Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Низамова Альфия Тимергалиевна

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon avtorskaya_programma.zip151.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено МО

Согласовано дир

Утверждаю РОО

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(1 класс)

Низамова Альфия Тимергалиевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Оглавление

Пояснительная записка

Ожидаемые результаты

Рекомендуемая модель занятия

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Список литературы 

   Литература для учителя.

   Литература для учащихся

Приложение

   Задания на развитие внимания

   Задания, развивающие память

   Задания на развитие и совершенствование воображения

   Задания, развивающие мышление

   Занятие №1. Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла».

   Занятие № 2. Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

   Занятие №3. Математическое путешествие в «Город сказок»

   Занятие №4. Путешествие в страну «Математика».

   Занятие № 5."Путешествие в сказку «Дюймовочка»

   Занятие 6. Весна пришла.

   Развивающее занятие "Путешествие в Воображалию"

   Математик поезд


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 7 летнего возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения.

                                       Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.
Научность 
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.
Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 96 занятия.
7.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

3анятия в неделю по 25 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  1. практико-ориентированные учебные занятия;
  2. творческие мастерские;
  3. тематические праздники, конкурсы, выставки;
  4. семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:    -

 эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

-викторина;

-интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа ( участие детей в выпуске математической

 стенгазеты);

- самостоятельная работа;

-  турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы.

Пособия и материалы, необходимые для работы кружка:

(индивидуальные для каждого ребёнка)

  1. Тетрадь в клетку;
  2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
  3. Числовые веера.
  4. Счётные палочки.
  5. Линейка.
  6. Наборы геометрических фигур.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  1. простое наблюдение,
  2. проведение математических игр,
  3. опросники,
  4. анкетирование
  5. психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  3. строить логическую цепь рассуждений;
  4. выдвигать гипотезы;
  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  6. читать графическую информацию;
  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  9. различать существенные и несущественные признаки.
  10. отличать кривые и плоские поверхности;
  11. доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;
  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;
  2. оценке своих достижений;
  3. действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  1. игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  2. собеседования (индивидуальное и групповое),
  3. опросников, 
  4. тестирования,
  5. проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

«Мозговая гимнастика» (1–2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РТС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей – памяти, внимания, воображения, мышления. (15 минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3–5 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе. На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов – это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы по теме, продолжают начатый рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевают выразительными свойствами языка.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Всего часов

1. Вводное занятие «Математика – царица наук».

2

2. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.)

2

3.Интересные приемы устного счёта.

2

4.Решение занимательных задач в стихах.

2

5.Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» Волина В.)

2

6. Занимательные задачи. Магия чисел  -1, 2,3, 4. («Праздник чисел»)

2

7. Учимся отгадывать ребусы.

2

8. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.)

2

9.Счет. Сравнение. Число7. (ИКТ, «Уроки математики.)

2

10. Загадки- смекалки.

2

11. «Осень в гости к нам пришла».

2

12. Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди».

2

13. Магия чисел – 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.).

2

14. Путешествие в  страну Математику.

2

15. Путешествие в «Город сказок». 

2

16. Практикум «Подумай и реши».

2

17. Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах 10. (ИКТ, «Уроки математики».)

1

18. Как зарождалась геометрия. (Справочник).

2

19. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник 

2

20. Геометрические фигуры. (ИКТ, тренажер – «Уроки математики.)

1

21. Математические фокусы.

2

22. Путешествие в сказку «Дюймовочка».

2

23. Задачи в стихах.

2

24.Треугольник. (ИКТ. «Уроки математики.)

1

25. Ученые математики.

2

26. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. 

2

27. Игра «Работа над ошибками».

2

28. Задачи с изменением вопроса.

2

29. Решение логических задач.

2

30. Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

2

31. Путешествие в сказку «Колобок».

2

32. Старинные меры измерения – длина, масса.  (Справочник.)

2

33. «Кто где живет?» Математическая беседа, работа с таблицей.

2

34.Знакомьтесь: Пифагор!

2

35. Как зарождался календарь?

2

36. Единицы измерения времени. (Справочник.)

История часов (ИКТ, «Уроки математики» урок 9, диск).

3

37. Решение ребусов.

2

38.Урок- соревнование.

1

39. Нестандартные задачи.

2

40. Дидактические игры по математике. Игра –сказка «Винни-Пух и его друзья». (ИКТ, «Уроки математики.)

1

41. Решение ребусов и логических задач.

2

42. Загадки- смекалки.

2

43. Ученые математики.

2

44. Решение логических задач.

2

45. Урок- соревнование.

1

46. Практикум «Подумай и реши».

2

47. «Полет с Карлсоном» (ИКТ).

2

48. Из истории математики.

2

49. Подготовка к интеллектуальному марафону.

1

50.Интеллектуальный марафон.

1

51.Математический КВН.

1

52. Круглый стол «Подведем итоги».

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Всего часов

Виды деятельности

Виды контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук».

2

определение интересов, склонностей учащихся.

2. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.)

2

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3.Интересные приемы устного счёта.

2

устный счёт

4.Решение занимательных задач в стихах.

2

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

взаимоконтроль

5.Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» Волина В.)

2

работа с информацией, дидактические упражнения

тестирование

6. Занимательные задачи. Магия чисел  -1, 2,3, 4. («Праздник чисел»)

2

работа с информацией, тренировочные упражнения

самопроверка

7. Учимся отгадывать ребусы.

