Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
    план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

    Глотова Ирина Борисовна

     

    Задачи урока:

    • Закрепить знания учащихся о единицах длины и площади
    • Совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра
    • Совершенствовать вычислительные навыки
    • Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету.
    • Прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре
    • Формировать у учащихся навыки делового сотрудничества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vizitnaya_kartochka_uroka.docx31.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Визитная карточка урока

    Образовательная система «Гармония»

    Учитель начальных классов Глотова И.Б.

    Урок математики

    Тема: Единицы длины и площади

    Тип урока: Закрепление изученного материала

    Формирование УУД (универсальных учебных действий)

    Личностные УУД

         Формирование положительной учебной мотивации, адекватной самооценки, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, оценивание результатов деятельности товарищей, умение считаться с мнением других.

    Регулятивные УУД

         Формирование умения находить тему и формирование цели урока, умение ставить учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала.

    Познавательные УУД

         Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Овладение способом творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД

         Формирование умения слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, умение работать в парах, умение договариваться, осуществлять взаимоконтроль.

    Задачи урока:

    1. Закрепить знания учащихся о единицах длины и площади
    2. Совершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметра
    3. Совершенствовать вычислительные навыки
    4. Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать; поддерживать интерес к предмету.
    5. Прививать детям любовь и уважение к родной природе, к Родине, к её историческому прошлому, русской культуре
    6. Формировать у учащихся навыки делового сотрудничества.

    Межпредметные связи:

    Литературное чтение П.П.Ершов «Конёк-горбунок»

    Окружающий мир «Жизнь в океане»

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Есть о математике молва,

    Что она в порядок ум приводит.

    Потому хорошие слова

    Часто говорят о ней в народе.

    Ты нам, математика, даёшь

    Для победы важную закалку

    Учатся с тобой ученики

    Развивать и волю, и смекалку.

    А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик.

    1. Актуализация необходимых знаний

    Все готовы отправиться в путь в замечательную страну Математика. А сопровождать нас в пути будет сказочный герой. Кто же он?

    Что ж он видит? – Прекрасивых

    Двух коней золотогривых

    Да игрушечку – конька

    Ростом только в три вершка,

    На спине с двумя горбами

    Да с аршинными ушами.

    Кому знакома эта сказка? Как она называется и кто её автор?

    (Пётр Павлович Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»)

    На доске рисунок, отрывок из сказки.

    Ребята, а как вы думаете, почему  на урок математики я взяла этот отрывок? (Встретились старинные русские меры длины: три вершка, с аршинными ушами)

     А что значит аршин, вершок, чему соответствуют эти меры длины? Истинны или ложны  эти соотношения? ( На доске помещаю табличку аршин 4,5см, вершок 71см) А что нужно изменить?  (Аршин – старинная русская мера длины равная 71см. Вершок – это 4,5см, слово вершок происходит от слова верх) Слайд 1 

     Какого роста был Конёк-Горбунок в современных мерах длины?

    4,5Х 3=13,5см

    А уши его были каковы? (71см) Какие ещё старинные меры длины вы знаете?

    Верста 1км 100м

    Миля 7,5км

    Пядь 18 см

    Ладонь, локоть, дюйм, фут Слайд 2

    Почему было сложно вспомнить эти названия?  (Устаревшие, архаизмы)

    А какими единицами измерения длины мы пользуемся сейчас? Назовите их в порядке возрастания. (мм, см, дм, м, км)

     А я знаю ещё об одной единице измерения – грамм. Где в нашем ряду  будет она стоять ? А что это за единица измерения? (Массы)

    Слайд 3

    Можно измерять шагами

    Можно измерять локтями

    И линейкою, и веткой, сантиметром и рулеткой.

    Шаг муравьишки – миллиметр,

    Шаг у людей примерно метр.

    А если великаном стать

    то можно километрами шагать.

    Кто догадался,  чем мы сегодня будем заниматься на уроке?  (Будем повторять единицы длины.)

      Зная единицы длины, что мы умеем ещё вычислять? ( Периметр и площадь)   А задачи на нахождение периметра и площади умеем решать?

     А примеры?

    Умеем сравнивать величины?

     А сопоставлять единицы измерения?

