Учим таблицу умножения в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Фершукова Наталия Юрьевна

В начальной школе многие учителя сталкиваются с тем, что дети неохотно учат таблицу умножения. Я хочу поделиться опытом, как это сделать весело, полезно и интересно, уже в первом классе. В материал включены примеры ритмического счета, образной подачи материала , веселые стихи, которые помогают детям лучше запомнить примеры на умножение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_vyuchit_tablicu_umnozheniya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Учим таблицу умножения в 1 классе

   

     Это можно сделать вполне увлекательно! Вначале я рассказала детям, что когда давным-давно жили-были на свет лесные разбойники. Они грабили богачей и прятали свои сокровища. Чтобы не забыть про свои богатства, разбойники придумали особую таблицу. А потом про нее забыли…

Многие люди пытались воссоздать ее, чтобы найти сокровища. С помощью этой таблицы и мы могли бы добыть сокровища!

Вопрос: А что бы ты сделал, если бы получил богатство?


Помогаем себе ритмическим счетом,

Или некоторые примеры из ритмической части

Счет единицами (умножение на 1):

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 и обратно, на каждый шаг по кругу делаем хлопок в ладоши. Затем проговариваем ритмически 1 – это одиножды один, 2 – это одиножды 2, 3 – это одиножды 3 и т.д. Также двигаемся по кругу шагая и ударяя в такт словам в ладоши.

Счет парами (умножение на 2):

  1. 4  6  8  10  12 14 16 18 20 и обратно, через шаг ударяем в ладоши. Затем проговариваем с шагами и хлопками таблицу на 2: 2 – это дважды 1, 4 – это дважды 2, 6 – это дважды 3 и т.д.

Счет тройками, четверками, пятерками, шестерками производится аналогично.

Таким образом, выучивая с движениями в ритмическом счете числовые ряды, дети лучше понимают умножение и воспринимают таблицу.

 

Помогут также и веселые стихи Андрея Усачева про таблицу умножения. Их читаем на уроках и дома и учим наизусть. Привожу некоторые примеры.

Таблица умножения в стихах

от поэта Андрея Усачева

Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
1.
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один – один.

Один в поле не воин.
Одиножды два двое.
2.
Два атлета взяли гири.
Это:
дважды два – четыре.

Сел петух до зари
На высокий шест:
— Кукареку!.. Дважды три,
Дважды три – шесть!

В пирог вонзилась пара вилок:
Дважды четыре – восемь дырок.

Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.

Повстречался с раком краб:
Дважды шесть – двенадцать лап.

Дважды семь мышей —

Четырнадцать ушей!

Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног – шестнадцать.
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда.
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов –восемнадцать.

Дважды десять – два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.

3.
Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
трижды три выходит девять.

Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
Три умножить на четыре
Двенадцать месяцев в году.


Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять»?..
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять – пятнадцать пятен!

Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать – трижды шесть.
Трижды семь – двадцать один:
На носу горячий блин.

Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь – двадцать четыре.

Трижды девять – двадцать семь.
Это нужно помнить всем.

Три девицы под окном
Наряжались вечерком.
Перстни мерили девицы:
Трижды десять – будет тридцать.
4.
Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре –

шестнадцать голых ног.

Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки…
На каждой ноге – пять пальцев:
Четырежды пять – двадцать.

Шла на парад картошка в мундире:
Четырежды шесть – двадцать четыре!

Цыплят считают под осень:
Четырежды семь – двадцать восемь!
У Бабы Яги сломалась ступа:
«
Четырежды восемь» –

тридцать два зуба!  

 

Беж жубов ей нечем есть:
Четырежды девять –

«тридцать шешть»!

Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять – сорок.

5.

Вышли зайцы погулять:
Пятью пять – двадцать пять.


Забежала в лес лисица:
Пятью шесть выходит тридцать.

Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги  

За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь – тридцать пять!

Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь – вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять – сорок пять.

Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков
И хвостов у поросят:
Пятью десять – пятьдесят!
6.
Шесть сетей по шесть ершей —

Шестью шесть -  тридцать шесть.


А попалась в сеть плотва:
Шестью семь – сорок два.

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь – сорок восемь


Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет  

Пятьдесят четыре.

Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять – шестьдесят.
7.
Дураков не жнут, не сеют,
Сами нарождаются:
Семью семь – сорок девять
Пусть не обижаются!

Раз олень спросил у лося:
— Сколько будет
семью восемь?

 Лось не стал в учебник лезть:
Пятьдесят, конечно, шесть!

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек —

Шестьдесят три.

Учат в школе семь лисят:
Семью десять – семьдесят!
8.
Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемью восемь —

Шестьдесят четыре.

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два.

Самый лучший в мире счёт,
Когда наступит Новый год.
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять – восемьдесят!
9.
Свинка сыночка решила проверить:
— Сколько получится
девятью девять?
Восемьдесят – хрю – один! —

Так ответил юный свин.

Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять – девяносто.
10.
На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
Десятью десять получится сто:
Вся земля как решето!


Умножение на единицу,

или Первый закон таблицы

     Итак,  после длительной проработки устно, введения замены сложения умножением и понимания сущности действия умножения детьми, нам надо начинать рисовать таблицу. Именно рисовать, потому что мы ее рисуем цветными восковыми мелками разного цвета, выделяя определенные числа определенным цветом, чтобы вырисовывалась некоторая закономерность, о которой потом зададим вопрос детям. Сначала нарисуем первый столбец:
1х1 = 1
1х2 = 2…
1х12 = 12.
Не надо исключать умножения на 1 именно потому, что это очень легко. И дети с удовольствием откроют первую заповедь разбойников: при умножении на 1 получается то же самое число. То есть: умножить на 1 - это то же, что взять что-то один раз, это проще всего, это самое простое, само же число.

Вопрос: какая закономерность в этом столбце? Что вы заметили? Как просто запомнить правило умножения на 1?

   Можно сразу же провести параллель: умножить на 10 – это то же, что взять что-то десять раз. Скажем, если на десять пальцев надеть по 2 кольца – будет 20 колец. Это в десять раз больше, чем 2, и это много. А ведь известно, что разбойники любят украшения! Многие дети рады этому открытию, потому что они знают, что умножая на десять, мы получаем то же самое число, что и при умножении на 1, «только еще нолик на конце». Для таких «продвинутых» маленьких разбойников важно, что их знания пригодились, они смогли их реализовать, да еще и получили похвалу за сообразительность. На самом деле разбойникам нужна сообразительность, а не то бы их сразу же переловили.

   

Умножение на 2.
     Далее мы переходим к удваиванию. Удваивать довольно легко, достаточно что-то сложить с самим собой. Вначале я отложу на своей левой и правой руке одновременно по одному, двум, трем, четырем, пяти пальцам – так мы получим 2, 4, 6, 8, 10… 24. Потом показываем на разные предметы в классе и предлагаем их удвоить: количество дверей или окон, число мальчиков в классе и так далее. Когда  с этим мы справимся, то перейдем к рисованию таблицы умножения на 2.

     Потом обращаем внимание, что от перестановки чисел ответ не изменится. Так что работы в будущем нам существенно убавится, поэтому начнем записи не с 2х1, а с 2х2. Еще есть прекрасная разбойничья песенка:

«Дважды два четыре,

Дважды два четыре – это всем известно в целом мире.

Дважды два четыре,

Дважды два четыре – это всем известно в целом мире.

Дважды два – четыре, а не три, и не пять – это нужно знать!

Дважды два – четыре, а не пять и не семь – это ясно всем!»

В результате умножения на 2 получаются числа особенные. По пути мы заметим, что это числа, сплошь состоящие из двоек: 2, 4, 6, 8, … Напомним, что такие числа называются четные.

Вопрос: что можно сделать с четными числами?

Ответ: разделить пополам (проверяем на счетном материале).


Умножение на 4.
    Затем приступим к умножению на 4. Когда умеешь умножать на 2, это «пустяки, дело житейское». Умножить на 4 - это то же, что удвоить ответ для того, что уже удвоено, например 3х4 это 3х2х2, а что 3х2 это 6, как мы уже запомнили. 6 превратить в 12 не составит труда.

Некоторые подрастающие разбойники замечают, что в результате умножения на 4 в ответах получаются числа, которые встречаются в ряду на два, только «через раз».

Умножение на 3 и 6.
   Умножая на 3 и 6, мы освоим метод «дележки на три». Если сложить цифры в числе, умноженном на 3, 6 или любом другом, которое делится на тройку, то результат сложения цифр ответа всегда делится на 3.

     Например, 3х5 = 15, 1+5 = 6. 6:3=2. Или 6х8 = 48, а 4+8 = 12, кратно трем. А можно и в 12 цифры сложить, получится тоже 3, 3:3=1.  Так мы превратили умножение в еще одну игру.      Зададим какое-нибудь число, даже трех- или двузначное, и спрашиваем, делится ли оно на 3. Для ответа достаточно сложить цифры, что довольно просто. Если число делилось на 3, то я спрошу — «а на 6?» – и тогда нужно просто посмотреть: четное ли оно.

Умножение на 5.

С пятеркой иметь дело легко и приятно, потому что у каждого на руке по 5 пальцев – она хорошо запоминается. При умножении на 5 в ответе получается на конце либо 0, либо 5.

Вопрос: А когда получается нолик?

Ответ: при умножении на четное число.

 Следует обратить внимание на циферблат часов. В 1 часе 60 минут, и они разделены большими делениями по 5 минут.  Некоторые  дети уже это знают, можно засечь 5 минут и посидеть в тишине, слушая, как тикают часы в классе. А потом задать вопрос, долго ли длится время в течение 5 минут?

На этом знакомство с таблицей умножения в 1 классе мы приостанавливаем.

Проверка знаний, или Поиски клада

На последнем уроке по этой теме можно предложить игру. Утром дети находят в классе старинные послания, как найти клад. Их три. Расшифровав каждое, мы получим три цифры кода. Подставив их в нужные окошечки, откроется потайной ящик, где спрятана шкатулочка с сокровищами. В качестве загадок придумываем либо цепочку из примеров, ребус, задачу на умножение. А в шкатулку положим шоколадные денежки в золотой фольге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр по математике: "Учим таблицу умножения с увлечением"

Тема.«Учим умножение с увлечением». Табличное умножение. Цель:заучивание табличных случаев умножения в игровой форме. Форма проведения:фронтально, индивидуальн...

Учим таблицу умножения

https://2-na-2.ru/traning.ph...

Учим таблицу умножения

Тренировка вычислительных навыков...

Математический тренажёр: "Учим таблицу умножения" для 2-3 классов.

Математический тренажёр «Учим таблицу умножения» применяется на уроках математики к  любому  УМК  во 2 – 3 классах с целью отработки навыка табличного  умножения. (Используется инт...

Интерактивный тренажер"Учим таблицу умножения и деления" (2-3 класс)

Интерактивный тренажер создан для учащихся 2-3 классов УМК любой. Его можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Смена слайдов осуществляется по управляющим кнопкам....

Учим таблицу умножения. (Таблица на 6)

        Процесс заучивания таблицы умножения бывает долгим и мучительным. Не всем детям  удается быстро ее выучить . Я делаю электронные тренажеры, чтобы сделать процес...

Мастер-класс «Учим таблицу умножения»

Я хочу поделиться небольшим опытом,  как помочь ребёнку быстро и легко выучить таблицу умножения и использовать её в своей работе...