Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Михайлова Татьяна Анатольевна

Цель:

познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать  познавательный  интерес  к  математике,  формировать  первичные  геометрические  навыки,  речевую культуру,  мыслительные процессы.

Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги,  ножницы, кружок  красного цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.ugol_._vidy_uglov.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок математики в 4-м классе по теме:

"Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель:

познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать  познавательный  интерес  к  математике,  формировать  первичные  геометрические  навыки,  речевую культуру,  мыслительные процессы.

Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги,  ножницы, кружок  красного цвета.

Ход урока:

I. Организация класса

II. Вступительное слово.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика.

  - А чем же мы будем сегодня заниматься? Давайте, определим тему урока.

 Я загадываю загадки, а вы отгадывайте.

У него угла четыре.
Все углы равны, прямые.
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Это чудо наш угольник
Назовем (
четырехугольник).
(В нем надпись: “Матема”.)

Он давно знакомый мой.
Он весь ровный и прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (
квадрат).
(В нем надпись: “тика”.)

Я похож, друг, на тарелку.
Колесо кручу, как белка.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто (
круг).
(В нем надпись: “в”.)

Посчитай и посмотри:
У меня три стороны.
Три вершины, три угла                        
Как зовут меня друзья? (
Треугольник)
(В нем надпись: “углу”.)

Так как же называется наш урок?

Вывешиваю все фигуры и читаем тему урока. « МАТЕМАТИКА В УГЛУ»

III. Сообщение темы урока

«Математика в углу». Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети.)

IV. Знакомство с народными традициями

 Но мы математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим в красный угол.

Ребята,  а кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)

V. Сообщение целей урока

  Вот сегодня мы  узнаем, как получается угол,  вспомним названия углов  и отличие их друг от друга.

VI  Подготовительная работа к восприятию нового.

Расшифруйте слова, какие инструменты нам нужны сегодня:

НЕЙЛИКА (линейка)

ДАШРАНКА (карандаш)

ТИЛСОК (листок)

(Вывешиваю эти предметы.) Какой предмет лишний? Почему? ( Листок не относится к математике.)

Все эти предметы помогут нам сегодня сделать большое открытие.

- Но каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради.

VII. Работа в тетради.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).

VIII. Повторение пройденного.

 Итак,  мы повторили геометрические фигуры.  А из чего состоят геометрические фигуры? ( из линий)

- Кто вспомнит, какие бывают линии? На доске линии. (кривые, прямые, замкнутые, незамкнутые).

Начертите прямую линию. Теперь “отрежем” от прямой  часть 4 см и начертим его в тетради. Как эту часть  можно назвать? (Отрезок). Чем отличается прямая от отрезка или наоборот?

  Отрезок имеет начало и конец, а прямая бесконечна. ( показываю прямую желтого цвета).

  - Вот у меня прямая линия, а вот волшебница Точка. Захотелось точке погулять по прямой, вдруг она остановилась и задумалась.  Что получилось? ( два луча с одним началом).

 - Не может точка сдвинуться с места, ножницы решили помочь ей и сделали так:

(разрезаю прямую). На что это похоже?  На луч солнца. Правильно. Эта фигура и называется — луч. Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет.) А с другой стороны? (Да, до бесконечности.) Луч имеет начало, но не имеет конца.

 - А какие предметы еще могут быть похожи на луч?

 -  Стала точка важной и  стали ее называть «Вершиной угла». А лучи тоже считали себя важными и назвались  Сторонами.

Что получилось?  2 луча. Не захотели половинки жить отдельно и соединились. Получилось так. А вот если к солнышку добавить еще один луч, то, как вы думаете, какая фигура получится?  

Угол.

 

 

( Проделываю  работу и   прикрепляю  все это на доске).

IX. Работа над новым материалом

Так что же такое угол?

Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Лучи — это стороны угла.

Точка — это вершина угла.

 В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол — это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы?  Парта,  стол,  стул,  книга,  доска, шкаф, портфель, дом и т.д.

Каждый угол имеет название. Какие углы вы знаете?  С помощью чего можно проверить угол? ( угольник)

        

(На доске начерчены фигуры). У вас тоже есть углы, проверьте углы, под № 3, 1, 2 Какие углы? А теперь дочертите линии, какие у вас могут получиться геометрические фигуры?

Углы

ФИЗМИНУТКА .

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Много ль надо нам ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачек.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

X. Обобщение.

   Чем они различаются  углы?

Углы квадрата называются прямыми. Угол, который шире прямого, называется… тупой. Угол меньше прямого или уже его называется…. острый.

 - А кто знает, что это за предмет? ( транспортир). Для чего он нужен? Это такая линейка, на которой написаны градусы для определения углов.

Разные углы

У каждого индивидуальная карточка с разными углами.  Каждый выполняет  задание.

 ( записать номера в тетрадь)

1  —  Записать номера прямых углов.

2  — Записать номера тупых углов.

3  — Записать номера острых углов.

XI. Практическая работа по изготовлению прямого угла

  Наш друг карандаш построил себе домики , но  чем они различаются?  Как вы думаете, ребята?


(Не ровные углы).

Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами.”

Давайте поможем Карандашу исправить эту ошибку. Но как? Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю).  А бывает так, что нет угольника, а угол надо  проверить.

 - В этом нам поможет обыкновенный лист.

-Загните любой угол листа  вот так (показываю). А теперь сложите еще раз так, чтобы части линии сгиба совместились. Вот и получится прямой угол.

-Давайте проверим, у всех ли получился прямой угол. (Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник.)

  - Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой. Ну, как говорится, всему свое время.

Закрепление пройденного.

- Люди, каких профессий чаще встречаются с углами?

( Конструктор, инженер, дизайнер, строители и т.д. )

А теперь поиграем в игру “Строители”. (Из палочек построим прямой угол: из 2-х палочек — один угол, из 3-х палочек — два угла, из 4-х — четыре прямых угла. Постройте тупой и острый угол из палочек.)  Молодцы, ребята!

XIII. Итог урока.

У каждого лежит лист с заданием.

1. Подумай,  что ты сегодня узнал (а)?

2. Повтори про себя важные определения

Угол – это….

Луч – это…

Точка – это….

3. Проверь свои знания ( тест)

Тест.

Угол – это :

а) фигура, состоящая из двух вершин;

б) геометрическая фигура;

в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.

2. Углы бывают:

а) только тупые;

б) острые, прямые.

в) острые, прямые, тупые.

Точка – это:

а) середина угла;

б) вершина угла;

в) не нужна  для построения угла;

Поменяйтесь работой с соседом, он проверит вашу работу.

Оцените свою  и мою работу на уроке.

1. На уроке я работал

 Активно   /    пассивно

2. Своей работой на уроке я

 Доволен   /    не доволен

3. Урок для меня показался

 Коротким  /   длинным

4. За урок я

  Не устал   /   устал

5. Моё настроение

 Стало лучше / стало хуже

6. Материал урока  мне был

 Понятен      /   не понятен

 Интересен  /    скучен

 Легким       / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

Интересно  /  не интересно

Домашнее задание :  проверить углы на предметах дома, нарисовать рисунок из углов.

  1. Оргмомент  (слайды  1 – 4)

Отгадайте  загадку:

И  в  лесу,  заметьте,  дети,

Есть  ночные  сторожа.

Сторожей  боятся  этих

Мыши,  прячутся,  дрожа!  (сова)

Появляется  персонаж  Сова – умная  голова,  которая  на  протяжении  всего  урока  будет  выполнять  роль  учителя,  наставника.

- Здравствуйте,  ребята!

Меня  зовут  Сова – умная  голова. Вместе  с  вами мы  отправимся  в  замечательный  город – Геометринск!  Что  ж  пора  в  путь!

- В  нашем  городе  будут  жить  мои  друзья!  Отгадайте,  кто  они?

Лежала  между  елками

Подушечка  с  иголками.

Тихонечко  лежала,

Потом  вдруг  убежала  (Ёжик)

Непоседа  пестрая,

Птица  длиннохвостая,

Птица  говорливая,

Самая  болтливая  (Сорока)

Он  в  берлоге  спит  зимой

Под  большущею  сосной,

А  когда  придет  весна,

Просыпается  от  сна.  (Медведь)

Это  что  за  зверь  лесной

Встал,  как  столбик,  под  сосной?

И  стоит  среди  травы –

Уши  больше  головы  (Заяц)

- А  помогать нам будут волшебные  горошины:

  Подумай !                    Работаем  вместе!             Внимание!

  1. Устный  счет (слайд  5)

Задания  предлагаются  дифференцированно,  для  учащихся  разного  уровня  развития,  которые  могут  быть  рассажены  как  по  рядам,  так  и  группой.  Устный  счет  проводится  в  виде  соревнования.  Каждый  участник  группы  записывает  правильный  ответ  на  предложенной  карточке,  а  затем  проверяет  свой  результат  на  слайде.  Выигрывает  та  команда,  которая  решила  все  примеры  правильно. 

 - На  какие  группы  можно  разделить  все  эти  числа? (однозначные, двузначные, трехзначные)

- Какие  фигуры  вы  видите  на  слайде? (четырехугольники,  треугольники). Сколько  их?

  1. Актуализация  знаний.  Повторение  изученного  (слайды  6 – 7)

 - Какие  бывают  линии? (прямые,  кривые,  замкнутые,  незамкнутые)

Учитель  нажимает  гиперссылку  и  появляется  слайд.  Учащиеся  делят  изображенные  фигуры  и  линии  на  группы.

Сорока  начертила  кривую линию.

Медвежонок – отрезок.

Ежик – луч.  

- Начертите  в  тетради  указанные  линии,  добавьте  свои,  отличные  от  данных.

- Из  чего  состоит  любая  фигура? (стороны,  вершины, углы)

  1. Сообщение  темы,  целей  урока (слайды  8 – 9)

- Сегодня на уроке мы  узнаем, какие бывают  углы, научимся их не только  узнавать, но и строить.

