Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
    рабочая программа по математике (2 класс) по теме

    Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Зенинская средняя общеобразовательная школа

    Вейделевского района Белгородской области»

     Утверждаю:

    Директор МОУ «Зенинская СОШ»

    __________/Ткаченко В.И./

     Приказ №________

    от «_______»_______2012  г.

    Программа   внеурочной деятельности

    по    общеинтеллектуальному направлению

    «Занимательная математика»

    Срок реализации: 1 год

    Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет

                       Учитель  начальных классов:      

                                                                                   Бескишко Людмила Петровна

    Зенино 2012

    Программа   внеурочной деятельности  :

    по    общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»

     

     

    Автор программы: Бескишко Людмила Петровна

            

    Программа рассмотрена  и утверждена на заседании педагогического совета от «_______»_______2012  г.,протокол №_____

     

        Председатель___________

    I. Пояснительная записка

               Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  

             Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

    Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности1 в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

    Задачи программы:

    1. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
    2. развитие краткости речи;
    3. умелое использование символики;
    4. правильное применение математической терминологии;
    5. умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
    6. умение делать доступные выводы и обобщения;
    7. обосновывать свои мысли.

    Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

    1. формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
    2. освоение эвристических приёмов рассуждений;
    3. формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
    4. развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
    5. формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить

    и проверять простейшие гипотезы;

    1. формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
    2. привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. 

    Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

    1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
    2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
    3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
    4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

    Предметные результаты отражены в содержании программы.

    Возраст детей – 7-8 лет

    Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 мин. Всего 34 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

             

           Формы и режим занятий

          Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

          Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

    Математические игры:

    1. «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
    2. игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
    3. игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
    4. игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
    5. математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
    6. работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
    7. игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»[1].

     

    Универсальные учебные действия:

    -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

    -моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

    -применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

    -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

    -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем- х «опросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

    - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

    -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

    -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

    Мир занимательных задач

    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

    Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

    Универсальные учебные действия:

    1. анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
    2. искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
    3. моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
    4. конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
    5. объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
    6. воспроизводить способ решения задачи;
    7. сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
    8. анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
    9. оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
    10. участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
    11. конструировать несложные задачи.

    Геометрическая мозаика

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

    Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

    Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

    Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

    Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

    Форма организации обучения — работа с конструкторами:

    моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», ■   «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

     Универсальные учебные действия:

    -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

    -ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

    -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

    -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

    -анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

    -составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

    -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

    -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

    -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

    -анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

    -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

    -осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

    1. осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
    2. осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
    3. установка на безопасный здоровый образ жизни;

    Метапредметными результатами являются:

    1. способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
    2. способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
    3. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
    1. умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
    2. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
    3. умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
    4. умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

            

    5. Формы и виды контроля.

    - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

    - Проектные работы.

    - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

    - Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

    - Турнир по геометрии.

    - Блиц - турнир по решению задач.

    -Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

    -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

                                      Учебно – тематический план

    № п/п

    Разделы программы и темы учебных занятий

    Кол-во

    часов

    Характеристика деятельности

    Сроки проведения

    1.

    «Удивительная снежинка»

    1

           Изометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

    2.

    Иrpa «Крестики-нолики»  

    1

    Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

    3.

    Математические игры

               Числа от 1 до 100

      Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

    4.

      Прятки с фигурами

              Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

    5.

      Секреты задач

     

      Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

    6-7

    «Спичечный» конструктор

    Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

    8.

      Геометрический калейдоскоп

    Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

    9.

      Числовые головоломки

    Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

    10.

     «Шаг в будущее»

      Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

    11.

    Геометрия вокруг нас

     

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    12.

    Путешествие точки

    Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

    13.

     «Шаг в будущее»

    Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

    14.

     Тайны окружности

    Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    15.

    Математическое путешествие

    Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

    1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

    16-17

    «Новогодний серпантин»

    Математические игры,   математические головоломки, занимательные задачи.

    18

    Математические игры

    Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».  

    19.

     «Часы нас будят по утрам...»

    Определение времени по часам с точностью циферблат  с подвижными стрелками.  

    20.

    Геометрический калейдоскоп

    Задания на разрезание и составление фигур.

    21.

     Головоломки

    Расшифровка закодированных слов.

    22.

     Секреты задач

    Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

    23.

     «Что скрывает сорока?»

    Решение и составление ребусов,  

    24.

    Интеллектуальная разминка

     Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

    25.

     Дважды два — четыре

    Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица множения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».  

    26-27.

    Дважды два — четыре

    Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

    28.

     В царстве смекалки

    Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

    29.

     Интеллектуальная разминка

    Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

    30.

    Тема 30. Составь квадрат

    .

    Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

    31-32.

    Темы 31-32. Мир занимательных задач

    Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..

    33.

     Математические фокусы

    Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

    34.

      Математическая эстафета

     

    Решение олимпиадных задач

    Содержание программы

    Числа. Арифметические действия. Величины

    Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

    Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

    У

    Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

    Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

    Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

    Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

    Занимательные задания с римскими цифрами.

    Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

    Материально-техническое обеспечение

    1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
    2. Комплекты карточек с числами:

    -0,1,2,3,        4, ...,9(10);

    -10,20, 30, 40,..., 90;

    -100, 200, 300, 400,..., 900.

    1. «Математический веер» с цифрами и знаками.
    2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
    3. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
    4. Набор «Геометрические тела».
    5. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
    6. Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
    7. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

    Литература для учителя

    1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. - № 7.
    2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
    3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
    4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
    5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.

     


    [1] 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

    Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

        Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

    ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

    Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

    Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

    Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

    .РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...