статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Эпштейн Валентина Юрьевна

Статья  в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Эпштейн В.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 51

г. Комсомольска-на-Амуре

   В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а так же применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти ее, переработать и использовать в определенных целях.

          Поэтому важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему. Вводились старые забытые технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, портфолио ученика, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, исследовательская деятельность.

          Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов.  В своей работе использую следующие формы организации исследовательской работы:

* урок – исследование

* научно-практическая конференция

* урок коллективной исследовательской деятельности

* урок конференция

* интегрированные уроки

* разноуровневое тестирование

* защита проекта

* научный кружок

         Развивающее обучение в начальном звене школы направлено на повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся. Этому способствует применение информационно – коммуникативных технологий, коллективных и групповых форм обучения. Коллективные исследования подталкивают учащихся к составлению планов – проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними. Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные  энциклопедии, Интернет.

          В процессе исследования я  являюсь для ученика консультантом, способным в нужное время направить и проконтролировать  его действия. Таким образом, у ученика создается ощущение, что он сам движется к намеченной цели. Важно, что во время этого исследовательского поиска ребенок всегда может обратиться к учителю, если в этом возникает необходимость.

         На уроки коллективной исследовательской деятельности можно отвести резервные часы, которые предусмотрены в учебно-тематическом плане по окружающему миру. Чтобы такой урок состоялся, на предыдущих занятиях необходимо познакомить учащихся с каждым из его этапов, чтобы дети лучше ориентировались в предстоящей деятельности. Учитель, завершив работу по предыдущей теме и подведя итоги, сообщает учащимся, какую тему они будут изучать на следующем уроке и какие сведения им необходимо собрать из различных источников. Эта работа требует от учащихся объединения в группы. Внутри групп они распределяются между собой направления поиска, исходя из собственных возможностей и желания (учебник, энциклопедии, справочник, Интернет).

Этапы урока коллективной исследовательской деятельности:

Этап

Содержание этапа

1. «Находки»

На этом этапе группы сообщают, что узнали по теме  и из каких источников (словари, справочники, энциклопедии демонстрируют в классе). Первый этап плавно перетекает во второй. На котором предстоит коллективно систематизировать всю полученную информацию при помощи плана-проекта изучаемой темы.

2. «План-проект по теме»

При составлении коллективного плана-проекта педагог опирается на свой вариант плана, однако он должен уметь принять варианты, предложенные учениками. Иначе эта работа потеряет для ребят свою привлекательность, будет бесполезна и бессмысленна. Во всякой деятельности должна быть заложена ситуация успеха, без которой младший школьник не может существовать как ученик.

3. «Погружение в тему»

На данном этапе каждая группа готовит ответ на один из пунктов плана-проекта, затем с помощью педагога составляет алгоритм ответа. При этом важно, чтобы ответы были краткими и четкими. В них отражаются сведения, добытые вне урока. Надо заметить, что этот этап урока самый трудоемкий и ответственный. В ходе его ученики могут делать иллюстрации к ответам, составлять схемы, обсуждать правильность своего выбора. В это время в классе обычно бывает оживленно. Когда ответы готовы можно приступать к дискуссии.

4. «Дискуссии»

В ходе этого этапа у ребят развиваются речь, память, логическое мышление. Во время ответов используются источники доказательств, собранные в классе. Члены групп слушают отвечающего, высказывают мнения, делают уточнения, исправляют, задают вопросы, оценивают ответы.

5. «Что мы узнали и усвоили»

Этот этап – практическая работа. В ходе, которой учащиеся выполняют различные задания (тесты, вопросы с иллюстрациями). В течение определенного времени учащиеся работают над выполнением заданий, а учитель при необходимости оказывает им помощь.

6. «Что мне делать дома»

Это время получения домашних заданий, чаще всех разноуровневое, которое школьники выбирают самостоятельно. Задания должны стимулировать учащихся к дальнейшей исследовательской деятельности.

       

            Урок коллективной познавательной деятельности может проводиться по различным предметам и решать почти все дидактические задачи. Такие уроки дают возможность каждому школьнику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы и работы своей группы.

            В своей практике провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:

*уроки с проведением эксперимента,

*работа с источниками информации,

*заслушивание сообщений, защита рефератов

            На уроке-исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень) уровню.          

Уровень урока, вид исследования, возрастная группа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Начальный

1 уровень

1 - 2 класс


Обучение          исследованию

 Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. Ведя  учебный процесс, используя термин «проблема», «гипотеза», «вывод».

Использую вопросы: в чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?

Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.


Продвинутый

2 уровень

3 класс


Обучающее исследование

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод».

Использую вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор?

Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной.


Высший

3 уровень

4 класс


Творческое исследование

Формулирую проблему. Подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаю условия для исследовательской деятельности: обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, организую индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах.

Использую вопросы: ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог работы?

Оцениваю результаты работы в конце урока.

Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации.

         На таких уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдаю групповой, так как именно она, в большей степени, чем остальные способствуют формированию исследовательской деятельности. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают.

          Таким образом, освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

Библиография:

  1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся  // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18. – С. 68-74.
  2. Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.- С. 38-46
  3. Обухов А.Е. «Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей»// «Исследовательская работа школьников». – 2003. - №4. – С.18-23.
  4. Савенков А. И. «Исследовательская практика: организация и методика» // «Одарённый ребёнок». – 2005. - № 1. – С. 30-33.
  5. Савенков А. И. «Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование» // «Школьные технологии» – 1998. - № 4. – С. 144-148.