2

составление математических ребусов

рефлексия

8. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.)

2

работа с информацией, тренировочные упражнения

9.Счет. Сравнение. Число7. (ИКТ, «Уроки математики.)

2

тренироваться в сравнении чисел, выяснять особенности и состав числа 7, решать наглядные задачи, совершенствовать умение читать.

самостоятельная работа

10. Загадки- смекалки.

2

составление загадок, требующих математического решения

самоконтроль

11. «Осень в гости к нам пришла».

2

учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками –символами

12. Математическое путешествие по сказке «Гуси – лебеди».

2

на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета

13. Магия чисел – 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.).

2

работа с информацией, дидактические упражнения

14. Путешествие в  страну Математику.

2

учить детей считать в пределах 9, закрепить знания о геометрических фигурах

15. Путешествие в «Город сказок». 

2

учить ориентироваться по плану; закрепить счёт до 10, счёт парами упражнять в операциях сложения и вычитания

16. Практикум «Подумай и реши».

2

самостоятельное решение задач

тестирование

17. Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах 10. (ИКТ, «Уроки математики».)

1

формирование вычислительных навыков, знакомство с речными рыбами

самопроверка

18. Как зарождалась геометрия. (Справочник).

2

формировать интерес к математике

взаимоконтроль

19. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник 

2

формировать интерес к математике

рефлексия

20. Геометрические фигуры. (ИКТ, тренажер – «Уроки математики.)

1

развивать геометрическое, логическое и образное мышление, воображение

рефлексия

21. Математические фокусы.

2

работа с информацией, дидактические упражнения

22. Путешествие в сказку «Дюймовочка».

2

учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание, мышление

23. Задачи в стихах.

2

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

тестирование

24.Треугольник. (ИКТ. «Уроки математики.)

1

познакомить с треугольником и его составляющими

самоконтроль

25. Ученые математики.

2

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самостоятельная работа

26. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. 

2

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

викторина

27.Игра «Работа над ошибками».

2

работа над ошибками в примерах, задачах

28. Задачи с изменением вопроса.

2

инсценирование задач

тестирование

29. Решение логических задач.

2

схематическое изображение задач 

самопроверка

30. Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.

2

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самостоятельная работа

31. Путешествие в сказку «Колобок».

2

упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление

32. Старинные меры измерения – длина, масса.  (Справочник.)

2

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самостоятельная работа

33. «Кто где живет?». Математическая беседа, работа с таблицей.

2

упражнять детей в количественном счете, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой,

взаимоконтроль

34.Знакомьтесь: Пифагор!

2

формировать интерес к математике

самостоятельная работа

35. Как зарождался календарь?

2

формировать интерес к математике

самостоятельная работа

36. Единицы измерения времени. (Справочник.)

История часов (ИКТ, «Уроки математики»урок 9, диск).

3

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самопроверка

37. Решение ребусов.

2

формировать интерес к математике, развивать логическое мышление, дидактические упражнения

взаимоконтроль

38.Урок- соревнование.

1

упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства

39. Нестандартные задачи.

2

развивать логическое мышление, самостоятельная работа

самопроверка

40. Дидактические игры по математике. Игра –сказка «Винни-Пух и его друзья». (ИКТ, «Уроки математики.)

1

Повторить основные темы программного материала1 класса по математике

41. Решение ребусов и логических задач.

2

самостоятельная работа

самостоятельная работа

42. Загадки- смекалки.

2

составление загадок, требующих математического решения

43. Ученые математики.

2

формировать интерес к математике, дидактические упражнения

самостоятельная работа

44. Решение логических задач.

2

схематическое изображение задач

самостоятельная работа

45. Урок- соревнование.

1

упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства

46. Практикум «Подумай и реши».

2

самостоятельное решение задач

самоконтроль

47. «Полет с Карлсоном» (ИКТ).

2

формировать интерес к математике, учить различать и называть геометрические фигуры

тестирование

48. Из истории математики.

2

формировать интерес к математике

самостоятельная работа

49. Подготовка к интеллектуальному марафону.

1

самостоятельная работа

самостоятельная работа

50.Интеллектуальный марафон.

1

самостоятельная работа

51.Математический КВН.

1

работа в группах

52. Круглый стол «Подведем итоги».

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе


Список литературы

Литература для учителя.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Литература для учащихся

  1. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
  2. Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
  3. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
  4. Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
  5. Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Сложи узор.

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Угадай, что исчезло.

Цель игры: развитие внимания и памяти.

Выложить перед малышом 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

Обезьянки.

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Очередь. Вариации предыдущей игры.

Взять карточки-картинки, или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком в очередь, например к зубному врачу, парикмахеру и так далее.

Попросить ребёнка отвернуться и кого-то убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться, поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит Слоник?» и так далее.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  1. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  2. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  3. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  4. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  5. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  6. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Авторская рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС

Программа разработана на основе ФГОС нового поколения авторской программы Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, по социальному направлению исследовательской деятельности. Рассчитана на 4 года. Любой учитель начальных классов может использовать ее ...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Авторская рабочая программа по русскому языку. 1 класс. ФГОС УМК "Школа России".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД  по русскому языку для  1класса автор  В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий  ФГОС  УМК...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Метапредметные мини курсы" 1-4 класс

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности « Метапредметные мини-курсы» (1-4 класс)...