Мастер-класс " Комбинаторные задачи и способы их решения"
материал по математике по теме

Байгужина Рашида Зиннатовна

ФГОС второго поколения начального общего образования определяет новые требования к уровню подготовки младших школьников, что предполагает необходимость переосмысления учителями начальной школы как самого подхода к процессу обучения младших школьников, так и необходимость внесения корректив в методику преподавания курса математики. Конечно, в современной учебно-методической литературе представлен опыт обучения школьников решению комбинаторных задач. Но, не каждый учитель может с уверенностью сказать, что его ученики могут с легкостью решать эти задачи. Решение комбинаторных задач представляет для учащихся начальных классов особую сложность, так как связано с обучением абстрагированию, умению анализировать, синтезировать, классифицировать объекты. Могу с уверенностью сказать, что решение комбинаторных задач на уроках математики позволяет комплексно решать задачи, направленные на получение обучающимися как предметного, так и метапредметного, личностного результата. Учитывая возростные особенности младших школьников, комбинаторные задачи решаются бесформульным методом на основе рассуждений учащихся, составлением графов, размещением, таблиц, дерева решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Комбинаторные задачи и способы их решения»

Проблема, над которой я работала в последние годы,  в составе творческой группы, это «Комбинаторные задачи и способы их решения». Слайд 2            

Учитывая возрастные особенности младших школьников, комбинаторные задачи решаются бесформульным методом на основе рассуждений учащихся, составлением графов, размещением, таблиц, дерева решений.

Сегодня я попытаюсь показать, как можно решать комбинаторные задачи, имея минимум знаний по комбинаторике. Слайд 3

Что же такое комбинаторика?

Комбинаторика - это раздел  математики,  в котором    исследуются и

решаются задачи выбора элементов из   исходного множества и расположения   их   в некоторой комбинации, составляемой    по    заданным правилам. Слайд 4  

Предлагаю вам следующую задачу, которая часто встречается в курсе математики начальной школы.

Из цифр 1,2,3,4,5,6 составить все возможные трехзначные числа.

Скажите, пожалуйста,  расположение цифр в записи числа будет играть  роль? Слайд 5

 При такой постановке вопроса мы должны рассмотреть случаи:

1) когда цифры в записи числа повторяются

2) когда цифры в записи числа не повторяются. Слайд  6

Рассмотрим первый случай, когда цифры повторяются.

Отметим место каждой цифры звездочкой. Сколько цифр претендует на первое место? На второе место? На третье?

6 х 6 х 6 =216         Слайд 7          

Рассмотрим второй случай, когда цифры не повторяются.    Слайд 8          

Отметим место каждой цифры звездочкой. Сколько цифр претендует на первое место? На второе место? На третье?

        6 х 5 х 4 =120      

Используя это условие задачи можно составить большое количество задач, изменяя формулировку вопроса: например составьте четное количество трехзначных чисел,  кратных 5, так чтобы цифры в записи числа не повторялись

        Таким образом, не меняя условия задачи, мы можем составлять большое количество задач с учетом того материала, который изучается на уроке.

 Такой вид комбинаторной задачи называется размещением.

        Следующим способом решение комбинаторных задач  бесформульным методом является таблица. Предлагаю решить следующую задачу.

   Для начинки пирогов бабушка решила смешать два продукта. Сколько различных пирогов может испечь бабушка, если для начинки у нее есть картофель, грибы,  яблоки, мясо.   Слайд 9        

Составим таблицу по строкам и столбцам распределим наши продукты. Теперь я прошу вас, не задумываясь о совместимости продуктов заполнить нашу таблицу. Слайд 10    

Рассмотрим получившуюся таблицу. Обратите внимание на диагональ. Слайд 11  

Здесь произошло объединение двух одинаковых продуктов. Что вы предлагаете? (Использовать можно, но конечный продукт не будет достигнут.)  Слайд 12  

Исключаем диагональ. Слайд 13  

Рассмотрим сочетание продуктов выше и ниже диагонали. Что вы можете сказать? (одинаковое сочетание)

Слайд 14  Исключим либо верхнюю, либо нижнюю часть.

