.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Корсунова Татьяна Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Математика и конструирование»

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования, с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей, запросов обучающихся и авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.

 Курс предназначен для обучающихся  начальной школы. Интегрированный курс, объединяющий два предмета: математику и трудовое обучение, направлен на развитие мыслительной и конструкторско-практической деятельности. Основная цель курса - обеспечить числовую грамотность обучающихся, дать начальные геометрические представления. Внимание уделяется развитию логического мышления и пространственных представлений детей  и формированию компьютерной грамотности.  

    Курс «Математика и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального  развития личности.

  • Цель:     обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые  умения и  навыки, познакомить с основами конструкторско-практической  деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической  грамотности и технических умений и навыков учащихся.
  • Задачи:

 создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических     представлений, знаний и умений учащихся ;

      помогать формировать элементы конструкторских и графических умений;

            развивать воображение и логическое мышление детей;.

   одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность ,развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

   

Программа по внеурочной деятельности «Математика и конструирование »

                    для 1 класса, рассчитанная на 33 часа в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

   Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты 

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия 

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

 Учащиеся должны уметь к 1-му году обучения:

  • чертить отрезки  прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол
  • многоугольника;
  • делить фигуру на  заданные части и собирать фигуру из заданных  частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
  • определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
  • соблюдать правила безопасности;
  • изготавливать несложные аппликации;
  • поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.

  Содержание  курса «Математика и конструирование»

     Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения: математику и трудовое обучение.

        Идея интеграции предметов определяет содержание и структуру курса, основными положениями которого являются:

  • преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии;
  • усиление геометрического содержания начального курса математики за счет углубления в изучении уже имеющегося программного материала, так и за счет расширения содержания его геометрической составляющей: изучаются свойства диагоналей прямоугольника (квадрата) и способы построения этих фигур на нелинованной бумаге с использованием этих свойств; рассматривается взаимное расположение на плоскости различных фигур ( в том числе вписанного в окружность прямоугольника, двух окружностей), в курс включено знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида), телами вращения (цилиндр, шар, сфера);
  • изменение содержательной и графической линии технологии, дополнение его заданиями, которые создают условия для формирования и развития умений проводить моделирование, для развития элементов конструкторского мышления, для повышения технической грамотности учащихся: дети учатся читать и выполнять технические рисунки, технологические карты, чертежи.

Математическая часть курса условно разделена на 2 блока:

  1. арифметический, который полностью соответствует программе по математике курса начальной школы;
  2. геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линия, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.

Содержание курса - геометрическая составляющая.

        Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

        Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д.  Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

        Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

        Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

        Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

        Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

        Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

        Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

        Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

        Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебники и учебные пособия:

  • Тетрадь по математике и конструированию.  1 кл.  Волкова С.И., Пчелкина О.Л. - Просвещение, 2015.
  • Сборник "Рабочие программы Начальные классы. 2011, Просвещение

Методические пособия:

  • Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование в 1 кл. (1-4): Пособие для учителя - Просвещение, 2015.
  • Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  • Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  • Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002

Оборудование. Игры.

  1. игра «Танграм»;
  2. набор геометрических фигур;
  3. компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  4. набор «Математика и конструирование».

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1.

Введение учащихся в материал курса. Точка.  Линия. Изображение точки и линий на бумаге

1 час

2.

Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая.

1 час

3.

Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой.

1 час

4.

Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой.

1 час

5.

Горизонтальное,  вертикальное,  наклонное положение прямой на плоскости.

1 час

6.

Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям.

1 час

7.

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины.

1 час

8.

Повторение и закрепление пройденного

1 час

9.

Конструирование  модели самолета из полосок бумаги

1 час

10.

Изготовление аппликации «Песочница»

1 час

11.

Луч

1 час

12.

Сравнение отрезков с помощью циркуля

1 час

13.

Сантиметр

1 час

14.

Геометрическая сумма и разность двух отрезков

1 час

15.

Угол. Развернутый угол

1 час

16.

Прямой угол. Непрямой угол

1 час

17.

Виды углов: прямой, тупой, острый.

1 час

18.

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

1 час

19.

Закрепление пройденного

1 час

20.

Многоугольник

1 час

21.

Многоугольник

1 час

22.

Прямоугольник

1 час

23.

Противоположные стороны прямоугольника

1 час

24.

Квадрат

1 час

25.

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

1 час

26.

Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром

1 час

27.

Повторение и закрепление пройденного

1 час

28.

Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник»

1 час

29.

Повторение и закрепление пройденного

1 час

30.

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

1 час

31.

Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей

1 час

32.

Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик»

1 час

33.

Творческие работы. Выполнение мини проектов

.1 час.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  составлена по программе Волковой С.И....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа составлена на основе программы: Программа и планирование учебного курса 4 класс. « Математика и конструирование» (М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Математика и конструирование" 1 класс УМК Школа России...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс....