« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе
методическая разработка (математика, 4 класс) по теме

 

Цели:   1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи,  вычислительные навыки;

2.     Развивать умение читать и сопоставлять чертежи к задачам на движение, логически анализировать условие задачи и решать её. Развивать правильную речь учащихся;

3.     Воспитывать культуру поведения на уроке, правильную организацию труда при самостоятельной работе.

 

 

Оборудование:  классная доска с раскрывающимися створками;

                            предметные картинки;

                            карточки с величинами;

                            индивидуальные карточки, «коромысло».

На разных этапах урока используются разные части доски с заранее подготовлены-

ми заданиями.

 

 

Ход урока

 

IОрганизационный момент.

 

IIСообщение темы и целей урока:

 

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над решением задач на движение. Рассмотрим решение задач на встречное движение.

- Как вы понимаете «встречное движение»?

( Дети показывают жестами).

 

IIIУстный счёт.

 

- Как всегда мы начинаем с устного счёта. Сегодня он пройдет в виде «Блицтурнира». Мы записываем решение к задачам.

( Один ученик у доски).

 

1.     Путь от дома Красной Шапочки до дома бабушки, а км. Красная Шапочка шла 2 часа со скоростьюв км/ч. Сколько км ей осталось пройти?

 

 

(а – в х 2 км)

2. Ковёр-самолёт пролетел за 3 чх км. Какое расстояние он пролетит за 5 ч, если будет лететь с той же скоростью?

( х : 3х5 км)

 

3. Сивка-Бурка скакал 4 ч со скоростью с км/ч, а потом ещё 6 ч со скоростью у км/ч. Какое расстояние за всё это время проскакал Сивка-Бурка?

 

х4 + у х6 км)

4.   Из двух городов навстречу друг другу вышли Буратино и папа Карло и встретились через 2 ч. Буратино шёл со скоростью с км/ч, а папа Карло а км/ч.

Найдите расстояние между городами.

 

(с +  а) х2 км    или ( с х 2 + а х2 км)

 

5.     Крокодил Гена и Чебурашка выехали одновременно навстречу друг другу. Расстояние между ними было к км. Они встретились через 6 ч. Чебурашка ехал со скоростью с км/ч. Найдите скорость, с которой ехал крокодил Гена.

 

( а : 6 – с  км/ч)

 

- С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы.

 

IVФизминутка.

 

VРабота по теме урока.

 

 Учебник с. 12 задача 62.

- Прочитайте общее задание к задачам.

- Прочитайте первую задачу, рассмотрите чертёж к ней. Что известно в задаче?

( Скорость и время).

- Какое время для этих лыжников? (Общее).

- А какое расстояние, которое нужно найти? (Общее).

Значит, что нужно найти первым? ( Общую скорость или скорость сближения).

- Что такое «скорость сближения»?

(На сколько км лыжники сближаются за 1 час).

- Запишите решение этой задачи выражением.

 

( 12 + 14 )х3 = 78 км )

 

- А сейчас рассмотрим вторую задачу. Вчитайтесь в условие. Что в ней известно?

(Скорость и расстояние).

- Что нужно найти? (Время).

- Как находится время? ( Расстояние делим на общую скорость или скорость сближения).

-Запишите решение.

 

( 78 : ( 12 + 14) = 3 ч )

 

- А сейчас рассмотрим третью задачу. Что известно в этой задаче?

( Расстояние, время и скорость одного лыжника).

- Какое для них будет расстояние и время? (Общее).

- Что мы можем найти, зная это?

(Общую скорость, а затем скорость второго лыжника).

- Запишите решение выражением.

 

( 78 : 3 – 12 = 14 км/ч)

- Сравните эти решения. Похожи ли они между собой? Чем? В чём отличие?

Как называются такие задачи? (Обратные).

 

VIФизминутка.

 

VII  Продолжение работы по теме урока.

 

Составление задачи на встречное движение.

( На доске карточки с измерениями скорости, на «коромысле» предметные картинки).

- Ребята, подумайте: кто может двигаться с данной скоростью?

 

4 км/ч           5 м/мин           850 км/ч         6 км/ч          8 км/с

 

(«коромысло»: ракета, черепаха, самолёт, девочка, мальчик).

- Подумайте, чьи скорости можем использовать в составлении задачи на встречное движение? (4 км/ч, 6 км/ч.)

- Составьте задачи про мальчика и девочку, которые шли навстречу друг другу из разных посёлков и встретились через 3 часа.

( Учащиеся предлагают варианты задач, составляют чертежи к задачам).

 

1)    image!_________________________________________________! ( 4 + 6) х3 = 30 (км)

 

 

 

2)    !__________________________________________________! 30 : ( 4 + 6) = 3 (ч)

 

 

 

 

3)    !_________________________________________________!  30 : 3 – 4  = 6 (кмч)

 

 

 

 

VIII  Релаксация. Итоги урока.

 

- Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. Закройте глаза. Вспомните, какие задания вам понравилось выполнять? Какие задания вызвали затруднения?

- Что нового вы узнали на уроке?

 

Домашнее задание:

 

 - На дом я вам приготовила карточки с задачами. Вы сами попробуете составить чертежи к задачам и решить их.

 

 

 

4 класс.

Задачи на встречное движение.

 

Сделайте чертёжи  к задачам и решите их.

 

1.     Из двух городов, находящихся на расстоянии 520 км, одновременно вышли навстречу друг другу два поезда и встретились через 4 ч. Один поезд шёл со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью шёл второй поезд?

 

2.     От двух пристаней, расстояние между которыми 96 км, одновременно отошли навстречу друг другу два теплохода. Один из них шёл со скоростью 26 км/ч, другой – 22 км/ч. Через сколько часов теплоходы встретились?

 

 

3.     Два отряда туристов вышли одновременно навстречу друг другу из двух посёлков. Туристы одного отряда шли со скоростью 4 км/ч, туристы другого отряда со скоростью 3 км/ч. Встреча произошла через 2 ч. Найдите расстояние между посёлками.

 

 Cmd+V

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

 Урок – путешествие.

Цели: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжить формирование умений написания словарных слов; закреплять синтаксические навыки; развивать внимание, орфографическую зоркость, речевые умения и творческие способности; воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учащиеся читают пословицу. 

Учение — путь к умению.

- Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему?

        2.  Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

- Кого называют путешественником?

- Мы должны дойти до главного города этой страны “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

- Откройте свои записные книжки и запишите дату.

- Послушайте стихотворение и вы узнаете тему нашего урока:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

                                               Ты её немедленно

      Поставь под ударение.

- Итак, тема нашего урока “Правописание безударных гласных в корне слова”. Мы будем совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова.

3. Работа по теме урока.

- Идти мы будем, ориентируясь на карту.    

- Итак, начнём свой путь с тропы Чистописание   

- Вспомним правила письма:

      Я тетрадь свою открою

      И наклонно положу.

      Я, друзья, от вас не скрою  –

      Ручку я вот так держу.

      Сяду прямо, не согнусь.

      За работу я возьмусь.

- Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются слова на данной схеме.

К…Т          К…Л            К…М             КР…Т

- Какая эта буква. Какие слова с её помощью можно образовать.

- Определите порядок написания букв в данном ряду :

О от О ом О ол …

- Вы очень хорошо выполнили это задание, идём дальше.

        - Вот мы подошли к морю Словарных слов.

- Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы.  

 

         - А теперь перед нами – Лесная полянка. И  мы составим предложение  о  жителе  леса – еже  (работа  с деформированным  предложением)        

   

В, ж..вёт, ё.., л..су, к..лючий.

В лесу живёт колючий ёж.

- Подчеркните все “опасные” места в этом предложении (объяснение учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово).

- Подчеркните главные и второстепенные члены в этом предложении.

        4.  Физминутка  

5. Долина  Безударных гласных

- Вы хорошо поработали и прошли Лесную полянку. Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.

- Разгадайте загадки:  

 

1. Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Значит, началась ... (гроза)

2. Зубы остры, хвост - лопатой,

Что за славные ребята?

Строят хаты и плотины,

Валят толстые осины. (бобры)

3.  Кошка есть в лесу у нас:

Грозный клюв, огромный глаз,

Острый слух и цепкий коготь.

Побоюсь её я трогать. (сова)

4. Солнце вечером заходит,

В небе кисточкой проводит.

Уходить не хочет зря.

Остается след - ... (заря)

  - Запишите отгадку. Подберите проверочное слово. Докажите.    

Запись в тетрадях:

          Гроза - грозы

 Бобры – бобр

          Сова - совы

          Заря - зори

- Прочитайте выделенное слово в кроссворде.

- Что такое роса?

- Как пишется слово “роса”? Докажите.

      Запись:    роса - росы

     - Итак, что надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова?    

Безударный гласный звук

                                             Причиняет много мук.

Как писать гора, трава

                                             И слова моря, дела?

Чтобы не было сомненья

  Ставим звук под ударенье:

  Горы, травы, море, дело!

     Вот теперь напишем смело!

6. Город “Грамотеевск”.

- Вот мы и дошли до нашего города. Но и здесь нас ждут испытания.

            На доске.       Сн .говик, гн . здо , в . сна.

         

          3-я гр. – списывает слова, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную и устно называет проверочное слово.

          2-я гр. – пишет сначала проверочное слово, затем выполняет задание 3-ей группы.

1-я гр. – выполняет задание 2-ой группы и записывают свое слово с безударной гласной “Е” проверяемой буквой “Ё”.

       - Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.  

Стаяли  харошые   асенние дни. Мы чясто хадили в рощю.  Хателось узнать, как лисные жытели готовятся к земе.

         7.  Проверь себя (взаимопроверка).

Стояли хорошие осенние дни. Мы часто ходили в рощу. Хотелось узнать, как лесные жители готовятся к зиме.

 

8. Итог.

- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.

- Что понравилось?

- Как проверить написание безударных гласных в корне слова?

Безударный хитрый гласный:

                                     Слышим мы его прекрасно.

                                     А в письме какая буква?

                                     Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Учитель: Зубкова М. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решения задач на движение в 4 классе.

Проблема исследования: каковы наиболее эффективные пути в обучении решению задач на движение в начальной школе.        Объектом исследования является обучение решени...

Презентация " Решение задач на движение" математика 4 класс УМК Гармония

В презентации четко выделены все этапы урока.Ребята закрепляют свои вычислительные навыки через минутку счета, математическую разминку. Задания направлены на  развитие практических навыков работы...

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Презентация к уроку математики. Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

Презентация к уроку математики. Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...

"Повторение и закрепление решения задач на движение" (Урок-путешествие)

quot;Повторение и закрепление решения задач на движение"(Урок-путешествие)...

Решение задач на движение. Закрепление. 4 класс.

сформировать у учащихся алгоритм решения задач на все виды движения. Учить использовать рациональные способы устных вычислений....