"Повторение и закрепление решения задач на движение" (Урок-путешествие)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Дмитриева Елена Вячеславовна

"Повторение и закрепление решения задач на движение"

(Урок-путешествие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_matematiki_4_klass_umk.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс УМК «Начальная школа XXI века»

"Повторение и закрепление решения задач на движение"

(Урок-путешествие)

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Планируемые результаты:

предметные:

называть единицы величин: расстояния, скорости, времени; моделировать разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение; анализировать — характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел)

личностные:

 - проявление позитивного отношения к учебному процессу, ценить и принимать базовые ценности: “терпение”, “желание понимать друг друга”, “понимать позицию другого”.

метапредметные:

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем.

Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Цель: Совершенствование умения решать задачи на движение;

Задачи:

Закреплять знание формул нахождения скорости, времени, расстояния, правил дорожного движения;

Развивать умения строить чертёж к задачам и по чертежу составлять задачи на движение;

Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве;

Используемые методы: обучения: частично-поисковый, системно-деятельностный, метод диалогический;

Используемые формы организации познавательной деятельностиподводящий диалог, работа в группах, работа в парах, фронтальная работа.

Оборудование: схемы, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с обозначением скорости движения соответствующих объектов; смайлики для оценки ответов учащихся;

Ход урока

I.  Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок. 
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.

II.    Актуализация знаний и мотивация:

Устный счет: Игра “Диагональ”.

Устный счёт позволит нам повторить взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Посмотрите на экран. Кто догадался о связи букв с полученными результатами?

- Найдите значение этих выражений; (работа на доске)

- Расположите ответы в порядке уменьшения

- Под каждым числом запишите соответствующую ему букву;

- Прочитайте, какое слово получилось. (Получилось слово “Задача”)

450 : 9 +63 – 79=                                900 : 3 +150 : 5=      

45 х10 - 110 х 9=                                330 :11 х 8 + 210=

         - Закройте глаза на 5 секЯ произнесу только одно слово “задача”.

- Какие ассоциации у вас возникли с этим понятием? (Называют ассоциации.)

- Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?

- О чем мы будем говорить на уроке? (- О задачах на движение)

- А зачем нужно уметь решать задачи на движение? (Чтобы правильно высчитывать время, скорость, расстояние и чтобы избежать трагедий. )

- Вспомним, какие виды задач на движение мы знаем? (На встречное движение, на движение в противоположных направлениях, движение в одном направлении)

- Что общего и в чём различие этих задач?

общее 

  • есть объекты движения,
  • есть величины: скорость, время, расстояние

различие –

  • направление движения объектов
  • пункт отправления объектов

III.  Постановка учебной задачи:

- Так кто же догадался, какая тема урока у нас сегодня?

Тема: “Повторение и закрепление решения задач на движение;

Задачи на разные виды движения” (Формулируют тему урока)

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Дети определяют цель: Сформировать умение решать различные виды задач на движение, узнать, умеем ли мы работать команде и оценивать свою работу и работу товарища;

IV.   Повторение взаимосвязи между v, t, s.

  • Какие величины характеризуют движение тела?
  • Что такое скорость? Как найти скорость? В каких единицах измеряется скорость?

ДЕТИ: Вывод: Скорость – это расстояние, пройденное за 1 единицу времени. Обозначается такой буквой V

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

- А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления? Скорость сближения, скорость удаления.

- Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? Расстояние уменьшается.

- Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием? Расстояние увеличивается.

Что такое расстояние?

Дети. Вывод: Расстояние это путь, который надо преодолеть. Расстояние принято обозначать латинской буквой S.

- Кто скажет, как найти расстояние?

Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

А время движения в математике принято обозначать латинской буквой t

- А как мы находим время?

Используя данные формулы, составьте простые задачи на движение, в которых надо найти v, t ,s

Ну вот, все в порядке. Можно отправляться в путешествие на самом быстром транспорте

- Как вы думаете, какой из этих видов транспорта самый быстрый? (Ответы детей) (Самолет)

- На самолёте мы и начнём своё путешествие по нашей стране, она у нас огромная большая

- Приготовились! Взлетаем! ( Имитация полета самолёта под звуковое сопровождение)

 V.  Решение задач (УСТНО) Решение простой задачи на нахождение расстояния

Мы летели на самолёте 3 часа со скоростью 900км/ч. Какое расстояние мы пролетели?

Какое расстояние мы пролетели?

- А как вы узнали?

- Что нужно сделать, чтобы найти расстояние?

VI.  Физминутка

VII. Решение задач

- Дальше мы продолжим своё путешествие отгадав загадку:

Стальная Кобылица
По степям лазурным мчится.
Пробежала сотню вёрст
Отцепила длинный хвост
(Поезд)

На каком транспортном средстве мы отправимся дальше? (на поезде)

Приготовились? Поехали! (Имитация движения поезда под звуковое сопровождение)

Решение задачи

2) А теперь решаем такую задачу составьте мне задачу, но посмотрите все ли в ней так

-Я записала условие этой задачи с помощью таблицы и вот что у меня получилось.

V

t

S

4 ч

? км/ч

360

    В таблице с условием допущены ошибки

Дети должны заметить ошибки и исправить их.

Наш поезд за 4 часа прошёл 360 км, проходя каждый час одинаковое расстояние. С какой скоростью он двигался?

- А теперь всё правильно? Давайте решим эту задачу.

- Как можно найти время?

- Прямо с поезда мы пересаживаемся, отгадайте загадку:

По дороге, за калиткой
Разноцветные Кибитки
Друг за дружкою бегут.
Их светофоры стерегут.

- Так куда мы пересаживаемся? (в автомобиль)

- Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна.