      Вот сегодня наша задача рассмотреть насколько хорошо мы овладели этими умениями.

    А зачем нам нужны эти знания? Разве пригодятся они нам в повседневной жизни?  (В повседневной жизни – правильно чертить отрезки, измерять длину предметов, отправляясь в путь, нам нужно знать расстояние, интересно определить площадь своего дачного участка).

    Вот какие задачи поставил перед нами сегодня Конёк Горбунок. Справимся? Тогда отправляемся в путь!

    1. Организация познавательной деятельности

     Работа с учебником (стр.95, задание 295)

    Подумайте и догадайтесь, какими единицами пользовались при измерении, работаем в учебнике. Примените свои знания и наблюдения.

    Проверка.

    Перед нами стояла задача уметь сопоставлять и это мы выполнили. Этому мы научились. ( учащийся  отмечает  красным маркером в задачах, поставленных Коньком – Горбунком)

    На партах у вас лежат карточки. Работаем в парах.  Догадайтесь, какое задание ставит перед вами Конёк – Горбунок?   (определи «лишнюю» величину)

    3080см                          12070м                        2070м       !

    5407км                          38004см                      207000см

    4078кг                           4507см                        20700дм

    6027дм                          54704км                      2070дм

    Что объединяет все эти величины? (это единицы длины)

     Какая величина является лишней в первом столбике? (кг)

     Что это за величина? (единица массы)

     А во втором? (см)

     А это что за величина? (Единица площади)

    Какой значок вы видите около третьего столбика? (звёздочку) О чём вам напоминает этот значок? (это задание повышенного уровня).

    Кто догадался, что необходимо сделать, чтобы найти «лишнюю» величину в третьем столбике? (нужно все величины выразить в одних единицах)

    В каких единицах? (в сантиметрах)

     Составьте свой алгоритм действий (удобнее все величины третьего столбика перевести в сантиметры).

    На свободных строках выполните задание и вычеркните лишнюю величину в столбике. Проверка:

    2070м=207000см

    20700дм=207000см

    2070дм=20700см

     Лишняя величина – 2070дм

    Итак, мы научились соотносить единицы измерения, сравнивать, выявлять лишнее. Молодцы! Отметка маркером.

    Конёк – Горбунок, сколько ты нам интересных заданий дал, но ребята уже подустали и им пора передохнуть.

    1. Физминутка

    Все ребята дружно встали

    И на месте зашагали

    На носочках потянулись

    И друг другу улыбнулись

    Как пружинки мы присели

    А потом тихонько сели.

    Что же мне говорит Конёк – Горбунок? А он приготовил для нас отрывок из сказки. (Ученик достаёт из сумочки письмо, читает)

    Вот въезжают на поляну

    Прямо к морю – окияну

    Поперёк его лежит

    Чудо – юдо рыба-кит!

    Слайд 4

    Так выглядит сказочный кит.

    Слайд 5

    А кто узнал это животное?( Ответы детей)

    А это синий кит, который встречается в природе на Земле. На уроке окружающего мира мы говорили об этом  животном. Что вы можете вспомнить о нём? ( Кит – это самое крупное по массе и по длине животное за последние 90 млн. лет. Занесён в Красную книгу, как «находящийся на грани исчезновения»)

    Судьба нашей планеты и её обитателей в руках человека. От нас с вами зависит, чтобы наша страна, земля, наш дом, город были чистыми, красивыми, богатыми.

    Предлагаю вам задание. Как вы думаете, какое? Кто догадался?  Слайд 6

    Составить задачу по схеме и рисунку. О каких животных будет составлена ваша задача?  ( учащиеся проговаривают задачу)

     В тетрадях записать только решение и ответ. Ученик решает у доски.

    Что известно?

    Что необходимо узнать?

    Как будем узнавать неизвестное?

    На доске: 33-3=30(м)

    Ответ: на 30 метров кит длиннее тюленя (тюлень меньше кита)

    Слайд 7

    А эту задачу решите самостоятельно.

    33:3=11(раз)

    Ответ: в 11раз кит длиннее тюленя (тюлень меньше кита)

    Взаимопроверка решения.

    Кто решил задачу правильно, просигнальте зелёным цветом светофора.

