Мастер-класс "Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста".
учебно-методический материал по математике по теме

Бакшеева Алена Викторовна

Представление педагогического опыта по Формированию элементарных математических представлений у дошкольников на педагогическом совете в МБДОУ д/с № 52, станица Петровская

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский

     Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.

     Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.

Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.

     Ознакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр, направленных на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет.

     Игры. «Найди цифру», «Составь фигуру» (с использованием «коломбово яйцо» и «листик»), «Разложи фигуры» (с использованием блоков Дьенеша), «Полминутки для шутки», «Сложи квадрат» (с использованием квадратов Никитина), «Реши головоломку».

     Задача. Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

     Материал и оборудование.  Обручи (красный, синий, зеленый), квадраты Никитина, «коломбово яйцо», «листик», блоки Дьенеша; картинки-отгадки для разминки; магнитная доска, карточки с магнитами для игры «Реши головоломку»; музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор.

Ход

     Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

     Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

     Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

      Начнём с первого игрового задания «Найди цифру». Я буду показывать вам слайды с карточками, где зашифрованы цифры. (Сначала показываю слайды с зашифрованной цифрой, а следующий слайд показываю с правильным ответом. Цифры от 1 до 6 в случайном порядке).

     А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста от 5-6 лет, другая – от 6-7 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3 будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6 будут дети подготовительной группы.

     Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо» для детей старшей группы, «Листик» для детей подготовительной группы. Ваша задача: составить изображение по схеме. В дальнейшем детям предлагается составлять фигуры по контуру. По такому же принципу проводиться игра «Танграм».

     Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).

     Задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось как бы три части города, три отдельных области (пересечение)). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети»-педагоги  должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые)). Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).

     Задание для подготовительной группы: Однажды один маленький житель Атлантиды решил, что просто бегать с цветными обручами по парку не интересно. Он взял и придумал задачу с тремя обручами и геометрическими фигурами. (На пол раскладывается три обруча разного цвета, затем вместе с «детьми»-педагогами  воспитатель выясняет, как нужно назвать каждую из образовавшихся областей. Например, внутри красного и синего, но вне зеленого и т.д. Затем выделяются признаки, по которым будут раскладывать фигуры в обручи). Внутри красного обруча – все красные фигуры, внутри синего – все маленькие фигуры, а внутри зеленого – все квадраты.

     Каждый из играющих поочередно берет фигуру из набора, называя, куда и какую фигуру он кладет. (Следует обратить внимание на то, чтобы «дети»-педагоги  характеризовали образовавшиеся множества по всем присущим им признакам.) Например, в первой области – красный маленький квадрат (красный, потому что лежит внутри красного обруча, где лежат все красные фигуры; маленький потому что лежит внутри синего обруча, где лежат все маленькие фигуры; квадрат, потому что лежит внутри зеленого обруча, где лежат все квадраты, и т.д.) 

     А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» для использования физкультминутки. Я буду показывать вам слайды с изображением табличек, на которых написаны небольшие стихотворения, а вы должны найти ошибку и подобрать картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходство с прочитанным. (Воспитатель читает стихотворение, а «дети»-педагоги  под музыку находят картинки-отгадки, которые лежат в разных местах ).

          Следующая игра называется «Сложи квадрат». Послушайте еще одну сказку-задачу.

     Возвращается кот Матроскин и сообщает, что все беды в Волшебной Стране происходят из-за волшебных квадратов. Они очень любили распадаться на части, гордились друг перед другом этим умением.

     Однажды все части перепутались и не смогли снова стать квадратами. Нужно скорее их собрать. («Дети»-педагоги получают конверты в каждом из которых находятся квадраты разного цвета, разрезанные на части).

    Следующая игра «Реши головоломку». На магнитной доске изображено игровое поле, для старшей группы расчерченной на 9 квадратов, для подготовительной – на 16 квадратов. («Детям»-педагогам раздаются карточки: для детей старшей группы 9 карточек с изображением фруктов; для подготовительной группы 16 карточек с изображением овощей).

     Задание: Расставить все предметы по квадратам, так чтобы каждый предмет был только один раз в строке и столбце.

     Спасибо за участие. В заключении я хочу пригласить вас посетить мою мини-выставку игр на развитие логического мышления.

Литература:

Дошкольное воспитание № 10, 2010 год.

Математика от трех до семи, автор составитель профессор кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – З.А. МИХАЙЛОВА.

1999 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

«Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста».

«Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста». Монотипия-это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наноситься сначала ...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей...

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психо-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми,соответствующих их психолого-возрастн...