рабочая программа "Формирования элементарных математических представлений
рабочая программа по математике по теме

Курс рассчитан на 28 учебных занятий для детей 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_doshkolnikov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ центр образования «Школа здоровья» №1317

города Москвы

                         

РАССМОТРЕНО.  

На заседании МО учителей  

начальных классов

Протокол №   от   г.                                                                                                                      

СОГЛАСОВАНО.  

Заместитель    директора по УВР

 _________ / /

УТВЕРЖДАЮ.      

Директор ГБОУ ЦО №1317

г. Москвы

_______ /

.

                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                             

                                                                                                             

                                                           

Рабочая программа

Формирование элементарных математических представлений

2012 – 2013 учебный год

                                                         

Составил

учитель начальных классов

Псиола Надежда Михайловна

Содержание программы:

Цели и задачи программы

Содержание программы «Формирование элементарных математических представлений»

Тематическое представление


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

 всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

 ЗАДАЧИ:

формирование простейших математических представлений;

введение в активную речь простейших математических терминов;

развитие у детей основ конструирования;

развитие логических способностей;

развитие зрительной и слуховой памяти;

формирование образного мышления;

формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

формирование творческой активности детей.

Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.

Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.

        На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.

        На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.

        Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.

        Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.

Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.

Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.

        Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.

Содержание программы «Формирование элементарных математических представлений».

1. Количество и счет.

        На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, учатся писать цифры в клетке.

        Дошкольники считают в пределах 20, используя порядковые числительные (первый, второй).

        Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10.

        Считают двойками до 10 и тройками до 9.

        Сравнивают числа – соседи.

        Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.

        Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.

        Дети узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач.

        Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.

        Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.

        Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.

        Решают задания творческого характера.

2. Величина.

        Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера;  длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

        Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.

        Находят в группе предметов «лишний» предмет.

        Кроме того , у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).

3. Ориентировка в пространстве.

        Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

        Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

        Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.

4. Ориентировка во времени.

        Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.

        Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.

        Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.

5. Геометрические фигуры.

        Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.

        Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).

6. Графические работы.

        Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку

        Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.


7. Конструирование.

        Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.

8. Логические задачи.

        Дошкольники находят логические связи и закономерности.

Выделяют в  группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.

Продолжают логический ряд предметов.

Группируют предметы по 1 – 3 признакам.

На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).

Дети собирают головоломки.

На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.

Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.

Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.


Тематическое планирование курса

 «Формирование элементарных математических  представлений»

Занятия проводятся 1 раз в неделю

Всего 28 часов

дата

Тема занятия

Количество

 часов

1

Свойства предметов, Объединения предметов в группы по общему свойству

1

2

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

1

3

Пространственные отношения: на над, под

1

4

Пространственные отношения: справа, слева

1

5

Число и цифры 1 и 2

1

6

Представления о точке, луче, отрезке, прямой

1

7

Число и цифра 3

1

8

Представление о ломаной линии и многоугольнике

1

9

Число и цифра 4

1

10

 Число и цифра 5

1

11

 Представление о числовом отрезке

1

12

 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе

1

13

Число и цифра 6

1

14

Число и цифра 7

1

15

Временные отношения: раньше, позже

1

16

Решение задач

1

17

Состав чисел от 1 до 7. « Числовые домики»

1

18

Число и цифра 8

1

19

Число и цифра 9

1

20

Состав чисел от 1 до 9. « Числовые домики»

1

21

Число и цифра 0

1

22

Число 10, представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

23

Числовой отрезок и движение по нему

1

24 -25

Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр

2

26

Порядковый и количественный счет, Решение задач на сложение и вычитание на наглядной основе

1

27 -28

Уроки обобщения и систематизации знаний

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Формирование элементарных математических представлений в игровой деятельности

В презентации отражена история вопроса и современные тенденции освоения математических знаний в коррекционной школе 8 вида (классы "Особый ребенок")....

Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактической игры

Дидактическая игра поможет ребенку освоить математические представления в игровой форме. Это сделает процесс обучения математике интересным и  запоминающимся. Поможет ребенку в доступной и понятн...

Совместная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений(РЭМП) в подготовительной группе Тема: «Весёлое путешествие в страну Математика»

Цели:Закреплять умения детей знать количественный и порядковый счет в пределах 10, развивать познавательные и творческие способности ,классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина...

Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...