    Итак, а какое же умение мы сейчас показали? Молодцы! Отметка маркером

    1. Практическая работа

    Много поручений пришлось выполнить верному Коньку – Горбунку, чтобы помочь Ивану. А теперь и мы должны ему помочь. Он получил сложное задание и ему трудно справиться с ним, но он уверен, что у вас всё получится. У вас на партах лежат геометрические фигуры.

     Что это за фигуры? (треугольники)

     Сколько их? (4).

     Вам нужно из треугольников сложить квадрат и найти его площадь и периметр.

    Давайте определим алгоритм наших действий.  Ну вот! Конёк –Горбунок заволновался и рассыпал действия алгоритма. Давайте поможем его собрать. Что будем делать вначале? (алгоритм поочерёдно  помещают  на доску)

    1. Составим квадрат (что такое квадрат? – это четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны)
    2. Измерим длину квадрата  (что вы можете сказать о ширине квадрата? Они одинаковы)
    3. Найдём площадь. ( Как находим площадь?  В каких единицах записываем результат?)
    4. Найдём периметр (Что такое периметр? Как находим периметр квадрата? Удобнее: 8Х4=32см)
    5. Запишем ответ.

    Итак, что же мы вспомнили, выполнив это задание? (нахождение площади и периметра)  отметка маркером

    Молодцы! Справились с заданием!

    Но Коньку – Горбунку очень интересно узнать, а все ли ребята вспомнили и повторили пройденный материал, все ли готовы к изучению нового?

    У вас на карточках есть ещё одно задание . Но это задание вам предлагаю уже я. Будем пока всё держать в тайне от нашего гостя.  Перед вами примеры и шифр. Решив правильно все примеры и расположив результаты в порядке уменьшения, у вас получится слово. Именно это мы и отправим Коньку – Горбунку.

    Дополни каждую величину. Расположи результаты в порядке уменьшения

    е

    м

    е

    р

    м

    а

    г

    а

    л

    т

    7

    3

    9

    5

    2

    1

    6

    4

    8

    10

    3мм+_мм=1см                          9мм+_мм=1см

    7мм+_мм=1см                          4мм+_мм=1см

    _см+1см=1дм                            96см+_см=1м

    5мм+_мм=1см                           _см+92см=1м

    8см+_см=1дм                            90см+_см=1м

    Что же мы отправим сейчас Коньку – Горбунку? А составим мы её с помощью слов – помощников:

    1. Подведение итогов. Рефлексия.

     Закончите предложение, которое вам покажется наиболее привлекательным:

    Слайд 8

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что…

    Я научился…

    У меня получилось…

    Я смог…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

    Замечательная получилась телеграмма. Молодцы!

    Итак, ребята, по какой же теме мы сегодня с вами проводили исследование, что мы сопоставляли, сравнивали, вычисляли? (Единицы длины и площади)

    Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? Когда возникли трудности?

    Какую учебную задачу поставим на следующий урок математики? Изменилось ли настроение в конце урока? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик.

    Слайд 9

    Запишите домашнее задание, продолжите исследовать.

    А ещё  предлагаю для самых активных, любознательных, эрудированных творческое задание Слайд 10

    7.        Оценивание ребят.

    Желаю дальнейших успехов. Перед трудностями не пасовать, продвигаться вперёд только семимильными шагами. Мои ученики – семи пядей во лбу!  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по теме: "Единица измерения длины - километр."

    Цель урока: Открытие нового знания: единица измерения длины - километр....

    Методическая разработка урока математики по теме "Формулы периметра и площади прямоугольника".

    Тема урока "Формулы периметра и площади прямоугольника" 3 класс УМК "Перспектива"Автор учебника Петерсон Л.Г....

    Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"

    Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...

    Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")

    Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...

    Разработка урока математики на тему:"Единица длины - дециметр" 1 класс

    Разработка урока математики подходит для 1 класса. УМК "Школа России"...

    Презентация к уроку математики по теме: "Единицы измерения длины" 2 класс. УМК "Школа России"

    Данная презентация-тренажёр может использоваться как на уроке математики, так и на внеурочном занятии. Учащиеся наглядно представляют перевод единиц измерения длины как алгебраическим, так и графическ...

    Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс

    Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс...