Комплексная контрольная работа
тест по математике (4 класс) по теме

Надеина Ирина Владимировна

                             ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

                                                          4 КЛАСС

                               УМК “Перспективная начальная школа”

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

                                                          4 КЛАСС

                                     УМК “Перспективная начальная школа”

Пингвины.

Пингвины - это единственное семейство единственного отряда пингвинообразных  надотряда плавающих птиц; включает шесть родов и 16—17 видов. По размерам пингвины различны. Самый крупный — императорский пингвин (массой 35—40 килограмм) — достигает в длину 117 сантиметров. Самый мелкий — малый пингвин имеет длину 40 сантиметров.

Телосложение у пингвинов плотное, тело немного сжато в спинно-брюшном направлении. Передние конечности видоизменены в эластичные ласты, которые благодаря особому устройству скелета во время плавания под водой вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев-ластов. У некоторых видов пингвинов грудная мускулатура составляет четверть всей массы тела, что значительно больше, чем у многих летающих птиц. Ноги короткие, толстые, имеют по четыре пальца, соединенных плавательными перепонками. Ноги отнесены далеко назад, благодаря чему обеспечивается вертикальное положение туловища на суше. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Оперение очень густое, аптерии отсутствуют. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки. Окраска у большинства видов сходная: темная (черная) спина и белое брюхо. Черно-белая расцветка делает их почти невидимыми для хищников как сверху, так и снизу. Как и у большинства птиц, у пингвинов обоняние или слабое, или вовсе отсутствует. 

Пингвины распространены главным образом в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Они обитают на морских побережьях. Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни. Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми четырьмя конечностями. Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники и небольшие «островки» мхов. Из людей можно встретить только экспедиторов.


Все пингвины — моногамы, пары у них постоянны. В море они держатся стаями, на суше во время размножения — колониями, размер которых может достигать сотен тысяч пар. Одни виды делают на поверхности земли простые гнезда, другие гнездятся в норах или углублениях скал.

Обычно в кладке бывает два яйца, реже одно, очень редко три. Насиживают яйца обычно оба родителя. Насиживание, как правило, длится около месяца (30—39 дней), у императорского пингвина 62—66 дней, у королевского пингвина 54 дня. Только что вылупившийся птенец императорского пингвина весит 315 г, пингвина Адели 80—90 г. Птенцы покрыты

густым пухом и до конца второй недели жизни слепы. У птенцов температура тела выше, чем у взрослых птиц. В воду птенцы идут только после линьки. Смертность птенцов очень высока: от голода, холода и хищников (поморников) часто погибает до 70% всех вылупившихся птенцов. 

Примерно до трехнедельного возраста с птенцами постоянно держится одна из взрослых птиц. Затем родители покидают птенцов и только изредка возвращаются их кормить. С этого времени птенцы начинают объединяться в тесные группы — ясли. В яслях может быть от 3 до 64 птенцов, но обычно их около десятка.

Взрослые пингвины кормятся мелкими рыбами, некрупными головоногими моллюсками и планктонными ракообразными. Считается, что их зрение лучше, когда они под водой.
Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых. Они питаются рыбой - серебрянкой антарктической, анчоусами или сардинами (семейство Сельдевые), а также ракообразными, такими как криль, или маленькими головоногими, на которых они охотятся, проглатывая прямо под водой. Если разные виды делят между собой одну среду обитания, то их рацион, как правило, различается: пингвины Адели и антарктический пингвин предпочитают криль разного размера. Линька у пингвинов происходит раз в году. Новые перья вырастают под старыми, выталкивая их, и старое оперение сходит с тела лохмотьями. Во время линьки пингвины живут на суше, в укрытом от ветра месте, и ничего не едят. В не гнездовое время стаи пингвинов странствуют по морю, удаляясь от мест гнездования на много сотен (до 1000) километров. 

Естественных врагов у пингвинов немного: в море — морской леопард и касатка, на суше для птенцов — поморник. В последнее время из-за хозяйственной деятельности человека ареал пингвинов сильно сократился. Галапагосский пингвин занесен в Международную Красную книгу. Самые древние останки пингвинов найдены в Новой Зеландии в отложениях нижнего миоцена.

Вариант 1


Фамилия, имя ___________________________________________

Школа         ______________             Класс_________________

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

К какому из перечисленных ниже стилей ты бы отнес прочитанный текст? Обведи в кружок правильный, по твоему мнению, ответ.

1 деловой                                                3 научно-познавательный

2 разговорный                                        4 художественный

Задание 2.

Найди в тексте предложение, в котором говорится чем питаются взрослые пингвины.

Спиши это предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни грамматическую основу этого предложения.

Определи часть речи каждого слова.

Задание 3.

Самый крупный — императорский пингвин весит 40 кг. Птенец императорского пингвина – 315 г. На сколько масса 1 взрослого пингвина больше массы 2 –х птенцов?

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:________________________________________________

Задание 4.

Скорость пингвина по воде 20 км/ч, скорость кита 45 км/ч. Кто быстрее и на сколько доплывет до айсберга, если расстояние от берега до айсберга 180 км?

Решение: ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

К какому классу животных относятся пингвины?

__________________________________________________________

Назови классы животных и приведи к ним примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Найди в тексте:

в каком климатическом поясе обитают пингвины?

__________________________________________________________  

К какой группе животных можно отнести дельфинов по способу питания?

 а) хищник                          б) всеядный  

в) растительноядный           г) насекомоядный

Задание 7.

Как размножаются пингвины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.

Найди во 2 абзаце по 1 слову, соответствующих схемам:

  а)    приставка-корень-суффикс-окончание

  б)   приставка-корень -окончание

Выпиши и разбери это слово по составу, укажи часть речи.

___________________________________________________________________________________________________________________

Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:

_________________________ и _____________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задания 9-13. выполняются в парах (с соседом по парте).

Внимание: если при обсуждении заданий 9-13 вы с соседом не пришли к общему мнению, запиши каждый свой ответ.

Задание 9.

Представьте, что у вас есть возможность пригласить в класс какого-либо известного человека – биолога, путешественника, ведущего познавательной телепрограммы и т.д. Обсудите в паре, кого хотите пригласить и почему. Как вы его представите одноклассникам? О чем хотите услышать рассказ? Составьте и запишите – каждый на своем листочке – два предложения об этом человеке и его истории, открытии или путешествии и один вопрос к нему как к ученому о его исследовании (открытии, важном событии, изобретении).

Начните так:

(Представление классу)

Ребята! Сегодня у нас в гостях _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Вопрос гостю)

Разрешите задать Вам вопрос. ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

 Перечитайте текст и назовите врагов пингвинов:

в море: ________________________________________________

на суше: _______________________________________________

Обсуди, что означают следующие слова: ареал, линька, ракообразный, головоногие. Выберите из них каждый свои два слова разных частей речи. Запиши выбранные тобой слова и их значение.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

В каком абзаце говорится о внешнем виде пингвина?

 а) в первом                          в) в последнем

б) во втором                        г) в пятом.

Животный и растительный мир Антарктиды

№ п/п

Примеры представителей

животные


Птицы

1

2

3

4

растения

1

2

Задание 12.

Используя данные текста, придумайте о пингвинах задачу, которая решается в 2 действия. Каждый на своем листе запишите:

А) Задача: ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Решение:

Ответ: ____________________________________________________

В) Оцените вашу задачу. Ответьте на вопросы: это задача про пингвинов? Имеет ли она решение? Может вы хотите что-нибудь изменить? Запишите новый вариант.

А) Задача: ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Решение:

Задание 13.

Определи, сколько чайных ложек соли нужно положить  в стакан пресной воды, чтобы по уровню солености она стала похожа на океаническую воду (в одной полной чайной ложке 2 грамма соли). Если известно, что океаническая вода содержит 35 г соли на 1 литр воды.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.

         Найдите абзац, который начинается так: «Взрослые пингвины кормятся…». В этом абзаце есть 3 формы одного слова. Найдите и выпишите все формы этого слова. Для каждого слова укажите падеж.

Ответ: 1) ______________________стоит в ____________падеже;

           2) ______________________стоит в ____________падеже;

           3) ______________________стоит в ____________падеже.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Фамилия, имя _______________________________________________ класс ___________

Оцени свою работу в паре. Отметь  ˅, в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:

Утверждение

Полностью согласен (согласна)

Частично согласен (согласна)

Не согласен (не согласна)

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я предлагаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Работать в паре труднее, чем одному (одной)

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Таблица 1. Характеристика заданий итоговой комплексной работы

Часть работы

№ задания

Учебный предмет, раздел/тема

Проверяемые умения и учебный материал

Уровень сложности задания

Max балл

Основная часть

Проводится по усмотрению учителя

Чтение, навыки чтения

Скорость чтения несплошного текста про себя или шепотом

В баллах не оценивается

1.

Литературное чтение

Умение систематизировать полученные ранее знания

базовый

1

2.1.

Литературное чтение/выборочное чтение

Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос

базовый

1

2.2.

