Урок математики во 2 классе на тему "Название компонентов действий"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Конченко Татьяна Ивановна

На уроке математики учителем созданы условия для введения понятий названия компонентов арифмитических действий. Урок оснащен карточками для индивидуальной работы, устного счета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematiki_2_kl.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Названия чисел в записях  действий

урок математики во 2 классе

Учитель: Конченко Татьяна Ивановна

ΙΙ квалиф.категория, стаж 31 год

Герасимовка, 2010 год

Цель: создать условия для введения понятия названия компонентов арифметических действий;

Содействовать формированию прочных вычислительных навыков, умение решать задачи, сравнивать и рассуждать;

Развивать внимание, логическое мышление учащихся, наблюдательность.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, материал для устного счета, наглядность для объяснения нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня урок у нас необычный, у нас присутствуют гости. Давайте повернемся и по приветствуем гостей.

Тихо сели

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте

Как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока?

(Успех нашего урока зависеть от каждого из нас)

Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось.

Повернитесь лицом к соседу и  улыбнитесь

Девиз нашего урока «Учитесь ……..открывать».

Что будете открывать, вы узнаете, если расположите числа в порядке  их возрастания и прочитаете слово.

70             10          50           90              30    

  н             т             й            ы                 а

(Один человек работает у доски)

Интегрированная разминка

-Сколько месяцев в году? (12)

 А дней в недели? (7)

-К какому времени года относится месяц март? (Весна)

 Какой он по счету в году?(3)

А в своем времени года?(1)

-Какое число больше 3 или 8?

Правда ли,  что 5 меньше 9?(Да)

-Когда цветут яблони в мае или октябре?

Какое же у нас получилось слово? (тайны)

Итак, девиз нашего урока «Учитесь открывать тайны»

-Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать маленькое открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать товарища)

II. Чистописание

Откройте тетради, запишите классная работа и на полях число.

10         30        50    70      90

 Чем похожи эти числа?

Что интересного заметили?

Какое число самое большое? (90)

Какое число самое маленькое? (10)

Увеличьте это число на 7.

Какое число мы получили? (17)

Дайте характеристику числа 17

(Число 17 следует за числом  16, предшествует числу 18, на 1 больше 16 и на 1 меньше 18, это двузначное число, так, как записано двумя цифрами, в нем 1 десяток и 7 единица)

Составьте примеры на сложение с ответом 17

17= 10+7

17=11+6

17=12+5

17=13+4

17=14+3

17=15+2

17=16+1

17=9+8

Сегодня на минутке чистописания мы с вами запишем число 17. Почему мы сегодня будем писать число 17?

(Сегодня 17 марта , 17 день весны)

- В чем мы упражняемся на чистописании?

(Мы упражняемся в письме цифр)

Для чего мы это делаем?

(Мы это делаем, чтобы правильно и красиво писать числа)

Действительно, мы учимся красиво и правильно записывать цифры?

-Скажите, а чем  отличается цифра от числа?

( Цифр всего десять.  Чисел множество.  С помощью цифр записываются любые числа. )

Запишите число 17  две строки.

III. Устный счет

Чтобы узнать тайну нам необходимо произвести математическую разминку.

Сколько существует планет? (9)

Назовите их?

 (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

На какой планете мы с вами живем?

(Мы с вами живем на планете Земля)

Но сегодня на уроке некоторые из вас отправятся на планету Юпитер.

Это самая большая планета в Солнечной системе.

Что нужно сделать, чтобы попасть на эту планету?

Во-первых, у каждого из вас лежит вычислительная машина. В эту машину после каждого задания устного счета вы будете записывать число.  В конце у каждого  из вас на вычислительной машине появится код. С помощью этого кода мы проверим, кто отправился в путешествие, а кто остался в классе.

Итак, за работу

1)Найдите, в каком примере допущена ошибка, номер  примера поставьте в первом кружочке вычислительной машины.

  1.  40 : 8 = 5
  2.  24 : 8 = 3
  3.  42 : 7 = 4

2) Вычислите, ответ запишите  во втором кружочке

(8 +4)- 3

3) Найдите  правильное  утверждение и поставьте  его номер в третий кружочек вычислительной машины

Чтобы  узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого

1)надо большее разделить на меньшее

2)надо большее умножить на меньшее

4) Найдите пятую часть числа 20?

