Тема самообразования «Проектная деятельность на уроках в начальных классах»
учебно-методический материал

Орлова Алиса Александровна

Личностно-ориентированное обучение основывается на использовании инновационных педагогических технологий, особое место среди которых занимает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, познавательных навыков учащихся, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение обозначить, сформулировать и решить проблему.

Применение проектной деятельности целесообразно уже в начальной школе, учитывая достоинства проектной деятельности и возрастные особенности и возможности младших школьников. В связи с этим необходимо знать особенности организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_proektnaya_deyatelnost.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Коменская средняя общеобразовательная школа"

 «Проектная деятельность на уроках в начальных классах»

выполнил: Орлова А.А,

учитель начальных классов

С. Кома

Проектная деятельность на уроках в начальных классах

Личностно-ориентированное обучение основывается на использовании инновационных педагогических технологий, особое место среди которых занимает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, познавательных навыков учащихся, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение обозначить, сформулировать и решить проблему.

Применение проектной деятельности целесообразно уже в начальной школе, учитывая достоинства проектной деятельности и возрастные особенности и возможности младших школьников. В связи с этим необходимо знать особенности организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность проектной деятельности во многом зависит от позиции учителя, его профессиональных качеств, демократического стиля общения. В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что при выборе учителем эффективных методов необходимо ориентироваться на реальные возможности учащихся. Использование методов должно быть системно и целесообразно, с постепенным увеличением детской самостоятельности в учебно-познавательной процессе и уменьшением учительской помощи.

При организации проектной деятельности младших школьников следует учитывать следующие показатели:

1. Сформированность коммуникативных умений (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться).

2. Формирование “интеллектуальной зрелости” (способность к концентрации внимания, регуляции своего поведения, установление связей между явлениями и т.д.).

3. Способность к адекватному оцениванию своей работы и работы окружающих.

Проектная деятельность включает в себя четыре основных этапа: этап предпроектной подготовки, этап планирования, организационно-исследовательский этап и этап представления полученных результатов.

Этап предпроектной подготовки включает в себя:

  • -формирование проектной группы;
  • -выбор научных руководителей;
  • -выбор и формулирование темы проектной работы;
  • -формулирование положений, цели и задач проекта;
  • -разработка плана работы;
  • -изучение источников и литературы по теме.

На этом этапе учитель заявляет общий замысел проекта, создает положительный мотивационный настрой; определяет временные рамки выполнения проектной деятельности, обеспечивает ресурсами (библиотечный фонд, компьютерное оборудование и другие технические средства (аудио-, видео-, копировальной техники и т.п.; ученики обсуждают и предлагают собственные идеи.

Этап планирования включает в себя следующие действия:

  • -определение сроков представления результатов;
  • -обсуждение возможных результатов работы по теме проекта;
  • -определение и распределение учебных задач и установление сроков их выполнения.

На втором этапе ученики вместе с учителем определяют тему, цели и задачи проектной деятельности, формулируют план действий, устанавливают критерии оценивания результатов.

Организационно-исследовательский этап включает в себя:

  • уточнение последовательности выполнения проектной работы;
  • распределение, сбор и обработка информации.
  • подготовка выводов и сопоставление с поставленными задачами и положениями гипотезы;
  • оформление результатов исследования и подготовка отчета.

На данном этапе ученики собирают, анализируют и обобщают материал, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, направляет действия учеников.

Этап представления результатов включает в себя следующие элементы:

  • подготовка презентации результатов;
  • публичная презентация проектной работы;
  • анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
  • оценка работы проектной группы в целом и каждого её участника.

На последнем этапе ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют самооценку своей деятельности, учитель выполняет роль участника коллективной оценочной деятельности.

Таким образом, на разных этапах проектной деятельности степень активности и самостоятельности учеников и учителя разная. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. В зависимости от того, как учитель заинтересует учащихся на первом этапе, будет зависеть выполнение проекта в целом. На заключительном этапе учитель должен помочь школьникам сделать обобщение, оценить работу каждого и работу группы в целом при выполнении проектной деятельности.

При оценивании проектной деятельности важно обращать внимание на:

  • актуальность проекта;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями;
  • высокая степень организованности группы, распределение ролей;
  • глубина проработки темы;
  • качественное выполнение проекта в определенные сроки;
  • -законченность работы;
  • -эстетика оформления результатов проведенного проекта.

Плюсы проектной деятельности

1.Развивает чувство ответственности, обязательности, серьезное отношение к учебе.

2.Ученик получает знания самостоятельно.

3.Есть возможность углубиться в изучение понравившейся темы.

4.Проектная деятельность учит самоконтролю, самооценке и самоанализу.

5.Создание условий для успешного интимно-личностного общения, основанного на внутренней мотивации возраста.

Минусы в проектной деятельности

1) Непонимание смысла проектной деятельности и ее сущности (на начальном этапе обучения).

Возможные выходы из ситуации:

1. Учителю необходимо объяснить смысл и сущность проектной деятельности.

2. Прочитать литературу.

2)        Проектное обучение подразумевает самостоятельность детей. Некоторые дети, лишившись привычного контроля со стороны взрослых, не выполняют домашние задания и другие требования учителя, что приводит к отставанию по программе.

Возможные выходы из ситуации:

1. Планирование деятельности (самостоятельно или совместно с учителем).

2. Представление результатов своей деятельности в интересной форме (тесты, викторины, конкурсы, игры и т.д.)

3) Совмещение традиционной и проектной деятельности. Возможные выходы из ситуации:

1. Не допускать совмещения разных систем обучения, а заниматься или по традиционному, или по проектному обучению.

4) Обработка информации.

Когда ребенок только пришел в проектную деятельность, ему сложно дается обучение, ведь пользоваться словарями, справочным материалом, писать конспекты он не умеет.

Возможные выходы из ситуации:

1. Проводить раз в неделю «уроки обработки информации». Учитель должен объяснить, что значит просмотровое чтение, составление конспекта и т.д. Дети пытаются самостоятельно обработать нужную им информацию.

Таким образом, использование метода проектов способствует формированию новых знаний и умений с использованием разнообразных форм работы, которые направлены на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Умело организованная проектная деятельность приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах.

 

Список литературы:

  1. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.
  2. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - № 5.
  3. Демидова Т.Е. Формирование познавательных интересов у младших школьников на уроках математики. – Брянск: БГПУ, 1997.

Практическая часть.

1 этап – проблема.

Сегодня я предлагаю вам стать участниками проектной деятельности на тему: «Зимнее окно». В чем проблема, почему мы можем взять эту тему? 

В зимний период на окнах появляются разнообразные узоры. У детей возникает вопрос: «Кто рисует на окнах?», «Как получаются узоры?»

Ежегодно, в преддверии новогодних праздников, помещение  класса наряжается в праздничное убранство. А почему бы не побывать в роли Мороза и не украсить окна?

2 этап – проектирование.

- Какие задачи будет решать этот проект?

Задачи проекта:

Учить создавать коллективную композицию из вырезанных фигурок.

Расширять представления детей о способах создания пластичных образов.

Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки.

Развивать коммуникативную, информационную компетентность.                   

Вызвать желание создать макет зимней прогулки.

- Какие проекты можно сделать в наших условиях?

3 этап – поиск информации.

- Где мы можем найти информацию по данному проекту? 

4 этап –  продукт.

Предлагаю поработать в группах. Украсить окно, чтобы оно стало зимним, сказочным. Для этого вам потребуется картон – макет окна, белая бумага, салфетки, вата, клей, ножницы и ваше воображение.

5 этап – презентация.

Посмотрим, что у вас получилось. Представители каждой группы демонстрируют отчет о проделанной работе. У вас получился продукт совместной деятельности. В его создании участвовал каждый член группы и внес свой вклад чтобы получить конкретный результат.

Каждая группа презентует своё «зимнее окно»

И в заключении хочется сказать. Метод проектов формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальных классах

Метод проектов на основе исследовательской деятельности не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусмат...

Мастер класс Проектная деятельность на уроках в начальной школе

 Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к ...

Сообщение по теме самообразования "Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе"

Исследовательская деятельность - это один из мощных инструментов по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в сре...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...

Мастер-класс "Проектная деятельность на уроках в начальной школе"

Мастер-класс для педагогов по проектной деятельности. Программа "Школа России", 2 класс, проект "Рифмы"....

Мастер – класс: “ Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальных классах

Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теорет...

ОТЧЕТ. Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»

Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обесп...