Урок математики для 1 класса "Свойства вычитания".
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Макеева Татьяна Владимировна

Урок математики для 1 класса "Свойства вычитания". УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx53.09 КБ
Office presentation icon svoystva_vychitaniya.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №12

с углубленным изучением отдельных предметов

«Центр образования»











Методическая разработка  урока

Предмет: Математика                  Класс: 1

Тема: Свойства вычитания.

Тип урока: изучение нового материала.

Автор   разработки:

Макеева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МОУ СОШ №12

высшая  квалификационная категория

г. Серпухов

19.01.2011г.

    Цель  урока: познакомить детей со свойством вычитания одинаковых чисел.      

    Задачи: формировать умения вычитать одинаковые числа известными способами;       совершенствовать навыки устного счета  в пределах 10;

                   развивать мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

                   через игру развивать интерес к предмету;

                  воспитывать целеустремлённость через потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Оборудование:

для учителя:

компьютер;

 мультимедийный проектор;

 экран;

 мультимедийная презентация;

чертеж ларца.

для учащихся:

карточки для индивидуальной работы;

сигнальные карточки с числами;

математические «кораблики»;

карточки с задачей;

карточки для дифференцированной работы;

прозрачная лента с числами.

   Урок проводился по УМК «Начальная школа XXI века.

Мобилизующее начало урока.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте их поприветствуем их. Ну что же, начнём урок.

Самоопределение к деятельности.

Звучит фрагмент музыки из м/фильма «Ну, погоди!»

- Ребята, вы узнали эту музыку? Из какого она мультфильма?

Правильно.  Сегодня у нас в гостях снова наши герои – Волк и Заяц. Что это значит? (будет новая тема)

Слайд

- Посмотрите, а почему они в карнавальных костюмах? (ответы детей) Конечно, ещё свежи воспоминания о новогоднем празднике.

- А Волк  с Зайцем хорошие друзья? Давайте сегодня на уроке попробуем подружить их – поставим их в большой хоровод вокруг новогодней ёлки.

Слайд

Ребята, а если мы поставим только Волка и Зайца, у нас получится большой хоровод? (нет)

Тогда давайте позовём в хоровод и других зверят, которые помогут подружить нам Волка и Зайца. Но появляться они будут только тогда, когда вы правильно выполните задания.

Вы готовы помочь Волку и Зайцу подружиться? Тогда сразу примемся за дело.

Актуализация знаний.

Устный счёт.

Индивидуальная работа по карточкам  с самопроверкой.

Фронтальная работа.

- А сейчас посчитаем устно при помощи сигнальных карточек.

Арифметический диктант.

Какое число при счёте следует за числом 7? На сколько следующее число больше предыдущего?

Назовите соседей числа 1; 4; 6.

Назовите число, предшествующее числу 2. На сколько предшествующее число меньше предыдущего?

Какое число меньше 5 на 1?

Увеличьте 6 на 1.

Увеличьте 7 на 1, и ещё раз на 1.

Уменьшите 8 на 1.

Уменьшите 9 на 1, и ещё раз на 1.

Что происходит с числами при перемещении по числовому отрезку направо? налево?

Решение числового выражения.

 Игра «День - ночь».

5 – 1 + 2 – 3 + 1 – 2 + 3 – 5     (0)

Повторение.

 - Что вы знаете о числе 0? ( стоит самым первым в ряду однозначных чисел, не является натуральным, обозначает «ничто»).

Ну что же, вы справились с этими заданиями, и в нашем хороводе стало зверей больше.

Слайд

IV. Постановка проблемы.

Решение задачи

- Ребята, на новогоднем карнавале случаются разные истории: смешные, грустные, добрые… разные. А вот с Волком и Зайцем произошла такая история?

«Заяц повесил на ёлку 7 шариков. Волк разбил 7 шариков. Сколько шариков осталось на ёлке?»

- На что похожа эта история? (на задачу)

- Давайте решим эту задачу с помощью математических «корабликов».

(Повторяю задачу, дети решают с помощью фишек, карточкой показывают ответ).

- Как вы решили эту задачу?

Слайд (7-7=0)

Решение примеров.

- Прочитайте пример. Решите его с помощью фишек, покажите ответ: 5 – 5.

Аналогично 10 – 10 (всё на слайдах).

- С помощью чего мы проводили сейчас вычисления?( с помощью фишек)

               3. Работа по учебнику.

      с.13 №1

- Рассмотрите первый рисунок. При помощи чего выполнено вычитание в этом номере? (при помощи линейки) Объясните, как при помощи линейки из 4 вычли 4?

