Сообщение по теме самообразования "Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе"
статья на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Исследовательская деятельность - это один из мощных инструментов по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. В данном сообщении приведены примеры приобщения учащихся  начальных классов к началам исследовательской деятельности, которая возможна и вполне осуществима через урок.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_teme_samoobrazovaniya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

 В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно–воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

     В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

      Если мы изучим внимательнее  планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения), то обратим внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

К числу  регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

- Коммуникативных:

- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

      Работая прошлые годы над темами «Развитие творческих способностей учащихся», «Развитие интеллектуальной деятельности младших школьников», я пришла к выводу, что исследовательская деятельность - это один из мощных инструментов по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту исследовательских работ и проектов. Содержание учебного материала в учебниках по системе Л.Занкова  дает возможность такую работу вести с 1 класса.  Но этот процесс представляет определенные  трудности для младшего школьника, поэтому старалась учитывать возрастные особенности и начинала с работы по обучению ведения анализа и выделения главного; сравнения; затем учились обобщать и систематизировать; давать определение и объяснение понятий; приводить   доказательства.

     Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Мне очень нравится групповая работа, которая активизирует деятельность учащихся, помогает им расти в плане интеллектуальной деятельности, раскрепощает и учит совместной работе, что очень полезно для творческого развития младших школьников. В уроках  использовала: проблемное введение в тему урока, постановку цели и задач урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. Учились составлять аннотации к прочитанной книге, в  классной библиотечке и читальном зале библиотеки осуществляли поиск дополнительной литературы, подготовку сообщения. В 4 классе -  выдвижение идеи (мозговой штурм); обоснованный выбор способа выполнения задания; проводили  самоанализ и самооценку, рефлексию; осуществляли поиск альтернативных способов решения проблемы. На уроках технологии и изобразительного искусства создавали групповые мини проекты.

Примеры:

1. Составьте из слов пословицу (грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда)

Грамоте учит..ся – всегда пригодит…ся.

-Как понимаете значение пословицы?

-Какую орфографическую задачу мы должны решить?

-Вызвало ли  у вас это задание проблему? Какую? (где поставить Ь, а где нет)

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему? (нам не хватает знаний)

-Я думаю, вы поняли, какая тема сегодняшнего урока и чем будем заниматься? (тема-правописание тся, ться)

2. -Внимательно исследуйте слова, которые вы записали.

-Какой вопрос у вас возникает?  

3.  Сегодня мы работаем в комиссии по проверке нашей школы. Наша задача, определить соответствует ли норме количество учащихся в классе. Для этого нам нужно определить, какой объем воздуха приходиться на каждого ученика. Не переполнен ли класс?

Как вы думаете, каких знаний нам не хватает, чтобы решить эту проблему? (Не знаем, как найти объем).

Идет открытие нового знания путем работы в группах. Каждой группе раздаются модели куб. см. и деревянные бруски. Задача групп: определить объем бруска.

4. – Очень часто люди боятся идти в лес. Как вы думаете, почему?

-А какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (Лесные ягоды, грибы, насекомые)

–  На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

А) Мы узнаем, где же кроются лесные опасности, и какие они.

 Б) Нам необходимо не только познакомиться с этими опасностями, но и разработать правила безопасного поведения в лесу.

 – Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы расширить свой кругозор и применять эти знания в жизни)

5.В теме: «С. Есенин «С добрым утром» Особый взгляд поэта на мир.»

Разно уровневые задания в группах.

1 группа (2 уровень – низкий)

- Изменяется ли природа в стихотворении или остаётся неизменной.

- Прочитать строки, в которых говорится о звуках раннего утра.

2 группа (3 уровень – средний)

- Работа с трудными словами (записаны на доске), объяснение по словарю.

ЗАТОН – длинный нетронутый залив реки.

ЗАВОДЬ – низкие берега залива.

ПЛЕТЕНЬ – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

РУМЯНИТЬ – покрывать розово-красным цветом.

ПЕРЛАМУТР – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

3 группа (3 уровень – средний)

- С какой части речи начинает поэт каждую строку? – Почему?

- Подготовить выразительное чтение.

4 группа – (4 уровень – высокий)

- К какому приёму прибегает автор чаще всего? Доказать.

- Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? Доказать.

Результаты исследовательской работы на уроках и во время внеурочной деятельности представлялись в виде различных  памяток, моделей, выпуска газет, плакатов, буклетов, альбомов, различных презентаций, сообщений, выставок рисунков,  поделок, фотоотчетов, организаций праздников, экскурсий, тетрадей-справочников.

Примеры:

1. Памятки «Как вести себя в лесу»

 Работа в группах. Дети разрабатывают правила  поведения в лесу.

Группа № 1.

Правила обращения с опасными грибами:

1. Собирай только знакомые тебе грибы!

 2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы!

 3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах! 4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет!

Группа № 2.

Правила обращения с ядовитыми растениями:

1. Не срывай незнакомые тебе ягоды.

2. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется.

3. Обязательно мой руки вернувшись из леса.

Группа № 3

1. Держись подальше от гнёзд жалящих насекомых.

 2. Старайся их не тревожить.

 3. Не разгоняй гнёзда ос, пчел и шершней.

2. Алгоритм измерения углов с помощью транспортира

3. Пример аннотации “Синяя птица”. М. Метерлинк :

А) В сказке Метерлинка “Синяя птица” говорится о мальчике Тильтиле и его сестренке Митиль, которые вместе с Душами предметов по просьбе феи отправляются на поиски Синей птицы – счастья. Они побывали во многих местах, но Синей птицы так и не нашли. Дети поняли, что счастье всегда рядом, надо только вовремя разглядеть его. (Диана М.)

Б) Пример аннотации  на книгу Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"

В этой книге рассказывается о школьнике Вите Малееве и его друзьях. Написал книгу Николай Носов. Вначале Витя мне не понравился. Он плохо себя вёл и плохо учился. Так же он обманывал учителя и списывал уроки у одноклассника Кости. Но в конце книги Витя стал лучше, он исправился. Витя начал зарабатывать хорошие оценки и слушаться. Больше всего мне в этом рассказе понравилась история о том,  как Витя и Костя дрессировали собаку Лобзика. (Андрей П.)

4. Мини проекты в теме: «Русская народная одежда» -  мужской и женский костюм древней Руси.

5.  Коллаж «Наряд Василисы Прекрасной»

План работы:

  1.Нарисовать женскую фигуру.

  2.Выполнить рукав. Длину определить по эскизу. Вырезать два прямоугольника, верхний и нижний края собрать. Подвернуть края с боков рукава и смазать их клеем.

  3.Приклеить рукава.

  4.Аналогично выполнить грудь рубахи.

  5. Вырезать прямоугольник для юбки. Длину определить по эскизу. Собрать верхний                                      край мелкими складками и приклеить на рисунок.

  6. Снизу украсить юбку пышной оборкой.

  7.Поверх рубахи наклеить лямки или душегрею.

   8.Прорисовать лицо и ладони.

  9. Из ниток сплести косу и приклеить ее.

  10.Выполнить головной убор.

  11.Приклеить или нарисовать украшения.

  12.Вырезать готовую фигуру и наклеить на заранее приготовленный фон.   

6.                                          АЛГОРИТМ

ПРОВЕРКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО Ъ:

1. Есть ли в слове приставка?

ДА                                    НЕТ

 ПИСАТЬЪ                       Ъ не пишется

2. Оканчивается ли она на согласный?

ДА                                     НЕТ

 ПИСАТЬЪ                        Ъ НЕ ПИШЕТСЯ

3. Есть ли после приставки е, ё, я?

ДА                                       НЕТ

ПИСАТЬЪ                          Ъ НЕ ПИШЕТСЯ

7.

Модель – таблица

1

РАССТОЯНИЕ S

СКОРОСТЬ V

ВРЕМЯ  t

S=V.t

2

 РАБОТА А

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ V

ВРЕМЯ  t

А=V.t

3

СТОИМОСТЬ С

ЦЕНА А

КОЛИЧЕСТВО П

С=А.П

4

КОЛИЧ КВАРТИР В ДОМЕ К

КОЛИЧ КВАРТ НА ОДНОМ ЭТАЖЕ R

КОЛИЧ ЭТАЖЕЙ П

К=r.П

8. МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

 СКАЗКА                                                ПОВЕСТЬ                                                РАССКАЗ

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ                       МНОГО ГЕРОЕВ                  НЕСКОЛЬКО ГЕРОЕВ

ВОЛШЕБНЫЕ СОБЫТИЯ        НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ            ОДНО РЕАЛЬНОЕ  

                                                                                                               СОБЫТИЕ

Таким образом, становится ясно, что исследовательская деятельность - мощный инструмент по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Работу в этом направлении продолжу и постараюсь включить  родителей в совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

В данном документе представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Статья  в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям....

статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Статья в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям...

"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы

Благодаря использованию метода проектов  в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Технология  проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...

Сообщение на тему: " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

Групповые формы работы на уроках в начальной школе....