  1. Решите задачу, ответ запишите в последний кружочек

В корзине 3 кг свеклы, а в ящике в 2 раза больше.

Сколько кг свеклы в ящике?

Проверка:

3  9  1  4  6

IV.Минутка теории

Веер знаков арифметических действий.

а) Чтобы узнать, «сколько всего», нужен знак…(Дети показывают «+»)

б) Для того чтобы сравнить два числа, применяют знак…..( Дети показывают «-» )

в) Чтобы увеличить число на несколько единиц, надо использовать знак …..(Дети показывают «+»)

г) Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо…….(Дети показывают«-»)

д) Чтобы увеличить число в несколько раз, используют…

(Дети показывают знак «х»)

е) Чтобы уменьшить число в несколько раз, нужен знак…..(«:»)

ж) Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужен знак….(«:»)

V.Сообщение темы урока

-Какие арифметические действия вам известны?

(Сложение, вычитание, умножение, деление.)

-Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа в разных арифметических действиях.

Какую цель мы поставим? (Узнать, как называются числа в разных арифметических действиях)

VI. Открытие нового знания (Тайны)

Работа с учебником.

-Чтобы открыть тайну, проведем исследовательскую работу. Представьте себе, что вы ученые математики.

Откройте учебники на странице113 и посмотрите, как называются числа при сложении, умножении, вычитании, делении.

Как же называются числа при сложении?

Как же называются числа при умножении?

Как же называются числа при  вычитании?

Как же называются числа при делении?

Рассмотрите и сравните записи арифметических действий.

Что вы заметили?

(Числа, над которыми производятся действия во всех примерах одинаковые, в каждом из действий они называются по-разному)

При сложении и умножении данные числа называются словами, созвучными с названиями действий. Так при сложении числа называются слагаемыми, а при умножении множителями.

Давайте повторим

Участники действия сложения называются (слагаемые и сумма)

Числа, которые складываются- называются  (слагаемые)

Результат сложения -  называется (Сумма)

Участники действия  умножения  называются

( множители  и  произведение)

Числа, которые  умножают- называются  (множители)

Результат умножения -  называется ( произведение)

Участники действия вычитания называются (уменьшаемое и вычитаемое, разность)

Число, из  которого  вычитают- называются  (уменьшаемое)

Число, которое вычитают, называется

(вычитаемое )

Результат  вычитания - называется (разность)

Участники действия  деления называются (делимое,  делитель, частное)

Число, которое  делим - называется  (делимое)

Число, которое делит, называется делитель (делитель)

Результат деления называется (частное)

(Участники арифметических действий называются - компоненты)

Какую же мы тайну с вами открыли?

(Как называются числа в разных арифметических действиях)

Как вы думаете, почему мы   изучаем  эти правила?

(Нам пригодятся эти правила при решении примеров, задач)

VII. Физкультминутка

Сейчас мы с вами проведем  небольшую физкультминутку, чтобы набраться сил для закрепления

нашей  тайны

На доске записаны выражения

Сколько раз ногами топнем? (Один два, три, четыре)

4х1=4      

Сколько раз руками хлопнем? (Один, два, три)

3х1=3

Мы присядем столько раз?  (Один, два)

2х1=2

Мы поклонимся сейчас?  (Один, два)

4:2=2

Мы подпрыгнем ровно столько! (Один, два, три)

6:2=3

Ай да счет игра и только!

Что мы вспомнили, выполняя физкультминутку?

VIII.Закрепление изученного материала

  1. №374 (у доски)

1) 4 + 27 = 31

  1.  12 – 5  = 7
  2.  6  х 8 =  48
  3.  72 : 9 = 8

Прочитайте примеры, используя слова «разность чисел», «сумма чисел», «произведение чисел» и «частное чисел»

2) Самостоятельная работа в печатной   тетради № 2

стр 39

3) Работа в парах

№378- 1-я пара

9+5=14             0+14=14

8+6=17             1+13=14

7+7=14             2+12=14

10+4=14            3+11=14

13+1=14             4+10=14

12+2=14             5+9=14

№379 – 2-я пара  

6х4=24        3х8=24

4х6=24        8х3=24

1х24=24      24х1=24

Работа с перфокартой

( Один человек работает с перфокартой)



    х

    х

    х

    х

    х





  =

  =

  =

  =

  =

36

24

48

28

72

  1. Повторение пройденного материала

1)Решение задачи №382

Работа в группе.