русский язык/правописание

Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списать предложение

базовый

1

2.3.

русский язык/морфология

Умение выделить грамматическую основу в распространенном предложении

базовый

1

2.4.

русский язык/морфология

Умение определить части речи каждого слова в предложении.

базовый

1

3

Математика/текстовые задачи, числа и величины (масса)

Умение решать составную текстовую задачу с недостающими данными (задание на вычисление массы). Умение переводить именные величины.

базовый

1

4

Математика/текстовые задачи, числа и величины

Умение решать составную текстовую задачу с недостающими данными (задача на движение).

базовый

1

5

Окружающий мир

Определение класса животных

базовый

1

6.1.

окружающий мир

Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.

базовый

1

6.2.

Окружающий мир

Определение групп животных по способу питания.

базовый

1

7.

Окружающий мир

Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.

базовый

1

8

Русский язык, речевое высказывание

Умение увидеть в тексте слова соответствующие морфемным схемам. Выделять морфемы.

базовый

2


Итого основная часть

Чтение

2 задания (поисковое и выборочное чтение)

базовый

2

Русский язык

2 задания (правописание, орфография, фонетика, морфология)

базовый

5

Математика

2 задания (текстовые задачи, числа и величины)

базовый

2

Окружающий мир

3 задания (определение класса животных, групп животных по способу питания)

базовый

4

Итого

8 заданий базового уровня; максимальный балл - 13

9.

Русский язык, речевое высказывание

Умение строить свободное высказывание с учетом коммуникативной задачи

повышенный

2

10.1.

Литературное чтение/выборочное чтение

Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос

повышенный

1

10.2

Окружающий мир, типичные представители животного мира Антарктиды

Умение объяснить значение слова, выбрав для толкования 2 слова разных частей речи

повышенный

1

11.1

Литературное чтение/выборочное чтение

Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос

повышенный

1

11.2

Окружающий мир

Умение структурировать знания по предмету

повышенный

2

12.

Математика, текстовые задачи

Умение самостоятельно составить математическую задачу, отвечающую заданным требованиям, и решить её

повышенный

2

13.

Математика/текстовые задачи, числа и величины

Умение решать составную текстовую задачу с недостающими данными (объем и масса).

повышенный

2

14.

Русский язык, морфемика, морфология

Умение увидеть в тексте различные формы одного слова и определить падеж имени существительного.

повышенный

1

Самооценка работы в паре

В баллах не оценивается

Итого дополнительная часть

Чтение

2 задание (работа с текстом)

повышенный

3

Русский язык

2 задание (развитие речи, лексика, морфемика, морфология)

повышенный

6

Математика

2 задания (решение текстовых задач, работа с данными)

повышенный

4

Окружающий мир

2 задание (типичные представители животного мира Антарктиды, умение структурировать знания)

повышенный

4

Итого

6 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 12

Вся работа в целом

Самостоятельность выполнения итоговой комплексной – дополнительные поощрительные баллы

2

Всего: 8 заданий базового уровня (от 0 до 13 баллов) и 6 заданий повышенного уровня (от 0 до 12 баллов)

Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность и выполнения работы.

Итого: максимальное количество баллов за работу – 25 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая комплексная контрольная работа 1 класс

Контрольная работа, рекомендации к проведению и оцениванию работы.Источник - курсы ФГОС...

Комплексные контрольные работы для учащихся 4 классов

Данные тесты позволят провести диагностику уровня компетентности учащихся, т.е способность действовать самостоятельно при решении практических задач....

Комплексная контрольная работа

Составлена комплексная контрольная работа для учеников 2 класса. В контрольной работе дана только основная часть, дополнительную часть я оставила для проявления творчества другим учителям....

Итоговая комплексная контрольная работа в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Данная комплексная итоговая контрольная работа составлена для 3 класса. В ней содержатся задания по основным предметам: математика, литературное чтение, русский язык и окружающий мир. В кон...

Комплексные контрольные работы

Комплексная контрольная работа "Грибы" для учащихся 2 класса 1 п/г.Методический материал включает 1. Текст "Грибы", 2. Вариант №1 - основная часть, 3. Вариант №2 - основная часть, 4. дополнительная ча...

дополнительный материал при подготовке учащихся 2 класса к комплексным контрольным работам

Данный материал предполагает дополнительную помощь учителю и детям к комплексным контрольным работам по стандартам второго поколения. Материал представлен в виде текста и индивидуальных заданий. Может...

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы

laquo;Формирование умения работать с текстом как шагк успешному выполнению комплексной контрольной работы»...