Сколько вариантов решений осталось 6. С математической точки зрения 6 вариантов являются решением, а если опираться на жизненный опыт, то понятно не все начинки могут быть использованы для пирога. Говорят о вкусах не спорят!

Когда нам необходимо составить комбинацию, в которой более двух элементов удобно пользоваться древом решений.

         Перечислите все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго, одного третьего) В меню имеется два первых блюда – щи, борщ, три вторых – рыба, гуляш, плов два третьих – компот, чай.   Слайд 15  

Сколько всего вариантов у вас получилось? (12)

Как вы посчитали?

Слайд 16,  17, 18.

Итак, предлагаю решить следующую задачу:

« 5 финалистов конкурса «Учитель года», решили обменяться впечатлениями о конкурсе и позвонили между собой. Сколько звонков будет сделано?»   Слайд 19  - 26

Убедимся в истинности ваших суждений.

 Сколько звонков сделает 1 финалист?

Сколько звонков сделает 2 финалист?

Сколько звонков сделает 3 финалист?

Сколько звонков сделает 4 финалист?

Сколько звонков сделает 5 финалист?

Сколько звонков будет сделано?

Таким образом, решение непростой задачи свелось к тому, что появилась картинка, называемая графом и для того, чтобы ее решать достаточно пересчитать ребра графов.

Эту задачу можно решать и аналитическим способом. Давайте рассуждать

1 сделает 4 звонка

2 – 3 звонка,

3 -2 звонка, 4 – 1 звонок

        4+3+2+1= 10

А теперь сделаем итог:  на сколько, вы,  имея минимум знаний по комбинаторике, научились их решать:        

        Решите следующую задачу. Сколько существует вариантов размещения 5 финалистов конкурса «Учитель года» на три призовых. Слайд  27      

 (цифры в записи числа не повторяются)

 5х4х3х2х1=120   Слайд  28      

В начальном курсе математики рассматриваются только четыре вида комбинаций:

Размещение с повторением

                  Размещение баз повторения

                  Сочетание

                  Перестановка                      Слайд  29        

Ни один из перечисленных видов не обременен формулой подсчета вариантов. Любую комбинаторную задачу можно решить путем рассуждений, что я вам  предложила.

Умение составлять комбинации по определенным признакам, классифицировать их лежит в основе разнообразнейших сфер человеческой деятельности. Поэтому вариативность – качество необходимое людям разных специальностей: учителю, составляющему расписание, конструктору программу, биологу ит.д. Вариативность играет важную роль в творчестве.

Я хочу закончить свое выступление словами Анри  Пуанкаре

знаменитого французского математика, философа:

 «Творчество, конечно, состоит не в том, чтобы составить бесконечные комбинации, а в том, чтобы создавать полезные, а таких не особенно много. Творить – это значит различать, выбирать» Слайд 30


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Комбинаторные задачи и способы их решения»

Слайд 2

Способы решения комбинаторных задач: графы; таблицы; дерево решений.

Слайд 3

Комбинаторика – это раздел математики, в котором исследуются и решаются задачи выбора элементов из исходного множества и расположения их в некоторой комбинации, составляемой по заданным правилам

Слайд 4

Задача (размещение) Из цифр 1,2,3,4,5,6 составить всевозможные трёхзначные числа.

Слайд 5

Размещение Цифры повторяются Цифры не повторяются

Слайд 6

Задача (размещение с повторением) 6 x 6 x 6 = 216 Отметим место каждой цифры * * * Решение:

Слайд 7

Задача (размещение без повторения) 6 x 5 x 4 = 120 Отметим место каждой цифры * * * Решение:

Слайд 8

Задача (составление таблицы) Для начинки пирога бабушка решила смешать два продукта. Сколько различных пирогов может испечь бабушка, если для начинки у нее есть картофель (К), грибы (Г), яблоки (Я), мясо (М)?

Слайд 9

К Г Я М К Г Я М Составление таблицы

Слайд 10

К Г Я М К КК КГ КЯ КМ Г ГК ГГ ГЯ ГМ Я ЯК ЯГ ЯЯ ЯМ М МК МГ МЯ ММ Составление таблицы

Слайд 11

К Г Я М К КК КГ КЯ КМ Г ГК ГГ ГЯ ГМ Я ЯК ЯГ ЯЯ ЯМ М МК МГ МЯ ММ Составление таблицы

Слайд 12

К Г Я М К КГ КЯ КМ Г ГК ГЯ ГМ Я ЯК ЯГ ЯМ М МК МГ МЯ Составление таблицы

Слайд 13

К Г Я М К Г ГК Я ЯК ЯГ М МК МГ МЯ Составление таблицы

Слайд 14

Перечислите все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного второго, одного третьего), если в меню столовой имеется: два первых блюда : щи (Щ), борщ (Б); три вторых блюда : рыба (Р), гуляш (Г), плов (П); два третьих блюда : компот (К), чай (Ч). Задача («дерево» решений)

Слайд 15

Щи Р ыба Г уляш П лов К Ч К Ч К Ч Задача («дерево» решений)

Слайд 16

Задача («дерево» решений) Борщ Р ыба Г уляш П лов К Ч К Ч К Ч

Слайд 17

Ответ («дерево» решений) Щи Р Г П К Ч К Ч К Ч Борщ Р Г П К Ч К Ч К Ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 18

Задача (размещение без повторения) « 5 финалистов конкурса «Учитель года - 2012 », решили обменяться впечатлениями о конкурсе и позвонить друг другу. Сколько звонков будет сделано?»

Слайд 19

3 4 2 1 5

Слайд 20

3 5 1 4 2

Слайд 21

3 4 2 1 5

Слайд 22

3 4 2 1 5

Слайд 23

3 4 2 1 5

Слайд 24

3 5 1 4 2 С помощью графов

Слайд 25

4 + 3 + 2 + 1 = 10

Слайд 26

Задача (размещение без повторения) Сколько существует вариантов размещения 5 финалистов конкурса «Учитель года - 2012 » на 5 призовых мест?

Слайд 27

Задача (размещение без повторения) 5 x 4 x 3 х 2 х 1 = 120 * * * * *

Слайд 28

Виды комбинаций: размещение с повторением; размещение без повторения; сочетания; перестановки.

Слайд 29

А. Пуанкаре «…творчество, конечно, состоит не в том, чтобы составлять бесконечные комбинации, а в том, чтобы создавать полезные, а таких не особенно много. Творить – это значит различать, выбирать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

Нетрадиционные задачи и способы их решения (учебник Л.Г. Петерсон)

В данном материале редставлены способы решения нетрадиционных задач...

Мастер-класс "Моделирование - как один из способов формирования универсальных учебных действий"

Данная презентация поможет понять роль применения моделей на разных уроках в начальной школе....

Текстовые задачи и способы их решения.

     Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задаҹ. Значительное место занимают в эҭой системе текстовые задачи. Они необходи-мы для того, ҹто...

комбинаторные задачи и пути их решения

Учитывая возрастные особенности младших школьников, комбинаторные задачи решаются бесформульным методом на основе рассуждений учащихся, составлением графов, размещением, таблиц, дерева решений....

Мастер - класс "Формирование УУД на уроках математики при решении нестандартных задач"

Мастер - класс "Формирование УУД на уроках математики при решении нестандартных задач", использован  для обмена опытом с учителями начальных класссов а методическом объединении....

Мастер –класс «Мнемотехника – как один из способов эффективного запоминания ударений в словах»

Нужны ли новации в школе. Безусловно нужны. Особенно в наше время, когда интерес к образованию снижается, когда телефоны, компьютеры вытеснили книгу и даже желание учиться, а родители и учителя развод...


 

Комментарии

Спасибо за материалы мастер-класса. Очень полезный материал, помогает систематизировать свои знания, чтобы научить решать детей такие задачи.