- Вы услышали в загадке слово СВЕТОФОР, как вы думаете, зачем всем нужен СВЕТОФОР?

- Прежде чем отправиться на автомобиле в путь, давайте вспомним, какие правила мы должны помнить?

Беседа по ПДД

- Приготовились! Руки на руль! Поехали! (Имитация движения автомобиля под звуковое сопровождение)

- Какие бывают автомобили? (Ответы детей)

- Какие автомобили самые быстрые? А у каких скорость самая маленькая?

- Мы это с вами сейчас выясним. Для этого решим задачу.

- Прочитаем задачу

Скорость грузовой машины 60 км/час, легковой – 90 км/час, спортивного автомобиля – 180 км/ч. Сколько времени потребуется каждой из этих машин, чтобы проехать от Москвы до Брянска, если расстояние между этими городами 360 километров

- О какой тройке величин идёт речь в задаче? Сколько простых задач в этой составной задаче? Какая величина будет одинаковой во всех трёх простых задачах? Что нужно узнать в каждой простой задаче? Как найти время?

VIII.- Самостоятельная работа

Учащиеся решают задачу САМОСТОЯТЕЛЬНО ( По рядам).

1 ряд - Вы едете на грузовой машине 

2 ряд – Вы едете на легковой машине 

3 ряд – Вы едете на спортивной машине 

Сделаем ВЫВОД : Какая машина самая быстрая? Почему?

Вывод: Самая быстрая машина- спортивный автомобиль, потому что большая скорость движения.

-Задача решена, и мы продолжаем наш путь. Но что это? На нашем пути быстрая горная река!

-На чём же мы по ней переправимся? Отгадаем загадку:

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади. (Ответ детей): Лодка, вёсла

- Ну что, поплыли? Вы готовы? Вперёд! ( Имитация движения на лодке под звуковое сопровождение)

IX. –Составление задач по схемам

- Ну что, ребята, трудно плыть по реке? А преодолеть мы её сможем, если решим задачи по схемам (1 ученик работает у доски, остальные в тетради)

- Прочитав задачу по схеме, мы видим, что происходит с расстоянием между пешеходами, если они движутся навстречу друг другу? (Сближение)

E:\data\articles\66\6639\663965\img3.gif

- Как называются такие задачи? (Встречное движение)

Решение задачи.

img4.gif (1589 bytes)

Как называются такие задачи? (Задачи на противоположное движение) 

- Отгадайте загадку и узнаете, на чём мы будем путешествовать дальше:

ЗАГАДКА:

Конь железный у меня. 
Нет уздечки у коня, 
Нет копыт, и гривы нет.
Это мой ......(велосипед)

Да, правильно, мы садимся на велосипеды

        Готовы? Тогда начинаем крутить педали! (Имитация движения на велосипеде под звуковое сопровождение)

- Сейчас каждый покажет, на что он способен.

X. Разноуровневые задания

Перед вами три карточки: на “5 - красная - повышенной сложности”, на “4 - синяя – средней сложности” и на “3 - зеленая – простая задача”. Выберите ту, с которой вы, по-вашему, можете справиться и решите задачу

          Задача на “3” - зеленая Простая задача

Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?

Задача на “4” - синяя Средней сложности

Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью

60 км/ч, а потом шёл 7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни.

Задача на “5” - красная Повышенной сложности

Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?

X I. Закрепление. А теперь поработаем исследователями (Работа в группах.)

- Каждая группа получает задачу на движение и план работы над ней.

План работы:

  1. Обсудите в группе задачи;
  2. Определите вид задачи.
  3. Сделайте чертёж и соответствующие надписи на чертеже.
  4. Решите задачу по действиям с пояснением.
  5. Выйти к доске, сделать чертеж и объяснить решение задачи.

1 группа.

Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?

(А можно ли решить задачу другим способом ?)

2 группа.

Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста – 15 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?

(А можно ли решить задачу еще другим способом)

3 группа.

Из двух сёл, расстояние между которыми 40 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость автобуса 35 км/ч. Через сколько часов автобус догонит велосипедиста?

Самостоятельная работа.

-Проверка. Давайте проверим, как вы ее решили задачи, и какие способы решения использовали.

- Оценивание каждого человека из своей группы. Поднимите смайлики

  • Красный – я умею решать задачи на движение
  • Синий – я могу решать задачи на движение с подсказками
  • Зеленый – мне нужна помощь при решении задачи

   XII. Рефлексия.

- Сегодня мы учились решать задачи на движение

- На этом наш урок подходит к концу.

- Что мы сегодня повторяли на уроке?

- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?

- Что нужно знать, чтобы решить задачи?

- Как найти скорость, время, расстояние?

Закончи предложение:

- На уроке я узнал ...

- На уроке я повторил ...

- На уроке я еще раз вспомнил ...

- На уроке я научился...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика, 1класс. "Повторение. Подготовка к решению задач в два действия"

Урок математики в 1 классе по теме "Повторение. Подготовка к решению задач в два действия" с использованием устройства MIMIO....

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

"Повторение. Подготовка к решению задач в 2 действия"- конспект урока математики

quot;Повторение. Подготовка к решению задач в 2 действия"- конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: «Закрепление. Решение задачи и выражений. Распознавание треугольников.» Тип урока: Закрепление и рефлексия. Класс: «3б»

Цель урока: Закрепить умения и навыки решать задачи разными способами.Ф.И.О. студента: Родионова Полина АлександровнаЗадачи урока:Дидактические:- отрабатывать умение решать задачи;- учить находить на ...

"Повторение и закрепление решения задач на движение". 4 класс.

Математика "Повторение и закрепление решения задач на движение". 4-й класс.Тип урока: Систематизация и обобщение знанийПланируемые результаты:личностные результаты:ЛУУД: - проявление по...