«Решение задач на движение в противоположных направлениях»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Борисова Галина Николаевна

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области»

30810, Белгородский район, пгт. Разумное, ул. Школьная, 1

        

Открытый урок по математике в 4 классе на тему: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

в рамках семинара заместителей директоров по УВР Белгородского района

Провела:

 учитель начальных классов

Борисова Г. Н.

Тема урока:  «Решение задач на движение в противоположных направлениях»

Учитель: Борисова Галина Николаевна

УМК:       «Школа России»

Тип урока: закрепление

Цели и задачи:

1.Закрепить и проконтролировать усвоение учащимися формул нахождения скорости, времени, расстояния.

2.Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.

3.Продолжить работу над формированием умения составлять план решения задачи.

4. Развивать навык самостоятельной  и коллективной деятельности.

Оборудование: компьютер, лестница успеха.

Возраст детей: 10-11 лет (4 класс)

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотрите на доску. Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

- Как вы думаете, почему  эпиграфом к нашему уроку стала эта фраза?            

Повторять, да учить – ум точить!

- Посмотрите внимательно  на доску, попробуйте каждый определить, в чем важность нашего урока сегодня. (Учитель выслушивает варианты детей.)

Работа в парах

- У вас на столах лежат  конверты с заданием «Величины»

- Для того чтобы узнать тему урока вам необходимо расположить величины в порядке возрастания:

89 см,    500 см, 39 мм, 1м,   50 см,   1000м,   20 дм,     1 мм.

Ж              И          В        Е       И           Е           Н           Д

- Ребята, а может кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?  (О движении). А о каком движении? (в противоположном направлении).

- Правильно, в течение многих уроков мы решали задачи на движение, сегодня мы блеснем своими знаниями.  

- Откройте тетради, запишите число и  тему урока.

- Мы с вами не первый урок занимаемся по этой теме, какова ваша цель?

(устанавливать зависимость между величинами) Какими величинами? (Скорость, время, расстояние)                                                                                      

III. Актуализация знаний

  1. В задачах на движение используются величины  - скорость, время, расстояние(S, V, t)

- Давайте поработаем в парах. Найдите конверт с заданием «Единицы измерения».

- Выберите из предложенных наименований единицы измерения скорости, времени, расстояния и запишите в таблицу.                                                                                                                 

- Молодцы, выбрали верно.

- Какие единицы измерения остались? (единицы измерения  массы)

     2. - А теперь подумайте, кому может принадлежать такая скорость.                

  1. м/ч – грузовая машина; 5 км/ч – пешеходы; 5 м/с - ракета 

     3 - С помощью чего мы можем показать связь величин: скорость, время, расстояние? (с помощью формул)                                                                                               

- Верно, посмотрите на доску и скажите, все ли формулы записаны верно? Если нет, исправьте ошибку.  (Дети записывают формулу верно: v=S:t)

    - А где можно использовать эти формулы? (При решении задач на движение)

Физминутка.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

IV. Обобщение актуализированных знаний

1. - Какие виды задач на движение мы изучили?

(Встречное движение, движение в противоположные стороны)

Работа по учебнику на стр. 28 № 143

(один ученик работает  у доски )

     Два лыжника вышли из поселка одновременно и пошли в противоположных направлениях. Один из них шел со средней скоростью 12 км/ч, а другой – 10 км/ч . Через сколько часов расстояние между ними будет 44 км? Какое расстояние пройдет за это время каждый лыжник?

Работа в группах

- Сейчас мы поработаем в группах. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе учитель выдаёт задание. Руководители групп выходят с задачами и объясняют .

1 группа, 2 группа    

 Движение в противоположных направлениях 

Два зайчишки-трусишки выскочили из куста, испугались друг друга и понеслись в разные стороны. Скорость первого зайчишки 580 м/мин, а скорость второго зайчишки 520 м/мин. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 минуты?

1) 580 + 520 = 1100 (м/мин) – скорость удаления

2) 1100 х 3 = 3300 (м)

Ответ: на расстоянии 3300 м будут зайцы через 3 минуты.

                                                                v1          v2                                                                v1 > v2

                                           _________________________________

                                                                          S

                                             vуд. = v1 + v2                     S = vуд. Х  t                                                           

3 группа, 4 группа  

Встречное движение

Чук и Гек вышли одновременно навстречу друг другу  и встретились через 6 минут. Скорость Чука 50 м/мин, а скорость Гека – 40 м/мин. Какое расстояние было между ними вначале пути?  

1) 40 + 50 = 90 (м/мин) – скорость сближения

2) 90 х 6 = 540 (м)

Ответ: 540 м было между мальчиками вначале пути.                   

                                            v1                                                         v2

                         ________________________________________________

                                                                             S

                                   v сбл. = v1 + v2                                    S = vсбл. x t

   Физминутка

Мы писали и решали

Глазки наши уж устали

Вверх и вниз пройдем по полю,

вправо – влево пробежим.

По овалу шагом быстрым

Слева вправо пролетим

По восьмерке круг, другой

 Мы умело обойдем.

Отдохнули, постарались,

Повернулись, улыбнулись

 за работу мы вернулись.

Решение задачи №145 (№146 по вариантам 1-3, взаимопроверка).

V. Домашнее задание

 - Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени скорости в жизни?

Исследуйте дома, где в повседневной жизни вам пригодятся эти знания.

С. 28 № 144

VI. Рефлексия учебной деятельности

- Что мы сегодня на уроке повторяли?

- Какие виды задач на движение вы знаете?

- Прикрепите свой магнит на одну из трёх ступеней.                                       

Лестница успеха

- Спасибо за урок                              

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....

План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...

Урок по математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Данный урок был проведен в 4 классе для закрепления темы"Решение задач на движение в противоположных направлениях"...

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

На этом уроке мы рас­смот­рим ре­ше­ние задач на дви­же­ние в про­ти­во­по­лож­ных на­прав­ле­ни­ях. Решим три за­да­чи на на­хож­де­ние ско­ро­сти, вре­ме­ни и рас­сто­я­ния, по усло­ви­ям ко­то­рых ...