Аналогично 6 – 6  (все примеры выводятся на слайд)

             4.Постановка проблемного вопроса.

- А если нужно вычесть 3 из 3, 8 из 8, 2 из 2, тоже получится 0? Как вы думаете?

             5. Формулирование свойства вычитания.

- Мы заметили важное свойство вычитания. Какое? Кто-нибудь может его сформулировать?

Выслушав ответы детей, вместе чётко формулируем вывод

              6. Закрепление.

- Найдите в учебнике на с.13 №4. Используя наш вывод давайте закончим предложение (2-3 человека).

- В нашем хороводе появляется ещё один герой.

     V. Физминутка.

    VI. Первичное закрепление.

Работа в тетради на печатной основе.

       с.12 № 1

Два человека работают с комментированием у доски.

- Молодцы, в хороводе ещё на одного героя стало больше.

   VII. Включение нового знания в систему знаний и развитие умений.

Решение задачи.(у учеников карточки)

«У Волка в новогоднем подарке было 15 конфет. Он все конфеты достал и съел. Сколько конфет у него осталось?»

Чтение задачи (хорошо читающий ученик; учитель)

Анализ.

- Что известно в задаче? Что нужно узнать? Какие числа нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (сколько было; сколько съели)

- Сколько было мы знаем: 15 конфет. А сколько конфет съел Волк? Откуда взять это число?

- Прочитайте ещё раз условие задачи. Кто догадался?

- Как бы вы решили задачу с помощью фишек, расскажите. («кораблики»; все на партах, 1 у доски)

- Как записать решение задачи?

- Запишем в карточке решение задачи и краткий ответ. (один у доски)

- Хорошо! В нашем хороводе появляется ещё один герой.

  VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(дифференцированная работа по карточкам)

- А сейчас необходимо применить наши знания в самостоятельной работе. Перед вами две карточки – красного и зелёного цвета. Если вы не совсем уверены в своих силах, решите примеры на зелёной карточке. Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, выбирайте красную карточку и решайте в ней только примеры на вычитание.

Самопроверка по экрану.

- Каким свойством вычитания вы пользовались при решении этих примеров?

- В нашем хороводе появляется ещё один гость.

  IX. Закрепление ранее изученного материала.

Работа с геометрическим материалом.

– Перед вами ларец с новогодним подарком, который получили звери на этом карнавале. Из каких геометрических фигур он состоит?

     - Сосчитайте, сколько здесь треугольников. (8)

- Посмотрите, в хороводе появился ещё один герой.              

     

       2. Работа с числами (работа в парах).

- И нам осталось выполнить последнее задание. Возьмите прозрачную ленту с числами у вас на партах. Выберите и оставьте только те числа, которые можно вычесть из 7.

- Какие числа вы оставили? Объясните, почему.

- Какое число мы вычтем из 7 и у нас получится 0? Какое свойство вычитания мы здесь вспомнили?

- Смотрите, в наш хоровод становится ещё один герой.

- А теперь поставьте эти числа в порядке возрастания. Переверните полоску и узнайте, какую похвалу вы заслужили в конце урока. (Мо-лод-цы !)

  X. Рефлексия деятельности.

- Ну вот, все наши герои собрались в большой хоровод. Я думаю, что с таким количеством друзей Волк и Заяц смогут подружиться между собой. И произошло это не без нашей помощи.

- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что для вас было трудно? Легко?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Ну что же, пусть наши герой закружатся в хороводе дружбы, а мы споём им песню (дети исполняют 2-ой куплет песни «Новогодний карнавал»).

- Прозвенел уже звонок,

  И окончен наш урок.       Всем спасибо!

Приложение 1.

Карточка 1.

     У Волка в новогоднем подарке было 15 конфет. Он все конфеты достал и съел. Сколько конфет у него осталось?

                                  Решение:                                

 

                                 

                                 Ответ:  

___________________________________________________________________

Карточка 2.

6 – 6 =

3 – 3 =

5 – 5 =

6 - 6 =

6 + 6 =

3 + 3 =

3 – 3 =

5 – 5 =

5 + 5 =

___________________________________________________________________

Карточка 3.

5

8

1

7

6

9

10

5

1

7

6

1

5

6

7

Мо

лод

цы

!

                               

                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с  использованием  геометриче...

Урок математики "Сложение и вычитание двузначных чисел".

Урок опубликован в журнале "Начальная школа: плюс, минус"...

Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».

Пров            Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...

Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание в случаях вида +1, -1" Урок закрепление. 1 класс.

Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание в случаях вида    +1,    -1"...