Конспект урока по математике для учащихся 2 класса Тема: Решение простых арифметических задач.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

 

           Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у учащихся умение решать текстовые арифметические задачи. На данном уроке при решении простых арифметических задач в основу  положено предметное моделирование, которое помогает ученику не только понять задачу, но и самому найти рациональный способ решения. Включение в учебный процесс заданий на овладение действий наглядного моделирования создаёт условия для коррекции мышления и облегчает  умственно отсталым учащимся овладение абстрактным мышлением.

  Предлагаемый урок  может быть полезен  учителям начальных классов, воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mat.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ «С(К)О школа-интернат № 6 VIII вида»

Конспект открытого урока по математике во 2 классе

                                      Тема: Решение простых арифметических задач

Цель: 1. Учить решать простые арифметические задачи, используя                

            в качестве моделей схемы.

            Продолжать учить решать примеры на сложение и  

            вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.  

             

            2. Коррекция и развитие познавательных процессов

            учащихся: логического мышления, памяти, внимания.

            3. Воспитывать интерес к учёбе. Воспитывать доброту и

            отзывчивость.  

Оборудование:  демонстрационный материал: карточки с цифрами

            и знаками действий, корзина, грибы и орехи, мягкая  

            игрушка – белка, рисунки бельчат, д/и. «Цепочка», еловые                                

            шишки, бантики  из цветных ленточек;

             

            раздаточный материал: числовые линейки, карточки      

            с геометрическим заданием.

Словарь: гостья, дупло, запасы, еловые шишки, корзинка, лесной орешек, бельчата, схема.

Приложение 1

№ п/п                                

Этапы урока

 Работа учителя

  Работа ученика

Коррекционная     работа

   

 1.







 2.










 3.






















































 4.

























































































































































5.


































6.





















7.


Речевая гимнасти-ка

«Бурати-но».



Организа-ционный этап.








Устный счёт.





















































Работа по теме.
























































































































































Работа с учебником

































Работа с геометри-ческим матери-алом.

















Итог урока.


Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.


Проверка готовности к уроку

(рабочее место, рабочая поза).









- Ребята сегодня к нам на урок пришла гостья. А кто эта гостья, вы узнаете, если отгадаете загадку:


Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орешки мелко,

Ну конечно это… (белка).


- Правильно, это белочка –          

замечательный зверёк. Ребята, а где может жить белочка?

Решив эту цепочку, мы узнаем,

где она живёт. Если белочка живёт в норе, у вас получится число 5, если в дупле – то 6, а если

в гнезде – то 7.


На доске запись:

В норе – 5

В дупле – 6

В гнезде – 7


- Итак, давайте решим эту цепочку


         +        -         +        -      




- Получилось число 6. Где живёт белочка?


- Итак, мы узнали, что белочка живёт в дупле. Белка с осени заготовила еду для бельчат (шишки, грибы, орехи). Но вот

беда, еда быстро закончилась.

Давайте поможем белочке! Только шишки, грибы и орешки у нас будут не простые, а математические.


- У каждого из вас на парте лежат грибы, на шляпках которых записаны примеры. Нужно решить примеры и положить грибок в ту корзинку, номер которой соответствует ответу вашего примера.

5+3, 6+2, 10-2, 9-1, 3+4, 5+ 2, 9-2,  10-3.


- Молодцы! Посмотрите, у белочки

в корзинке появились грибы.


-Откройте тетради.

Положите  тетрадь правильно. Най- дите сегодняшнее число, 28 января.

Минутка чистописания.


- Для того чтобы у белки стало ещё больше запасов, мы должны решить задачу. Слушайте меня внимательно.

У белки было 10 еловых шишек.

2 шишки она дала бельчонку. Сколько шишек осталось у белки?

Что я вам рассказала?


-Теперь я расскажу условие задачи.

У белки было 10 еловых шишек.

2 шишки она дала бельчонку.

Что я рассказала?


- Повторите условие задачи.

Вероника повторит условие.

Послушаем Славу.



Приглашаю к столу ученика

III группы. На столе  корзинка, еловые шишки.


- Иди Саша к столу, будешь мне помогать.

Скажи, сколько шишек было у белки?

- Отсчитай и положи в корзинку 10

шишек. Сколько шишек в корзинке?

- Возьми карточку с числом 10, выстави её на доске. Спасибо, садись на место. А мы продолжаем работать.

- Маша, сколько шишек у меня в корзинке.


- Давайте нарисуем столько же овалов, сколько шишек было у белки. Рисуем  вместе со мной, я на доске, а вы в тетрадях 10 овалов.

Объединяем сверху дугой и пишем

над ней число  10.

                10

 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

             

- Сколько шишек белка отдала бельчонку?  Саша, иди, отдай бельчонку 2 шишки. Что ты сделала, убрала или добавила шишки? Сколько шишек ты убрала? Какой цифрой мы обозначим 2 шишки? Возьми карточку с цифрой 2, выстави на доске. Молодец, садись на место.


- Как отметить на рисунке то, что шишки убрали? Зачёркиваем столько овалов, сколько шишек белка отдала бельчонку.

                10

 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0


- Сколько ты Маша зачеркнула овалов? А ты Вова?



Кто может по схеме повторить

условие задачи? (У белки было 10 еловых шишек. 2 шишки она

 дала бельчонку).


-А теперь послушайте вопрос. Сколько шишек осталось у белки?


- Повтори Даша вопрос задачи.



Вадик, повтори ещё раз вопрос задачи.

- Сначала у белки было 10 шишек, потом 2 шишки она отдала. Шишек у белки стало больше или меньше?

- Покажем оставшиеся шишки на

рисунке, обозначим их дугой и поставим под дугой знак вопроса.

                10

 0 0 0 0 0 0 0  0 0 0

           ?

- Как же узнать, сколько шишек осталось у белки? Какой знак надо поместить между числами 10 и 2?

Правильно, шишек стало меньше, поэтому надо поставить знак  «минус». Прочитайте, что получилось, и скажите ответ.

Ставим знак равенства и цифру 8.

- Сколько шишек осталось у белки?


- Давайте проверим, посчитаем оставшиеся шишки в корзине. Саша, иди посчитай.


- Сколько шишек осталось в корзине?

На схеме, овалов тоже 8.


Физминутка.


Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.



На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


- То, что мы с вами сделали, можно записать краткой записью. У меня на доске записаны 3 главных слова:


Было –

Дала –

Осталось –


- Давайте вспомним условие задачи.

Маша, сколько было шишек?

Иди, запиши.


- Витя, сколько дала шишек белка?

Иди, запиши.


- Какой вопрос задачи?

Ставлю знак вопроса.


-Запишите краткую запись к себе в тетрадь. Записали.


-Вероника пойдёт к доске и запишет решение задачи. Все пишут  в тетрадях. Кто может, решает задачу самостоятельно, а Саша и Маша пишут вместе с Вероникой.

Записывай ответ. Ответь полным ответом на вопрос задачи. Решили мы задачу?


Решение примеров на сложение в пределах 20 без перехода через разряд.


- Выполните следующее задание, и тогда в корзинке у белочки за каждый правильно выполненный пример появится лесной орешек.

- Откройте учебник по закладке. Найдите номер 60, 6, 0.

Примеры будем записывать в два столбика.



Между примерами 4 – клеточки.

Ученики I группы (Вероника, Даша) решают 4 примера на сложение и 4 на вычитание. II группа (Влад, Витя, Слава, Маша решают по 3 примера, а дети III группы (Саша и Вова по 2 примера). Закончили решение примеров.


- Проверяем. Начинает Саша

 (III группа). Правильно решила.

Я белке в корзинку кладу орешек и т.д. Если  ребёнок решил не правильно, решаем вместе, с объяснением.


- Молодцы, ребята! Посмотрите, У белочки полные корзинки! Она очень рада.


-Белочка приготовила для вас интересное задание с геометрическим материалом.

Возьмите карточки, на карточках вы видите отрезки – это ленточки для бантиков, которые купила белочка своим бельчатам. Измерьте каждый отрезок, и надпишите сверху их длину. Проверяю индивидуально.

Выставляю бельчат. Какой длины самый короткий отрезок? Из короткой ленточки привяжем бантик самому маленькому бельчонку. Назовите длину отрезка, который подлиннее? Из этой ленточки – бантик среднему бельчонку. Сколько сантиметров самый длинный отрезок? А из этой ленточки получился бантик для старшего бельчонка. Прикрепляю бантики.  


- Чему мы учились на уроке.

Вы сегодня хорошо потрудились! Мы с вами сделали доброе дело, помогли белочке пополнить запасы. Белочка вам благодарна. Послушайте оценки за урок.









Рапорт дежурного

- Сейчас у нас будет урок математики.

- Мы приготовили учебник, тетрадь, ручку, карандаш, линейку.

- По счёту второй урок.











- В норе, в дупле, в гнезде.












Дети решают примеры.





- В дупле.














Дети решают примеры и раскладывают грибы по корзинкам.


















- Вы рассказали задачу.




- Вы рассказали условие задачи.

1- ученик I группы

2- ученик II группы



У стола работает ученик III группы.





- У белки было 10 шишек.


- 10 шишек.

Выставляет на доске карточку с числом 10.


- 10 шишек.



Дети рисуют столько же овалов в тетрадях.








- 2 шишки.

Ребёнок вынимает 2 шишки.

-Убрала.

- 2 шишки.

Цифрой 2. Выставляет на доске карточку с цифрой 2.


- Зачеркнуть.

Дети выполняют задание в тетрадях.




-Я зачеркнула 2 овала.



Ученик I группы

повторяет условие задачи.






Ученики

повторяют.





- Шишек стало меньше.








- Надо от 10 шишек отнять 2 шишки.

- Минус.


-Ученик читает:

10-2=8


-У белки осталось 8 шишек.


Считает.



Шишек осталось 8.

Убеждается в правильности ответа.





















- Было 10 шишек.

Записывает на доске.

- Дала 2 шишки.

Записывает на доске.

Сколько шишек осталось?


Дети записывают краткую запись в тетрадь.

Ребёнок пишет на доске, а дети в тетрадях.



- У белки осталось 8 шишек.

- Решили.

















Дети самостоятельно решают примеры.






Дети читают решение примеров и ответ.















Дети выполняют задание.



5 см




7см



9см




Учились решать задачи, примеры, измерять отрезки.


Развивать словесно – смысловую память.




Формировать навыки самоконтроля.












Активизиро-вать мысли-тельную деятельность.



Работать над умением устанавливать причинно – следственные связи.
















Активизиро-вать мысли-тельную деятельность.

Развивать целенаправ-ленность в работе.

Развивать умение понимать задание, строить последова-тельность его выполнения.

Вырабатывать умение преодолевать трудности.





Развивать последова-тельность мышления, умение устанавливать причинно – следственные связи.

Развитие импрессивной стороны речи

(понимание речи).

Развитие экспрессив-ной стороны речи (воспроизве-дение)







Развивать подвижность, увеличивать объём зрительных, слуховых, моторных восприятий.





Развивать умение слушать учителя и выполнять его инструкцию.

















































Развивать умение делать элементарные словесно – логические обобщения.














Снять напряжение с мышц шеи, спины, рук и т.д.






Умение выделять главное, существенное.

Развивать последова-тельность мышления.

Развивать словесно – смысловую память.























Активизиро-вать мысли-тельную деятельность.

Воспитывать самостоятель-ность выполнения заданий.






















Развивать умение пользоваться линейкой.

Развивать глазомер.















Развитие умения ана-лизировать.

Развивать последоатель-ность высказывания.

Составитель:

учитель начальных классов Синяк Т. Н.

7

 4                        

 6                          

 5                          

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

Конспект урока по математике в 1 классе "Практическое решение задач".

Решение задачи на примере выполнения практических действий - поручений....

План-конспект урока по математике в 3 классе. Тема "Решение задач"

Совершенствовать умения решать составные задачи у учащихся 3 класса (по учебнику М.И. Моро)...

Конспект урока по программе 2100. 4 класс.Тема:Решение задач на движение.

Конспект урока по программе 2100.ФГОС. 4 класс. Математика. Тема: "Решение задач на движение"....

Конспект урока по математике во 2 классе. Тема: «Уравнение. Решение уравнений методом подбора»

Цель: формирование представления  об уравнении и способе решения уравнения методом подбора....

Презентация к уроку математики 2 класс коррекционного учреждения. Тема:" Решение простых арифметических задач в пределах 20."

Презентация к уроку математики на тему:" РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРЕДЕЛАХ 20."Цели:Закреплять умения решать простые арифметические задачи и примеры в пределах 20.Развивать вчислительные...

Урок по математике во 2 классе Тема: "Решение текстовых задач ".

Урок по математике во 2 классеТема:  "Решение текстовых задач "....