Математика в углу (угол, виды углов)
план-конспект урока (математика, 4 класс) на тему

Пчелинцева Любовь Николаевна

 

Урок математики в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"к учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой "Математика". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_klasse.doc58 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

19.04.2012г.

Урок математики в 4 «б» классе»

(В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика»,

УМК «Начальная школа ХХI века»)

Учитель: Пчелинцева Л.Н.

Тема: «Математика в углу (угол, виды углов)»

Дидактическая цель: создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы:угол, прямой угол, острый угол и тупой угол; для наблюдения за геометрическими фигурами и решения геометрических задач.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Задачи урока:

  1. обучающие: учить находить и различать виды углов; познакомить с понятиями «острый угол», «тупой угол»;
  2. развивающие: развивать внимание, умение анализировать и делать выводы; развивать творческие способности;
  3. воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство взаимовыручки, взаимопомощи; внимательное отношение к окружающему миру.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  1. Словесный (беседа, фронтальный опрос);
  2. Наглядный (демонстрационный материал, презентация);
  3. Практический (моделирование, упражнения);
  4. Аналитический;
  5. Самостоятельной работы учеников (письменная  работа, выполнение  творческого задания).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

Для учителя -  презентация, демонстрационный материал: угольник, раздвижная модель угла, карточки с заданиями.

Для ученика -  учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, раздвижная модель угла, модели  веселого и задумчивого человечков, цветные карандаши.

Ход урока.

I. Организация класса

Учитель: Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

-  Урок у нас сегодня необычный. Во-первых, необычность нашего урока в том, что к нам пришла сама Царица наук – Математика, пришла не одна, вместе с ней  гости – учителя нашей школы; во-вторых, вы будете выполнять необычные задания и даже играть в необычную игру, получите необычное домашнее задание; ну, и в-третьих, тема нашего урока звучит необычно: как?.... Через пару минут вы узнаете.. А пока откройте тетради, запишите дату, вид работы. Помните о правильной посадке при письме. .(Слайд 1)

II. Подготовка к восприятию нового.

1) - Предлагаю решить геометрический кроссворд.(Слайд 2)

  1. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
  2. Геометрическая фигура,  имеющая радиус и диаметр. (Круг).
  3. Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
  4. Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

-  Прочтите слово, получившееся по вертикали. (Угол).

III. Постановка цели урока.

–  Подумайте, можно ли по содержанию этого кроссворда определить тему нашего урока.

 (Дети предлагают свои варианты).

– Тема сегодняшнего урока (как я и обещала) необычная  – «Математика в углу». (Слайд 3.). Но мы Математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим на почетное место. Математика будет зорко следить за вашей работой на уроке, поможет мне при оценке выполненных вами заданий.

Почему  так звучит тема – догадаетесь в процессе урока и поделитесь мне своими догадками. На уроке мы повторим ранее изученное об углах, познакомимся с новыми понятиями – видами углов.

– Как вы думаете, какова будет учебная задача  урока?

– Задача урока – научиться находить и различать углы  , чертить углы различных видов.

IV.  Организация восприятия и осмысления новой информации.

1) Актуализация знаний.

– Какая геометрическая фигура называется углом? Дайте определение. (Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки).

– Покажите на ваших моделях угол. Покажите лучи. Покажите точку. А теперь продолжите высказывание

Лучи — это …( стороны ) угла.

Точка — это …( вершина) угла.

– Начертите в тетради угол. На доске это же задание выполнит…

– Обозначьте его. Проверьте правильность выполнения данного задания. Запишите обозначение угла (уч-ся, стоящий у доски также записывает).

– А можно ли обозначение этого же угла записать по-другому? (Можно, например,  

    АОВ,         ВОА )

2) Подготовка к восприятию и осмыслению новой информации.

Игра «Угол дал им имена». (Слайд 4)

– Какая фигура «лишняя»? (прямоугольник).Почему? (Все фигуры получили свое «имя» по количеству углов, прямоугольник – по виду углов).

– Какие углы у прямоугольника? (Прямые).

 – Начертите в тетради прямой угол. С помощью какого инструмента вы будете выполнять задание? (Угольника).

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один учащийся – на доске.

 – Обозначьте его.(Учитель проверяет, проходя по рядам, учащиеся – у выполнявшего на доске).

3)  Восприятие и осмысление новой информации.

– Наша гостья приготовила вам задание. (Слайд 5)

М.: - Какой угол прямой?

У.: - Каким образом вы будете находить прямой угол среди других углов? ( С помощью угольника).

М.: - Какой из углов больше прямого? Меньше прямого? Правильно.

– Эти углы имеют свое название.(Слайд 6)

У.: - Спасибо тебе, Царица наук. Думаю, ребята запомнили их названия и смогут находить их среди множества углов.

V. Первичная проверка понимания.

– Сейчас я это и проверю. Возьмите модели углов, покажите на них острый угол, тупой угол.

– У вас на партах лежат карточки. Вам нужно закрасить красным цветом прямые углы, синим – тупые и зеленым – острые.

– Проверьте . (Слайд 7)

– Молодцы! Немного устали? Пора отдохнуть.

Физминутка.

(Слайд 8)

У.:  Я не ошибусь, если скажу, что одна из любимых вами спортивных игр – баскетбол. Предлагаю сыграть, но в необычный. А математический баскетбол. Верный ответ – и мяч в корзине. Наша гостья мне поможет (правильный ответ – мяч в корзину).

  1. Продолжи высказывание: « угол – это…».
  2. Стороны  угла – это …(лучи)
  3. Вершина угла – это …(точка)
  4. Углы бывают… (Прямые. Острые. Тупые)
  5. Тупой угол – угол, который…(больше прямого)
  6. Острый угол – угол, который…(меньше прямого)
  7. Какая геометрическая фигура называется многоугольником? (…три и более углов)
  8. Истинно ли высказывание: « Если фигура АВСD – квадрат, то фигура АВСD – прямоугольник? (Да)
  9. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
  10. Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)

VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление).

1) Работа в тетрадях на печатной основе.

– Откройте рабочие тетради на стр.   Выполните номер ….(Проверка)

2) Упражнение на построение углов.

– Открыли обычные тетради. Поставьте произвольно точку. Проведите от нее 2 луча так, чтобы между ними образовался острый угол. Закрасьте его лучи зеленым цветом.

Аналогично идет построение прямого(красным цветом) и тупого(синим цветом) углов.

Трое учащихся по очереди выходят к доске и выполняют данное задание цветными мелками.

VII. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (применение знаний и умений в новой ситуации).

– Наша гостья Математика вам сейчас раздаст листы бумаги. Но прежде послушайте задание.

Попробуйте смоделировать понятия прямой угол, тупой и острый углы в технике оригами. Задание творческое. Вы много изготовляли  поделок с применением  такой техники. Вам нужно вспомнить или представить какие-либо изделия, в которых были бы видны изучаемые нами виды углов. Предлагаю разделиться на группы: 1-я смоделирует прямой угол., 2-я – острый и третья – тупой.

(Учащиеся изготовляют модели  и показывают на них вид угла)

VIII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

– Трудное было задание, но вы с ним справились. Молодцы! Предлагаю немного отдохнуть.

– Совсем недавно, ровно неделю назад, отмечался День космонавтики. Вы помните,  презентацию «Сказки звездного неба». Посмотрите на слайд, (Слайд 9 )Вспомните его название.(Волопас). А кто вспомнит и расскажет, почему оно так названо? (Если дети не помнят, то учитель сам рассказывает).

 – Волопас – очень древнее созвездие. Этого героя называют землепашцем, погоняющим 7 впряжённых  в плуг быков (7 звёзд Большой медведицы), или охотником, преследующим её. Само его название говорит о близости к полюсу, а название его ярчайшей звезды Арктур – означает по-гречески «сторож медведя». Миф  о Волопасе гласит о том, что он был братом афинского царя Эрехтея, который лишил его власти и выгнал. Долго странствовал Волопас в бедности: был охотником и пастухом, пока не изобрёл плуг и научил людей возделывать землю.

– Какую геометрическую фигуру вам напоминает созвездие? ( четырехугольник). (Слайд 10 )

– Назовите и запишите в тетради  все углы. Какого они вида?

– Сравните их.

IX. Контроль и самопроверка знаний.

– Какая была тема нашего урока? Почему она так необычно называлась?

– Какую учебную задачу  мы поставили перед началом изучения нового материала?

–  Расскажите о чём говорили на уроке по плану:

Слайд 11

  1. Что такое угол?
  2. Какие виды углов изучили?

– Какого достигли результата?

– Что помогло достижению успеха?

–  Чью  работу на уроке вы могли бы отметить?

X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

М.: –  Ребята, я внимательно следила за тем, как вы работали на уроке. Мне понравилось, молодцы! Справились со всеми заданиями. А потому я приготовила для вас сюрприз, внутри которого вы найдете домашнее задание. (Разноуровневое). Мои отметки за урок такие: … (называет Ф.И. уч-ся и балл)

У.: - Я согласна с Царицей Математикой, поэтому ставите себе в дневник следующие отметки: …. .

XI. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Если вы себя сегодня на уроке чувствовали уютно, вам было интересно, и вы во всём разобрались, то покажите мне весёлого человечка.

- Если у вас что-то не получалось, вам было трудно разобраться с новым материалом, то покажите мне задумчивого человечка.

–  А вот моё мнение об уроке, оценка вашей работе на нем Слайд 15


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 2 кл. "Угол. Виды углов и треугольников."

На этапах "Новый материал", "Практическая работа" и "Творческое задание" к уроку математики во 2 кл. на тему "Угол. Виды углов и треугольников" можно воспользоваться данной презентацией....

Презентация к уроку математики 2 кл. "Угол. Виды углов и треугольников." (для этапа "Устный счёт")

Данную презентацию можно использовать во второй части устного счёта к уроку математики во 2 классе "Угол. Виды углов и треугольников." (см. мой конспект к этому уроку). Ребятам предстоит справиться с...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “ос...

МАТЕМАТИКА В УГЛУ (УГОЛ, ВИДЫ УГЛОВ)

Познакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Восп...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. ...

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...

Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов"

Конспект открытого урока во 2 классе по математике на тему "Угол. Виды углов. Построение углов". Урок разработан с учетом особенностей слабовидящих детей....