- Подумайте,  какие  инструменты  нам  понадобятся  на  уроке?  (линейка,  треугольник,  карандаши)

- Где  можно  встретить  углы  в  окружающем  нас  мире? (угол  доски,  уголок  платочка, книжки,  угол  стола,  полочки,  угол  в  комнате  и  т.д.)

  1. Физминутка

  1. Введение  новых  знаний (слайды  10 – 15)

- Что  такое  угол?  Как  он  получается?

- Начертите  в  тетради  угол.

- Кто  из  моих  помощников  начертил  угол?  Почему?  (Зайчик)

Практическая  работа

1. Чертим  прямой  угол

2. Чертим  тупой  угол

3. Чертим  острый  угол

Подробные  инструкции  по  черчению  дают  помощники: Сорока, Заяц,  Ёжик.

Знакомство  с  транспортиром

(Информация  на  опережающее  обучение)

 - Кроме  треугольника  и  линейки  для  построения  углов  применяется  более  точный  инструмент – транспортир – линейка  с  делениями  на  градусы,

где  90° - прямой  угол

от 0° до 90° - острый  угол

больше 90° - тупой  угол

  1. Гимнастика  для  глаз

  1. Первичное  повторение,  закрепление  знаний.  Занимательный  материал  (слайды  16 – 20)

Упражнение 1.

- Назовите  все  фигуры  с  острыми  углами,  с  прямыми  углами.

- Как  проверить?  (совместить  прямой  угол  треугольника  со  сторонами  фигуры)

Упражнение 2.

- Работаем  с  линейкой – трафаретом 

- Обведите  шестиугольник.  Как  узнать  его?

- Проверьте  его  углы.  Какие  они? (тупые).  Почему  вы  так  думаете?

-  Найдите  на  линейке  ещё  фигуры  с  тупыми  углами.  Обведите  их  в  тетради.  Покажите  тупые  углы.

  1. Рефлексия.  Итог  урока  (слайд  22)

- Итак,  с  какой  фигурой  мы  сегодня  познакомились?

- Какие  углы  бывают?

- Отметьте  свое  настроение  после  нашего  урока

  1. Домашнее  задание

1.  При  помощи  треугольника  проверьте  углы  в  окружающих  нас  предметах  (у  стола,  у  шкафа  и  т.д.)

2.  Начертите  в  тетради  фигуры  с  прямыми,  тупыми  и  острыми  углами.

Тест

  1. Угол – это

а) фигура, состоящая из двух вершин;

б) геометрическая фигура;

в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.

2. Углы бывают:

а) только тупые;

б) острые, прямые, тупые, развернутые, смежные, вертикальные;

в) острые, прямые, тупые.

- Какое задание вызвало затруднение?

- Люди, каких профессий чаще встречаются с углами?

+ Конструктор, инженер, дизайнер, строители и т.д.

1. Подумай,  что ты сегодня узнал (а)?

2. Повтори про себя важные определения

Угол – это….

Луч – это…

Точка – это….

3. Проверь свои знания ( тест)

Тест.

Угол – это :

а) фигура, состоящая из двух вершин;

б) геометрическая фигура;

в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.

2. Углы бывают:

а) только тупые;

б) острые, прямые.

в) острые, прямые, тупые.

Точка – это:

а) середина угла;

б) вершина угла;

в) не нужна  для построения угла;

                                                                   

                                     

        

В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. (В.А. Сухомлинский)

Основная задача начальной школы — формирование у учащихся осознанных, прочных знаний.

Задача учителя — научить каждого ребенка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Надо, чтобы ребенок почувствовал, что ученье — это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Решению этой важной задачи может помочь игра, которая способствует развитию умственной деятельности учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, развивает их воображение и логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, творческие способности.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное — уметь найти органическую связь игры с задачами данного урока. Так как главная цель любой игры — помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным и продуктивным.

Игра активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя личностью, проявить и развить свою индивидуальность.

ЦЕЛЬ  УРОКА.  Введение  понятий  «угол, виды углов»,  научить  построению  различных  видов  углов  с  помощью  линейки  и  треугольника.

ЗАДАЧИ:  1. Воспитание  нравственных  качеств  личности  и  эстетических  чувств,  аккуратности,  самостоятельности.

Развитие  познавательного  интереса  к  математике,  формирование  первичных  геометрических  навыков,  речевой  культуры,  мыслительных  процессов.

Познакомить   учащихся    с  видами  углов,  их  признаками,  научить  построению  углов  при  помощи  треугольника  и  линейки.

1        2                      3                        4              5                      6                7            

…………………………………………………………………………………………………….        

1        2                      3                        4              5                      6                7            

.        .        .        .        .        .        .        .        .        ……..

1        2                      3                        4              5                      6                7            

        

1        2                      3                        4              5                      6                7            

        

        

1        2                      3                        4              5                      6                7            

        

1        2                      3                        4              5                      6                7            

        

1        2                      3                        4              5                      6                7            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “ос...

Математика в углу (угол, виды углов)

Урок математики в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"к учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой "Математика"....

МАТЕМАТИКА В УГЛУ (УГОЛ, ВИДЫ УГЛОВ)

Познакомить детей с понятиями “стороны угла”, “вершина угла”, “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Восп...

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания"...