Урок математики в 1 классе по теме: «Число 7 и соответствующая ему цифра».
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Урок знакомит обучающихся с числом и цифрой 7, даёт представление о натуральном числе как характеристике класса равносильных множеств, совершенствует вычислительные навыки,  расширяет кругозор детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika.zip1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Направление работы: методические разработки в начальной школе 

НОМИНАЦИЯ: разработки уроков по предметам

Урок математики в 1 классе по теме: «Число 7 и соответствующая ему цифра».

  1. знакомство с числом и цифрой 7;
  1. представление о натуральном числе как характеристике класса равносильных множеств.
  2. совершенствование вычислительных навыков
  3. формирование навыка счёта (первый, второй …);
  4. определение состава числа СЕМЬ с использованием знака +.

Оборудование:

  1. магнитофон;
  2. демонстрационный дидактический материал «Сказочный счёт»;
  3. индивидуальная папка учащегося с дидактическим материалом    

     Н.В.Питкевич.

Ход урока.

  1. Организационный момент

1.Релаксация.

-Доброе утро, ребята! Сегодня наш урок мы начнём необычно. Я приглашаю всех вас в игровую зону класса и предлагаю сыграть в игру «Винегрет». Это упражнение поможет вам преодолеть стеснение и скованность, а также настроиться на активную плодотворную работу.

-Встаньте все в круг.

1) - Поменяйтесь местами те, кто пил на ужин чай.

2) - Поменяйтесь местами те, у кого есть в одежде синий цвет.

3) – Поменяйтесь местами те, у кого есть домашние животные.

4) – Соберитесь вместе те, у кого день рождения в ноябре.

5) – Соберитесь вместе те,  у кого примерно одного цвета волосы.

- Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение «Винегрет» помогло вам преодолеть в себе скованность чувств и реакции. И я приглашаю вас снова занять свои места за партами.

 

Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

II.Устный счёт.

А)  Нумерация чисел в пределах 20.

Счет от 1 до 20:

– прямой – девочки
– обратный –
мальчики

  1. Назовите числа от 4 до10; от 9 до 5.
  2. Назовите соседей числа 5; справа от; слева от; между числами;
  3. Назовите предыдущее числу 6; последующее числу 3.
  4. Как получить предыдущее число? Как получить последующее число?

 

Б) «Потерялось число»

  1. Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке? (Приложение 1.)
  2. Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место. (Приложение 2.)

   В)  Рефлексивно-оценочная деятельность

-Оцените свою работу на данном этапе урока.

Дети разукрашивают «Лестницу успеха». (Приложение 3.)

 

III. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

1) Постановка проблемы.

Отгадайте загадки:

* Есть пословица у нас
И она известна всем -
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо ...  - …( семь).

* Что это за 7 братьев:

годами равные,

именами разные? … (дни недели)

* Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд.     (
Радуга.)

- Что объединяет все загадки?

- Определите тему урока. ( Число и цифра 7) (Приложение 4.)

2) Открытие нового.

  1. Исторические сведения.

Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)

а) Работа с натуральным рядом чисел (по картине)

- Где в ряду чисел место числа 7? (после 6) (Приложение 2.)

- Что ещё можете сказать? (Стоит на седьмом месте, больше предыдущего числа 6 на 1 и меньше последующего числа 8 на 1)

- Если бы вам предложили показать число 7, как бы вы это сделали? (Счётными палочками, пальчиками, рисунком, цифрой…)

- К нам на урок пришли сказочные герои. Назовите эту сказку.  («Белоснежка и семь гномов»)

- Как, не считая, узнать сколько героев на полянке? Почему так решили? (На ответ указывает название.)  (Приложение 5.)

- Давайте проверим правильность нашего предположения. Считаем вместе. (Один, два, три… )  

- Кто может посчитать героев по-другому? (Первый, второй, третий…)

IV. Физминутка.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним поклонов (7).

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков (7).

Сколько вязаных клубков.

Столько сделаем хлопков (7). (Приложение 6.)

V. Знакомство с цифрой  7 

А) -- Рассмотрите цифру. Подумайте,  на что она похожа. (Приложение 4.)

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.

Б) -- Сейчас мы с вами будем учиться писать цифру 7.

Цифра 7, цифра 7,
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.

В) -- Выложите ниточкой цифру 7 на бархатной бумаге.

Г) -- Напишите цифру 7 в воздухе, а потом на спине у соседа.

Д) -- Запишите цифры в тетради.

Е) Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.

(Работа на карточке, в паре.)

VI. Изучение нового материала. Состав числа 7.

А) Заполните домики под № 8 жителями, используя индивидуальные компьютеры.

Б)  Состав числа 7.

     

     Задачи в стихах:

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
3 + 4 = 7

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
5 + 2 = 7

У меня в руках покупка:
Шесть ножей и мясорубка.
Сколько я принес предметов,
Расскажите-ка об этом.
6 + 1 = 7

   

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трех окуней.

Рыбак Евсей – четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

4 + 3 = 7

В)  Рефлексивно-оценочная деятельность

V. Закрепление изученного материала. Повторение пройденного.

1. Логическое задание. Поговорка.

    Расставьте геометрические фигуры в порядке убывания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.) Приложение 7.

2. Дни недели. Повторение состава числа 7.

  1. О каком человеке говорят, что у него “семь пятниц на неделе”? (о том, кто часто меняет свои решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний)
  2. А вы знаете дни недели по порядку?

          Назовите их скорей,

          Если в счете не собьемся,

          Ровно семь получим дней.

  1. Какой день первый; третий; последний; сегодня; вчера; завтра?
  2. Сколько в неделе рабочих дней? (5) А выходных? (2) Как получить количество всех дней в неделе? (5+ 2 = 7)
  3. Какая в неделе по счёту суббота? Что нужно сделать, чтобы получить воскресенье?  (6 + 1 = 7)

  1. Работа с дидактическим  материалом «Сказочный счёт»

4.  Рефлексивно-оценочная деятельность (Приложение 3.)

VI.Подведение итога.

Какое число было главным сегодня на уроке? Назовите состав числа 7.

Рефлексивно-оценочная деятельность. (Приложение 3.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация к уроку математики 1 класс на тему "Число и цифра 8."

Презентация к уроку математики в 1 классе по системе"Школа 2100"....

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Числа 0-10"

Представляю презентацию к уроку математики 1 класс по теме:Числа  0 - 10Основные цели:·         Обобщить и закрепить:      - знани...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Урок математики 1 класс по теме "Число и цифра 7" УМК "Перспектива" автор учебника Л.Г. Петерсон

Урок разработан в технологии системно-деятельностного подхода,ориентирован на формирование умения учиться, а также готовности к саморазвитию и самовоспитанию. На уроке открытия нового знания особое вн...

Урок математики 1 класс "Перспектива" .Тема "Число и цифра 1"

Первый урок в теме. Учащиеся в игровой форме знакомятся с числом и цифрой 1. Учатся оценивать всою учебную деятельность....

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"

Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года .  Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...

Разработка урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Разработка урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4". Представлен подробный конспект урока по УМК "Перспектива"...