьев?

  3) Для измерения наибольшей глубины озера Яльчик связали 4 шнура по 20 метров длиной и ещё прибавили 4 м шнура. Превышает ли глубина озера 100 метров?

  4) Если алмаз весит 20 каратов ( в 1 г содержится 5 каратов), он считается именным, т. е. получает  свое имя, название. Будут ли именными алмазы, масса которых 3 г, 4 г, 18г?

  5. Счет – дополнение.

  Учитель пишет на доске, например, число 100 и говорит детям: « Я буду называть различные числа, а вы дополняете эти числа до 100. Например, скажу 75, а вы должны прибавить к этому числу столько единиц, чтобы получилось 100, т. е 25.

  6. Круговые примеры.

      На доске записаны примеры: 1) 72 – 24   2) 16 + 8   3) 48 : 3   4) 24 х 3. Решив первый пример, дети должны найти пример, который начинается с числа, полученного в ответе первого примера. В данном случае после решения примера 1) идет 3), потом 2) и, наконец 4). В ответе примера 4) получается 72 начало первого примера. Круг замкнулся.        

   7. Угадывание задуманного числа.

  Самый простой случай состоит в том, что учитель пишет на доске, или на карточке пример, допустим 6 + 4=10, закрывает его и предлагает детям отгадать, какой пример написан, если сумма двух чисел равна 10. Ученики перебирают все возможные варианты с суммой 10. Кто-нибудь назовет нужный пример. То же        при умножении. Называется произведение двух чисел, например, 48. Ученики называют разные комбинации множителей

(1 х 48, 2 х 24, 3 х 16, 4 х 12, 6 х 8), пока не назовут ту комбинацию, которая записана.

                                      Более сложный вариант:

      Задумайте число, умножьте его на 2, прибавьте к полученному результату 16, вычтите 4, разделите его на 2, вычтите 6 и вы получите задуманное число.

  8. Занимательные квадраты.

  Так называют квадраты, состоящие из 9, 16, 25 и т. д. клеток, заполненных числами, подобранными таким образом, что в них сумма чисел любого вертикального ряда, любого горизонтального ряда и любой диагонали одинаковы.        

6

11

4

 5

7

9

 10

3

8

6

11

7

8

                                                                                                                         

                                                

      Данный квадрат занимательный. Подбирая числа для заполнения клеток, дети проделывают массу упражнений в сложении и вычитании и благодаря этому приобретают твердые вычислительные навыки.

      Учителю необходимо владеть умением быстро составлять разнообразные квадраты, состоящие, по крайней мере, из 9 и 16 клеток. Для умения составлять квадраты надо знать: как подбираются числа для таких квадратов, как найти сумму, которая должна получиться во всех направлениях квадрата и как расположить подобранные числа в клетках занимательного квадрата.

                    Примеры зрительных заданий:

 1. Различного рода «Молчанки».

Для игры берется какая- либо фигура, в центре которой и по кругу записываются числа. Около числа, расположенного в центре, ставится знак одного из арифметических действий. Учитель показывает указкой на одно из чисел, записанных по контуру, а дети выполняют указанное действие с этим числом. Вызванный ученик записывает результат. Игра может быть изменена: учитель показывает на число, а дети молча показывают результат на разрезных цифрах. В отдельных случаях дети называют результат устно.

  2. Зрительные диктанты.

  Учитель показывает на карточках выражения, например:

24 + 13,  35 + 6,  40 - 24,  57 + 1,  52 + 0,  63 – 60 и т. д., или 6 х 8,  32 : 4,         7 х 8,  40 : 10,  3 х 9 и т. д. Ученики записывают только ответы.

  3. Круговые примеры.

  1)         36 : 4               3 х 6              2)   22 + 3         40 – 12           10 х 4

                         18 х 2            9 : 3                          25 + 3      28 : 2        14 + 36

                                                                                                50 – 40

4. Таблицы, работа над которыми имеет различную смысловую нагрузку: формирование вычислительных навыков, развитие наблюдательности, сообразительности и т. д., например:

Уменьшаемое

12

14

16

Вычитаемое

10

10

10

10

10

10

Разность

8

10

12

5. «Магические квадраты».

 1) Составить занимательные квадраты с числами: 20, 30, 40, 50, 70, 80, 90,100, или 150, 160, 170, 180. 190, 200, 210, 220, 230.

   2) Заполнить занимательные квадраты.

30

 55

                                                   

 35

40

                       

230

280

240

250

                  1. Математические диктанты.

   Учитель четко предлагает задания. Ученики записывают ответы. Проверка путем прочтения ответов одним или двумя учениками. Остальные ученики проверяют свои ответы и сигнализируют в случае ошибок. Например:

  1. Делимое 40, делитель 8. Найди частное.
  2. Увеличить 7 в 4 раза.
  3. Уменьши в 3 раза число 27.
  4. Увеличь на 5 число 19.
  5. Найди произведение чисел 6 и 7.
  6. Делимое 32, делитель 8. Найди частное.
  7. Уменьши число 48 в 8 раз.
  8. Первый множитель 9, второй множитель 6. Найди произведение.
  9. Уменьши на 3 число 24.

Для примера возьмем диктант, направленный на повторение и обобщение нумерации чисел в пределах 100.

1) Запиши цифрами число, в котором: а) 5 дес. и 7 ед.  б) 7 дес. и 5 ед.

 - Прочитайте какие числа вы записали. Что общего и чем отличаются эти числа. Какое число больше?

2) Запишите числа, в которых:

                     а) число десятков на 3 больше числа единиц;

                     б) число единиц на 5 меньше числа десятков.

3) Запишите различные однозначные и двузначные числа, пользуясь цифрами 4 и 7. Запишите их в порядке возрастания.

4) Запишите двузначное число, сумма цифр которого равна 6.

5) Запишите число, которое следует при счете за числом 39; предшествует числу 90; на 1 больше, чем 99; на 1 меньше, чем 50.

6) На сколько 70 больше 69?  На сколько 69 меньше 70?

7) Запишите наименьшее двузначное число, наибольшее однозначное число, наибольшее двузначное число.

8) Числа 50, 42, 79 увеличьте на 1; числа 40, 29, 100 уменьшите на 1.

                              2. Задачи – шутки.

 * Рыболов за 3 минуты поймал 6 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 5 минут?

 *Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно – за 60 минут. Почему такая разница?

 * Два сына и два отца съели 3 яйца. По сколько съел каждый?

 * На складе было 5 цистерн с горючим по 6 тонн в каждой. Из двух цистерн горючее выдали рабочим. Сколько цистерн осталось?

 * Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весит гусь, когда встанет на одну ногу?

 * Пара лошадей пробежала 29 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

                                3. Веселые задачи.

                    1) Три кошки купили сапожки

                        По паре на каждую ножку.

                        Сколько у кошек ножек?

                        Сколько у них сапожек?

2) Принесла коза для деток

   Со двора 16 веток.

  Положила  на пол их.

 Как делить их на двоих?

                      3) Сбежала от Федоры посуда:

                         3 стакана, 3 чашки, 3 блюда.

                        Кто сосчитать готов?

                       Сколько всего беглецов?

4) Паслись на лугу 7 телят,

   Семь овец, семь коров, семь ягнят.

 - Я мал,- говорит пастушок,-

  Сосчитать не смогу

 Сколько животных всего на лугу?

                          4. Игры – загадки.  «Задумай число».

  - Задумай какое-либо число, меньше 10. Вычти задуманное число из 15. Сколько у тебя получилось? (8) Ты задумал число 7 (15 -7 =8)

                          5. Задачи на сообразительность.

  1) Бревно надо распилить на части по 1 метру каждая. На каждый разрез затрачивается 5 минут. Сколько потребуется времени, если его длина 6 метров?

 2) Улитка в течение каждого дня поднимается на дерево на 5 минут, но каждую ночь опускается вниз на 4 метра. Через сколько суток она достигнет вершины дерева высотой 14 метров?

 3) Сколько времени показывают часы, если обе стрелки часов направлены своими концами в противоположные стороны и показывают целое число часов?

                           6. Игра «Лабиринт».  

   

         27                    24                                            20                        40

                    3                                                                          38

             8     32      5                                                        18    48        8                                                                                                                                                                                                                                                                          

                    6                                                                           28

       26                       29                                           10                       30

    После окончания игры можно выяснить: какие числа стоят в «воротах» первого и второго кругов в каждом лабиринте; как к 27 прибавить 5; к 40 прибавить 28; какое правило использовали?

       Дети начальных классов очень любят играть и совсем не замечают, что играя, они приобретают или совершенствуют свои знания, умения и навыки. Усваивая или закрепляя в процессе игры тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявляют сообразительность, находчивость.

       При устном счете я использую такие игры: «Что изменилось?», «Дополни запись», «Помоги Незнайке», «Найди примеры с одинаковыми ответами», «Угадай-ка», «Засели дом», «Составь поезд», «Математическая эстафета», «Веселый счет», «Цирк», и другие. Соревнования в различных формах: «Кто быстрее», «Затопи печь», «Лучший счетчик» и др. Например:

                                 Лучший футболист.

                                      105 х 3           204 х 4

                         960 : 3                                         840 : 2

              230 х 4                                                                     120 х 3

320 : 8                                                                                               560 : 7

      К доске вызываются два ученика, которые одновременно начинают решать примеры, а класс следит за своим футболистом (класс делится на две команды). По окончании игры подводятся итоги и определяется лучший футболист.

                          Посади парашют на свою площадку.           

         45 х 2                       35 + 14                      29 + 11                 15 х 6

                      98 – 16                            75 : 5                 89 – 14                   64 : 2

15

90

82

49

84

16

90

75

40

32

                                                                       

         Класс делится на две команды, из каждой команды  выходят по одному ученику один за другим, решают примеры и линиями соединяют пример с соответствующим ответом. Один ответ останется без парашюта.     

                                      Точно по курсу.

          На доске записаны примеры без ответов:

                     13 х 7 =                 28 х 3 =                       16 х 4 =

                     34 : 17 =                44 : 22 =                      72 : 18 =

                     100 : 25 =               3 х 24 =                      15 х 6 =

       Внизу под каждыми примерами выставляются бумажные кораблики. На парусе каждого из них записаны числа, которые являются ответами к данным примерам. Учащиеся решают примеры. Находят кораблик с соответствующим ответом и по желанию прикрепляют на свое место.

     Таким образом, значимость устных вычислений велика, поэтому навыки устного счета необходимо развивать у учащихся на каждом уроке математики. При этом нужно помнить, что устные вычисления должны соответствовать теме и цели урока и иметь определенную дидактическую направленность. Содержание устных вычислений может быть самым разнообразным. Вызывает интерес у детей устный счет, проведенный в форме игры. Однако, не следует забывать об обучающей, развивающей и воспитывающей функциях игр. Полезным является включение в устный счет заданий, связанных с рациональными приемами вычислений, заданий развивающего характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребёнка

Роль устного счета в формированиивычислительных навыкови в развитииличностных качеств ребенка В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми з...

Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»

Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ на тему: " Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка"

Лекторий способствует  развитию самоуважению и чувства собственного достоинства у ребёнка. Учит общению в семье, школе, со сверстниками и взрослыми....

Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно...

Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно...

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Разработка родительского лектория Родительское собрание в 1 классе. МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул Учитель начальных классов Демина Н.В.

Цель:1.Определить значение общения для детей и взрослых.2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.Вопросы для обсуждения:1...