Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа (4 класс) на тему

Ваганова Нина Михайловна

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur._geometriya_vokrug_nas.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

   «Рассмотрено»

    Руководитель МО начальных  

         классов          ___________Цыренжапова Е.Г.

    Протокол №  1 от      29.08.2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________/ Жанаева Т.З./

                             2014 г.

                «Утверждаю»

 Директор МБОУ Хоронхойская СОШ

__________________/Красикова Н.Г.

2014г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Геометрия вокруг нас»

1 -4 классы

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Ваганова Н.М.

2014\2015

Пояснительная записка.

Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель и задачи курса «Геометрия вокруг нас»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

-знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

-сформировать умение учиться.

-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

-обучение различным приемам работы с бумагой,

-применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

-развитие мелкой моторики рук и глазомера,

-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

-выявить и развить математические и творческие способности.

-воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

-расширение коммуникативных способностей детей,

Общая характеристика факультативного курса.

Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению научно – познавательное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий ,трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут , на 34 часа в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

 - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Предметные результаты:

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание факультативного курса

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Деньи ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв вусловной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Календарно - тематическое планирование   курса «Геометрия вокруг нас»

1 класс – 33 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Математика – царица наук

1

2

Как люди научились считать

1

3

Интересные приёмы устного счёта

1

4

Решение занимательных задач в стихах

1

5

Игра «Муха» ( «муха» перемещается по командам на игровом поле)

1

6

Учимся отгадывать ребусы

1

7

Числа – великаны. Коллективный счёт.

1

8-9

Проектная деятельность «Спутники планет»

2

10

Решение ребусов и логических задач.

1

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

12

Загадки – смекалки

1

13

Игра «Знай свой разряд»

1

14-15

Практикум «Подумай и реши»

2

16

Задачи с изменением вопроса.

1

17-18

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

19-20

Решение нестандартных задач.

2

21-22

Проектная деятельность «солнце – обыкновенный жёлтый шарик»

2

23-24

Математические горки

2

25

Наглядная алгебра

1

26

Решение логических задач

1

27

Игра «У кого какая цифра»

1

28

Знакомьтесь: Архимед!

1

29-30

Задачи с многовариантными решениями

2

31-32

Знакомьтесь: Пифагор!

2

33

Математический КВН.

1

Итого – 33 часа

2 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Геометрические упражнения

1

2-3

Проектная деятельность «Великие математики»

2

4

Упражнения в черчении на нелинованной бумаге

1

5

Игра «Удивительный квадрат»

1

6

Преобразование фигур на плоскости

1

7

Задачи – смекалки

1

8

Симметрия фигур

1

9-10

Соединение и пересечение фигур

2

11

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

12-13

Проектная деятельность «Московский Кремль»

2

14-15

Объём фигур

2

16

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

17

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

18

Открытие нуля

1

19-20

Учимся решать задачи на противоречия

2

21

Игра «Гонки за лидером: меры в пословицах»

1

22-23

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»

2

24

Экскурсия в компьютерный класс

1

25-26

Компьютерные математические задачи

2

27-30

Конкурс знатоков

4

31-32

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

2

33-34

Задачи с многовариантными решениями

2

Итого – 34 часа

3 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Математика – это интересно. Решение нестандартных задач

2

3

Танграм: древняя китайская головоломка

1

4-5

Проектная деятельность «Природное сообщество - аквариум»

2

6

Игра с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части.

1

7

Волшебная линейка. История возникновения линейки

1

8

Игра «Задумай число»

1

9

Конструирование многоугольников из деталей квадрата

1

10

Игра – соревнование «Весёлый счёт»

1

11-12

Проектная деятельность «Газета умников и умниц»

2

13-15

Весёлая геометрия. Решение задач

3

16

Построение математических пирамид

1

17-18

«Спичечный конструктор». Построение конструкции по заданному образцу.

2

19-20

Задачи - смекалки

2

21

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конструкции

1

22

Математические игры «Построение математических пирамид»

1

23

Числовые головоломки

1

24

Уголки. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков по образцу и собственному замыслу

1

25

Игра в магазин. Монеты.

1

26-27

Конструирование фигур из деталей танграма

2

28-29

Секреты задач. Решение задач разными способами

2

30

Числовые головоломки

1

31-33

Создание мини – альбома «Узоры геометрии»

3

34

Проектная деятельность «Великие математики»

1

Итого – 34 часа

4 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Любителям математики. Турнир смекалистых

1

2-3

Волшебный круг. Правила сравнения дробей

2

4-5

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

2

6

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами

1

7

Закономерности в числах и фигурах

1

8-10

Проектная деятельность «Трудолюбивые пчёлы»

3

11

Магические квадраты

1

12

Волшебный квадрат

1

13

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

1

14-15

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

2

16

Поиск альтернативных способов действий

1

17-18

Проектная деятельность «Газета эрудитов»

2

19

Задачи – тесты. Блиц - турнир

1

20-22

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров.

3

23

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

1

24

Математические головоломки

1

25

Задачи – тесты. Блиц - турнир

1

26

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных данным

1

27

Из истории чисел. Применение различных чисел в современной жизни

1

28

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

1

29-30

Проектная деятельность «Волшебный круг»

2

31

Путешествие по числовому лучу.

1

32

Игра «Морской бой»

1

33

Графы на плоскости

1

34

Смотр знаний

1

Итого – 34 часа

Список литературы

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  5. Шадрина И.В.  Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
  6. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

8.Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение»,  2012

9.Шадрина И.В.  Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, по социальному направлению исследовательской деятельности. Рассчитана на 4 года. Любой учитель начальных классов может использовать ее ...

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Метапредметные мини курсы" 1-4 класс

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности « Метапредметные мини-курсы» (1-4 класс)...