(Прочитайте  текст задачи и выберите краткое условие, докажите почему вы выбрали это краткое условие)

Рукав блузки-56 см

                                              ↕ на ? см б.

Рукав платья-? в 7 раз б.

Рукав блузки-56 см

                                              ↕ на ? см б.

Рукав платья-? в 7 раз м.

Рукав блузки-56 см

                                              ↕ на ? см б.

Рукав платья-? на 7 см. м.

Решите задачу самостоятельно

Прочитайте первый вопрос задачи.

Как вы на него ответили? Почему?

(Сказано в 7 раз меньше)

1)56:7=8(см)- длина рукава платья

Прочитайте следующий вопрос задачи?

 Как вы на  него  ответили? Почему?

2)56-8=48(см)- рукав блузки больше, рукава платья

Ответ: на 48 см больше

2)Работа по карточкам

В каждом задании найди правильный ответ и закрась карточку, на которой он записан.

а) В каком  числе 4 десятков и 7 единиц?

74

17

47

б) Какое число меньше, чем 70, на 1?

59

71

69

в) Найди сумму чисел 8 и 50 ?

42

58

85

г) Найди разность чисел 94 и 4?

98

90

54

д) Найдите число, в котором 5 десятков, а единиц на 2 меньше, чем десятков?

53

52

35

е) Какое число увеличили на 7, если получили 30 ?

29

23

37

ж) Какое число уменьшили на 9, если получили 21?

30

12

11

3) Работа по вариантам

Записать в тетради только ответы

1вариант – шестую часть числа:12,42,36,18,48,54,30

2 вариант- восьмую часть числа 24,16,32,40,56,64,72

Самопроверка

Ответы: 1 вариант-2,7,6,3,8,9,5

                2 вариант- 3, 2,4,5,7,8,9

4) Индивидуальная работа по закреплению

1.Зеленый кружок

        8х3:6 =                            45 : 5 х  2=                  

        6х6:9 =                            56 : 7 х 3=

2.Желтый кружок

Третья часть числа равна 7. Найди число.

Четвертая часть числа равна 9. Найди число

3.Красный кружок

 7 х ( 11 – 6 ) =                        64: ( 12 – 4 ) =

 ( 14- 9 ) х5  =                          ( 45 - 5 ) :8  =

5) Проверка при помощи вееров цифр.

X.Оценки

XI. Итог урока

Как вы думаете, открыли мы с вами тайну?

Какую же тайну мы с вами открыли?

Я читаю стихотворение, а вы будете отвечать на вопросы «да», « нет»

Завершается урок

Он пошел ребятам в прок? (Да)

Постарались все понять? (Да)

Учились тайны открывать (Да)

Ответы полные давали (Да)

На уроке не зевали? (Нет)

XII.Домашнее задание

№381стр 114

ХIII .   Рефлексия

                                           узнал

Я                                       вспомнил

                                       

                                       научился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс по теме:"Арифметические действия с трёхзначными числами

Урок -закрепление по математике 3 класс "Арифметические действия с трёхзначными действиями" На уроке испльзуется краевой компонент ( Природа Хабаровского края)...

Конспект урока математики на тему "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока математики на тему  "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"...

Конспект урока математики 2 класс.Тема: "Конкретный смысл действия деление"

Предмет:математикаКласс:2гТема урока: «Конкретный смысл действия деление»Цели урока: разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные на...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: Порядок выполнения действий. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  закрепление  умения  правильно расставлять порядок  действий  и  находить  значения  выражений; формирование  умения...

Урок математики 4 класс Тема: Закрепление арифметических действий с многозначными числами на исторических примерах

На уроке закрепляются действия с многозначными числами и преобразования величин в занимательной форме: с использованием числе, имеющих отношение к истории Отечественной войны 1812 года...

Технологическая карта урока математики 2 класс . Тема " Порядок выполнения действий. скобки"

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о порядке выполнения действий при вычислениях;  познакомить с правилом выполнения порядка действий в выражении со с...