Урок математики по теме "Деление с однозначным частным"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Данный урок проводится в 4 классе по программе  Школа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_4_klasse.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок математики в 4 классе

Тема: Деление с однозначным частным.

Цели и задачи:

  1. Ввести алгоритм деления многозначных чисел, сформировать умение делить многозначные числа на двузначные и трёхзначные.
  2. Повторить и закрепить все действия с натуральными числами.

Ход урока:

-Давайте, ребята, учиться считать,

 Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

 Запомните все, что без точного счёта

 Не сдвинется с места любая работа!

Актуализация знаний:

  1. Работа в парах по индивидуальной карточке.

А) Дано число 40880. Запишите три таких числа, чтобы каждое следующее было в 2 раза меньше предыдущего

Б) запишите число из данного ряда, сумма цифр в котором равна 10

В) запишите предыдущее и последующее числа 20440

Г) на сколько надо уменьшить это число, чтобы в разряде десятков получить цифру 1

Д) выразите число 20440 в тысячах и единицах, сотнях и единицах, десятках и единицах

Е) верно ли выполнены действия? Почему?

20440 : 4002 = 5 (ост. 4300)

20440 : 8 = 255

  1. Запишите в тетрадях решение в столбик и найдите причину ошибок. Исправьте их.

40880, 20440, 10220, 5110

20440

На 30

Действия выполнены неверно: в первом частном остаток получился больше делителя; прикидка частного показывает , что 20440 : 8 получится примерно 2000, а не 200

Создание проблемной ситуации:

-Прочитайте задачу в индивидуальной карточке.

Задача.

     Путешественник, попав на необитаемый остров, делал засечки. За всё время жизни на острове он сделал 20440 засечек. Сколько лет он прожил на необитаемом острове? (Считать, что в году 365 дней.)

Возможны различные ответы, часть детей не сможет назвать ответ; все ответы фиксирую на доске.

Формулирование проблемы, темы и целей урока.

-Какое действие выполняли?

- Почему же вы не справились? Ведь вы знаете, как делить многозначные числа!

- Значит, чему надо научиться? Поставьте перед собой цель.

- Сформулируйте тему урока.

-Делили многозначное число на трёхзначное.

-Мы знаем только случаи, когда делитель или частное – однозначное число, а здесь частное не однозначное, оно равно примерно 50, его неудобно подбирать.

-Нам надо научиться делить многозначные числа в общем случае, когда даны любые многозначные числа.

-Деление многозначных чисел (записываю на доске).

Открытие нового знания.

- Запишите пример 20440 : 365 в столбик в тетради.

- Выделите в числе 20440 счётную единицу, которую можно разделить на 365.

-Что можно сказать о количестве десятков в частном?

- Подберите его.

-Какой получился остаток?

-Что же теперь делать с десятками?

-Как узнать, сколько всего единиц осталось в данном числе?

-Можем их разделить?

-Подберите в частном нужное количество единиц.

-Какой ответ получился?

-Как проверим?

-Сравните алгоритм деления многозначного числа  на однозначное с тем, что вы делали. Что в нём надо изменить?

- Сделайте вывод.

-А в чём всё таки разница?

-2044 десятков

-Однозначное число.

-5 десятков.

-219 десятков.

-Перевести в единицы.

-Снести 0, получится 2190 единиц.

-Да, частное меньше 10, то есть однозначное.

-6 единиц.

-56

-Умножением: 365*56=20440

Ничего!

-Делить многозначные числа в общем случае надо по алгоритму деления многозначного числа на однозначное.

-Раньше при подборе цифры частного пользовались таблицей умножения, а здесь – прикидкой.

Формулирование нового знания.

- Прочитайте текст в оранжевой рамке на странице 31 и в тетрадях постройте опорный конспект деления многозначного числа на двузначное или трёхзначное.

-Сравните с эталоном.

Опорный конспект.

  1. Прикидка.
  2. 1 НД
  3. …..
  4. Частное
  5. Остаток

Первичное применение нового знания.

-Откройте страницу 38 задание №1, запишите в столбик первый пример, пользуясь опорным конспектом, попробуйте его решить у себя в тетрадях, один человек у доски.

- Какое задание мы выполняли?

- Какие получились ответы? (фиксирую на доске)

- Почему же получились разные ответы?

-Какой остаток в частном должен получиться?

-Исправьте ошибку, у кого она имеется.

-Решите пример второй с проговариванием и сравните ответ в парах.

- Кто решил без ошибок?

- Что поможет при решении таких примеров?

-Если вы допустили ошибку, что нужно сделать?

Дети записывают пример и решают

-Решали пример

-Не правильно подобрали первую цифру в частном.

-Меньше делителя.

Алгоритм деления.

-Научиться находить ошибку и определить её причину для того, чтобы больше ошибок не допускать.

Самостоятельная работа.

-Решите самостоятельно второй столбик № 1.

Два человека решают у доски, дети сравнивают ответы, исправляют ошибки, если они есть.

Повторение и закрепление изученного ранее.

Решают задание № 3 «Блиц-турнир», проверяют в парах, затем задание № 6

Итог урока

- Сформулируйте цель, которую вы ставили в начале урока.

-Достигли ли мы цели?

-Что нужно делать для того чтобы научиться решать такие примеры?

-Делить многозначные числа на двузначные и трёхзначные.

Домашнее задание.

Стр.38 (3 и 4столбик) – в тетради; стр.39 №9 (учебник)