Математический калейдоскоп
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Смирнова Виктория Александровна

Математический праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon matematicheskiy_prazdnik.ppt999.5 КБ
Файл matematicheskiy_kaleydoskop.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Звучит музыка «Дважды два четыре»

Дети занимают свои места.

 Ведущий. Сегодня у нас математический праздник. Что вы ждете от праздника? Конечно, улыбок, шуток, песен, танцев, сюрпризов и подарков. Надеюсь, что надежды оправдаются. Наш праздник - не просто праздник, а праздник-игра.
        Будут звучать загадки, стихи, интересные задания. А вы станете их отгадывать. Тот, кто выполнит сложное задание самым первым, получит красный «умик», другие дети, которые тоже выполнят задания, но не такое сложное и не так быстро, получат зеленый «умик». Старайтесь не мешать друг, другу. В конце игры мы подсчитаем, сколько у вас «умиков» чтобы порадоваться, что вы такие умные, находчивые, сообразительные. Условия игры всем понятны?

  1. Мы праздник начинаем!

Его науке посвящаем.

  1. Он науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

  1. Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни все познать,

Измерить и исчислить.

  1. На праздник математики

Вы дружно все пришли.

  1. Мы очень ждали этой встречи,

И все старались, как могли!

Класс делится на три команды.

1.Математическая разминка.

За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

У Толи две пары варежек. Сколько у него варежек на левую руку?

У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?

У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

У Юры 3 кубика, у Гены 2 кубика. На столе коробка, в которой вмещаются 4 кубика. Смогут ли уложить в эту коробку все свои кубики?

На розовом кусте было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали розами. Сколько бутонов осталось нераскрытыми?

Сколько целых батонов хлеба можно составить из шести половинок?

Ведущий. Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики

         Как появились цифры? Кто их придумал? Как вы думаете? Расскажу вам о системе счисления племени Майя.

(показ презентации «Племя Майя»)

Племя Майя жило в Центральной Америке в течение первого тысячелетия и во время своего расцвета имело одну из наиболее развитых и очаровательных культур этого периода. Хотя они и не знали, что такое колесо и упряжные животные, но зато превосходили других в областях плетения, архитектуры и изготовления глиняной посуды. Но истинно поразительны были их достижения в областях астрономии и математики.

             Жрецы и астрономы племени Майя определили по солнцу, что продолжительность года составляет 365 дней  - 365.242 дня (современное измерение: 365.242198)

        Такие удивительно точные результаты были едва возможны без мощной системы записи числа.

Жрецы и астрономы племени использовали систему счисления с основанием 20. Первые девятнадцать чисел системы счисления были представлены точками и черточками, согласно таблице, которую вы видите на экране.        

        Нуль записывался как символ, похожий на раковину (домик улитки). Многозначные числа большие 19, записывались вертикально, начиная с единиц высшего разряда сверху вниз.

        Наша математика десятична, то есть, основана на кратных числа 10, а майянский "чистый счет" двадцатиричен, основан на числе 20.

У индейцев майя также существовала и иероглифическая запись чисел

Учитель. Цифры  вы знаете, молодцы! Покажите свои знания, умения и проявите смекалку и находчивость! За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

  1. Мне учиться очень нравится,
    Отвечать я не боюсь.
    Я могу с задачей справиться,
    Потому что не ленюсь.
    И прекрасна, и сильна
    Математика-страна!

    2.  Тут везде идёт работа,
    Всё подсчитывают что-то
    Всюду можно услыхать:
    раз, два, три, четыре, пять!


3. Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.

4.  Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьёв?
Сколько пальцев на руках?
Сколько в садике скамеек?
Сколько в пятачке копеек?

5. У стола 4 ножки,
5 котят у нашей кошки.
Раз, два, три, четыре, пять -
Всё могу пересчитать!

6.  Математика повсюду,
Глазом только поведёшь,
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь!

7.Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без устного счета

 Не сдвинется с места любая работа.

8. Без счета не будет на улице света.

Без счета не может подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата.

 И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Ведущий: Теперь переходим к игре. Слушайте загадки, придумывайте отгадки, получайте «умики».

  1. Какое число встречается в сказке о Царевне, которая заснула мертвым сном? (7 богатырей.)
  2. Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3.)
  3. Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика?
  4. Какая цифра похожа на висящий замок?
  5. Какая цифра показывает, сколько ушей у большого слона? А у маленького слоненка?
  6. Если цифра 6 перевернется, что случится?
  7. Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика?
  8. Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника?
  9. Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный
    стульчик для куклы.

     «Сосчитай-ка»

        1 команда:     2+1+3+2+1-4-5+7=

          2 команда:   1+0+8-5+3+2-6+4=

          3 команда:   0+3+2+1+4-7-2+8=

    «Грамматическая арифметика»

1 команда:      МАША + РОК = цветок.                   (Ромашка.)

                        БАРЫНЯ – Ы + И = дерево.               (Рябина.)

                        ШУРА + Г = плод.                              (Груша.)

2 команда:    КУСТ + KA = цветок.                           (Кактус.)

                       КОЛЯ + БО = плод.                              (Яблоко.)

                       ПАЛЬТО – А + О = дерево.                 (Тополь.)  

3 команда:     ЗЕБРА + Ё = дерево.                                 (Берёза.)

                       РИСОВАНЬЕ – СОВА + С = дерево.      (Сирень.)

                       СИЛА + ПЕНЬ = плод.                              (Апельсин.)

«Решай-ка»

1 команда:                

Ах, проказницы - лисички

Раздобыли где - то спички,

Стали спичками играть,

Спичек было ровно пять.

Одну спичку поломали,

А другую зажигали.

И пожар бы приключился,

Хорошо, что дождь пролился.

Мама спички отбирала,

Мама дочек отругала.

Сколько у лисичек

Отобрали спичек? (5-2)

2 команда:

Родились у мамы кошки

Шесть котят, такие крошки!

Как котята подрастали

Их ребятам раздавали.

Лишь Царапку и Пушка

Себе оставили пока.

Остальных котят с утра

Разобрала детвора.

Сколько маленьких котят

Оказалось у ребят? (6-2)

     

3 команда:

Сидел щенок, учил урок,

Не идет ученье впрок.

Он сидит и плачет -

Не решить задачу:

"К одному прибавить семь"

Он измучился совсем.

И из дому хоть беги,

Просит маму "Помоги".

Мы мешать не будем маме,

Мы решим задачу сами. (7+1)

 «Сравнилка» (поставить знак  больше, меньше или равно)

Для всех команд: сколько квадратов вы видите?

       

    На уроке каждый школьник 

   В сумке носит треугольник. 

   Ты же школьник, так скажи- 

   В треугольнике вершин 

   Сколько? Сможешь сосчитать? 

   -У него вершинок... 

   (три) 

  

   10. Есть ещё, дружок, квадрат- 

   Треугольнику он брат. 

   А теперь сказать изволь, 

   Что сторон в квадрате... 

   (четыре) 

Автор. Жили-были два брата:
            Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный (
выходит Квадрат-К),

Добродушный, приятный.
Младший – треугольный (
выходит Треугольник-Т),

Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.

К. Почему ты злишься, брат?

А. Тот кричит ему.

Т. Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

А.  Но Квадрат ответил:

К– Брат! Я же старше, я – Квадрат.
И сказал еще нежней:
– Неизвестно, кто нужней!

А. Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал...

Т. Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься без углов!

А. Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата...
Онемел... стоял без слов...
Т. Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Пришло время отдохнуть. Для вас занимательные  задачки.

Будьте внимательны!

В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке?                                   (Морковь – овощ, 4)

Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома?    (4)

На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?                

 (Ни одной – собаки не умеют читать).

Конкурс для зрителей «Закончи пословицу или поговорку»

        

(Первый, правильно ответивший, получает приз.)

 Лучше один раз увидеть...        [Чем 100 раз услышать.]

 Два сапога — ...                        [Пара.]

 Семеро одного...                       [Не ждут.]

 Семь пятниц...                          [На неделе.]

 Один с сошкой...                       [Семеро с ложкой.]

Конкурс команд «Отгадай загадку»

Ведущий. В загадках, также как и в пословицах, встречаются числа. Каждой команде задается по три загадки. За правильный ответ — по 1 баллу. Если команда не может ответить, право ответа передается другой команде. Команды отвечают по очереди.

На четырех ногах стою,

 Ходить я вовсе не могу.

 [Стол.]

Возле елок из иголок

 Летним днем построен домик.

 За травой не виден он,

 А жильцов в нем — миллион.

 [Муравейник.]

Ты со мной не знаком?

 Я живу на дне морском.

 Голова и восемь ног,

 Вот и весь я — ...

 [Осьминог.]

Нас семь братьев: летами все равные,

 А именами разные.

 [Дни недели.]

Четверо ребят

 В одной шубе сидят.

 А пятый в шубенке

 Стоит в сторонке.

 [Рука в варежке.]

Рядышком два стоят,

 Направо, налево глядят.

 Только друг друга совсем им не видно,

 Это, должно быть, им очень обидно.

 [Глаза.

Ведущий: Игра закончена. Прошу всех занять свои места. Внимание! Наступает самый ответственный момент — последнее задание. Подсчитайте, пожалуйста, красные и зеленые «умики». Красный «умик» дает 2 очка. Зеленый «умик»  - одно очко.

      Молодцы, ребята!

Жюри подводит итог, объявляет победителей.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса...

Устный математический журнал "Математический калейдоскоп"

Внеклассное занятие по математике в 4 классе в форме устного журнала. Включены творческие задания по математике, игры, логические задачи....

Занятие кружка "Математический калейдоскоп" для обучающихся 4 класса по теме " Математическое путешествие по легендам о Байкале"

Тема:       Математическое путешествие по легендам о БайкалеЦель:  обозначить экологическую проблему Байкала посредствоминтеграции фольклорного и математического материа...

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп"

Занятие математического кружка 4 класс. "Математический калейдоскоп". Занятие можно использовать как обобщающее в разделе геометрические фигуры....