Конспект урока «Решение задач разными способами. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления»
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Войнова Светлана Юрьевна

Умелое использование различных способов решения задач на уроках математики в начальных классах оказывет положительное влияние на развитие мышления детей, на формирование их личности, на интерес к математике. Данный урок показывает творческий поиск разных способов решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по математике.

Тема урока: «Решение задач разными способами. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления».

Задачи урока:

Личностные.         Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививат

        любовь к изучаемому предмету. Развивать логическое

        мышление учащихся.

Метапредметные.         Развивать наблюдательность, математическую речь,

        умение рассуждать, анализировать, обобщать,

        сравнивать.

Предметные.                 Совершенствовать известные случаи табличного

        умножения и деления. Закреплять умения решать задачи

        разными способами.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная,                 групповая, в парах.

Средства обучения:

        для учителя: учебник, записи на доске, карточки, мультимедийная установка.

        для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

Ход урока:

Организационный момент.

Без счета не будет на улице света.

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Поэтому математику называют королевой наук. Выучите ее хорошо, станете «королями». А поможет вам в этом сегодняшний урок.

Тема урока: «Решение задач. Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления».

Устный счет.

1.1. Опровергнуть или согласиться с утверждениями:

Все двузначные числа больше 9. (Истина).

Все однозначные числа нечетные. (Ложь).

Все числа от 50 до 60 больше 40. (Истина).

Все числа от 20 до 30 делятся на 5. (Ложь).

1.2. Сравните без вычислений:

5 + 5 + 5 … 5 · 3

10 · 2 … 10 + 10 + 10 + 10

3 · 6 + 3 … 3 · 7

4 · 9 – 4 … 4 · 7

429 · 125 … 125 · 429 Почему равенство? (Переместительный закон умножения. Формула a · b = b · a)

Приведите свои примеры.

1.3. Из чисел 12, 30, 42, 18, 36 выписать те, которые делятся на 6, но не делятся на 4. (30, 42, 18). Что общего во всех числах? (Двузначные, четные).

Назвать круглый десяток. (30).

Назвать число, в котором число десятков меньше числа единиц (18). Приведите свои примеры.

Какое однозначное число делится на 6, но не делится на 4.

1.4. Решите второй пример каждого столбика, используя решение первого примера.

13 · 5 = 65                12 · 5 = 60

13 · 6 =                 12 · 4 =

1.5. Представьте число 20 в виде суммы двух четных чисел. (18 + 2, 16 + 4, 14 + 6, 12 + 8, 10 + 10).

Сумма, это результат какого действия? (Сложение).

Какие числа называются четными? (Которые делятся на 2).

Число 698 четное или нет? Почему?

Представьте число 20 в виде разности двух нечетных чисел > 32 (31 – 11, 29 – 9, 27 – 7, 25 – 5,
23 – 3, 21 – 1).

Разность, это результат какого действия? (Вычитание).

Какие числа называются нечетными? (Которые не делятся на 2).

Работа над примерами.

Работа в парах.

Попрошу самих составить примеры, но так, чтобы

  2 = 10 (8 + 2 = 10)                  3 = 30 (27 + 3 = 30)

  2 = 10 (12 – 2 = 10)                   3 = 30 (33 – 3 = 30)

  2 = 10 (5 · 2 = 10)                  3 = 30 (10 · 3 = 30)

  2 = 10 (20 : 2 = 10)                  3 = 30 (30 : 3 = 30)

Чем похожи все примеры? (В них одно действие)

Где правильный ответ? Почему?        2 + 3 · 4 = 20

2 + 3 · 4 = 14

Какие правила на порядок выполнения действий вы знаете?

Применим эти правила на примерах.

70 – 4 · (12 – 3) =        (34)

630 : (628 ·1 + 2 : 1) =         (1)

Какие формулы вспомнили, решая этот пример? (a · 1 = a, a : 1 = a, a : a = 1).

Работа над задачей. 

«С одной яблони собрали 15 кг яблок, а с другой 30 кг. Все эти яблоки разложили в ящики, по 5 кг в каждый. Сколько ящиков потребовалось?»

Собрали – ? кг, 15 кг и 30 кг.

Разложили в ящ. По 5 кг.

Ящиков – ? шт.

I способ.         1) 15 + 30 = 45 (кг) собрали яблок с двух яблонь.

                2) 45 : 5 = 9 (ящ.) потребовалось.

Выражение. (15 + 30) : 5 = 9 (ящ.)

II способ.         1)15 : 5 = 3 (ящ.) потребовалось для яблок с первой яблони.

                2) 30 : 5 = 6 (ящ.) потребовалось для яблок со второй яблони.

                3) 3 + 6 = 9 (ящ.) потребовалось всего.

Выражение.         15 : 5 + 30 : 5 = 9 (ящ.)

Ответ: потребовалось 9 ящиков.

Какой способ легче?

Почему мы смогли решить задачу двумя способами? (и 15 и 30 делятся на 5).

Я хочу, чтобы задача решалась двумя способами при новых условиях:

  1. В ящике по 5 кг. Какие другие числовые данные я могу взять в первой строчке краткой записи? (5, 10, 15, 20, 25…)
  2. Какое другое количество яблок может быть в одном ящике и почему? (3, т.к. и 15 и 30 делятся на 3 без остатка).
  3. В ящике помещается только 4 кг. Какие числовые данные можно поставить в первой строчке краткой записи и почему? (12 и 20, 8 и 40… Главное, чтобы числа делились ровно на 4).
  4. С яблонь собрали 21 кг и 27 кг. По сколько кг яблок можно положить в один ящик и почему? (По 3. 21 и 27 делятся на 3).
  5. Составьте аналогичную задачу по выражению (12 + ) : 6. Какие числа можно поставить в  и почему? (6, 12, 18…, должны делиться на 6).

Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания.

45 + 10 = 55, a + 18 = 43, b – 24 = 51, c + 15 > 20.

Найти уравнения.

Что такое уравнение?

Что значит решить уравнение?

На каких еще уроках встречались с понятием «корень»?

I вариант. a + 18 = 43                IV вариант. a · 3 = 24

II вариант. b – 24 = 51                V вариант. b : 4 = 9

III вариант. 99 – c = 35                VI вариант. 50 : с = 10

Проверка.

Ученик с каждого варианта ищет карточку с «корнем» своего уравнения. Получается цепочка
25 75 64 8 36 5 25
Карточки переворачиваются и читается запись

О Т Л И Ч Н О

Логическая задача.

Работа в группах.

Детям демонстрируется 3 коробки с надписями:

Узнать, что находится в каждой коробке, если известно, что все надписи ложные.

Ответ: 1. конфеты.                 2. печенье.                3. бублики.

Проверка. Открываются коробки, детям и гостям раздаются сладости.

Рефлексия.

 Какие знания закрепил на уроке?

        Какие задания понравились?

        Какие задания показались трудными?

        Довольны ли вы своей работой на уроке?

Оценки за урок.

Домашнее задание: № 551 решить разными способами.

Печенье

Бублики

Печенье или конфеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач разными способами"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

урок математики по теме "Решение задач разными способами. Закрепление."

Нестандартный урок: занимательная игра - военные сборы накануне Дня защитника Отечества. Цель: отработь тактику решения задач разными способами. Составление задачи по схеме, решение разными сособами, ...

Урок математики для семинара .3 класс .Закрепление изученных случаев табличного умножения и деления .

                            ч   Урок – путешествие.( Закрепление изученного материала.)...

Урок математики. 3 класс. УМК "Перспектива".Числа от 0 до 100. Сложение и вычитание. Умножение и деление изученных случаев табличного умножения и деления. Решение задач.

Цель: проверить знания и умения, полученные при изучении раздела «Сложение и вычитание», закреплять умения решать задачи изученных видов, повторение изученных случаев табличного умножения ...