Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. вычитаемое, разность".
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Кулагина Галина Ивановна

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса ( ОС" Школа 2100") Цели урока:1)Помочь детям усвоить счет в пределах 7;название компонентов и результата действия вычитания, взаимосвязь между изменением компонент и результатом    вычитания, между частью и целым , способы вычитания числа 4 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse_po_programme_2.rar13.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Автор: Кулагина Галина Ивановна

                                                          учитель начальных классов

                                                          МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 25»

                                                            г. о. Саранск Республики Мордовия

               Урок  математики в 1 классе по программе « Школа 2100»

                     ( авторы учебника Т.Е.Демидова, С.А.Козлова).

                        Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

     

 Цели урока:1)Помочь детям усвоить:

                      - счет в пределах 7;

                      - название компонентов результата действия вычитания;

                      - взаимосвязь между изменением компонент и результатом  

                      вычитания, между частью и целым;

                      - способы вычитания числа 4 .

                     2)Развивать   внимание, память, логическое мышление.

                     3)Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллекти-                

                       визма.

           Оборудование: проектор,презентация, сигнальные карточки, набор цифр в пределах 10, карточки с числовыми выражениями.

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Прозвенел звонок весёлый.

  Он позвал нас на урок.

  Чтоб шагать дорогой знаний

  И открытья совершить,

  И ответами своими

  Всех гостей здесь удивить.

-Доброе утро, ребята. Какое у вас настроение? Покажите его с помощью сигнальных карточек. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесь друг другу. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока.

Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.

2.Актуализация знаний.

  1) Работа по числовому отрезку.

 -Ребята, выложите перед собой натуральный ряд чисел.

Сосчитайте от 9 до 1, от 3 до 8.

-Какие вопросы я ещё могу вам задать?

( Работа с сигнальными карточками).

-Покажите соседей числа 7, 3; последующее число для числа 2, 7; предыдущее для числа 10, 5; справа от числа5, слева от числа 9; число, которое стоит при счете между числами 7и 9, 4 и 6.

  2) На экране отрезок:                                                                                                                                  

-Составьте числовые равенства по этому отрезку.

      ( составленные равенства появляются на экране )

-  Где целое, где части ? Как найти целое ( часть ) ?

3. « Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

1) ( На доске несколько числовых выражений )

 7-1     3+3    6+1       5+1

- Найдите « лишнее» выражение. Объясните свой выбор.

( 7-1, т.к. в нём числа вычитают; 6+1, т.к. его значение равно 7).

- Прочитайте только суммы с названием компонентов.

- А как бы вы назвали одним словом выражение 7-1? В математике есть одно общее название для таких выражений. Кто-нибудь его знает? А какое название придумали бы вы? ( Предположения детей).

-Давайте проверим ваши предположения.

2) (На экране открывается таблица)

                 разность

                 

                   7  –  1    =    6        

     уменьшаемое     вычитаемое   разность

 

   -Прочитаем запись ( уменьшаемое 7, вычитаемое 1, разность 6; разность чи-

    сел 7 и 1 равна 6).

 

  3) –Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

   ( Дети высказывают предположения. Учитель подводит вывод).

    -Да сегодня на уроке мы  вместе с нашими знакомыми Катюшей,

    Петей и Вовой знакомимся с компонентами вычитания, учимся  пра-

   вильно читать  равенства на вычитание, рассмотрим взаимосвязь между

   компонентами вычитания, между частью и целым.  

    На доске открывается запись названия темы урока:

    Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

 

 4. Физкультминутка.

  ( Выполняется под спокойную мелодию).

- Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат            

    маленькие солнышки. Через пальчики, как  лучики солнышка идёт тепло по                                                                    всей  руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги.

   Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мыш-

   цы  отдыхают. (Обращаю внимание детей на дыхание). Представьте живот    как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускает-

  ся. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь

  друг другу, скажите добрые слова.

 

 5. Первичное закрепление

 

1) № 1 С.8 учебника.( Задание переносится на экран компьютера). 

-Катя, Петя и Вова сделали записи к этому рисунку. Давайте поможем    ребятам дополнить их записи, найти числа, которые они не записали, составить

  равенства и прочитать их.  Кто запишет эти равенства на доске ?

  (3 учащихся составляют равенства на доске)

   -Давайте проверим верно ли ребята записали равенства. Что неизвестно у

   Кати (Пети, Вовы) целое или часть? Как найти? Какое же равенство надо   записать?( На экране открывается верное равенство).

 

-Запишите эти равенства в тетрадь.(№ 2, с. 41)

  -Назовите сумму, слагаемые.

  -Прочитайте разность - выражения. Назовите уменьшаемое, вычитаемое, раз-

   ность, значение выражения. Что будет значением разности ? Целое или часть?

  Что будет значением уменьшаемого (вычитаемого) целое или часть?

 

 2) №2 с.8(Аналогичная таблица открывается на экране компьютера).

 

 

  -В домике – таблице пропали числа. Оставшиеся жители просят их найти и

  обещают помочь. Давайте поможем Вове разобраться  в этом задании и под-       скажем как  составить верные равенства.

  (Таблица открывается построчно).

  - Прочитайте внимательно 1-ую (2-ую, 3-ю) строку. Что неизвестно в этой строке? Какие числа известны? Можно ли найти неизвестное число? Как найти?

  Составим равенство.

 ( Поочередно открываются составленные равенства).

             

   -Посмотрите на равенства. Что интересного вы заметили? Что происходит с уменьшаемым? (увеличивается на 1), а с вычитаемым? ( одинаковое). А как

  изменяется разность? (тоже увеличивается на 1). Сделайте вывод. (Если уменьшаемое увеличивается на 1, вычитаемое не изменяется, то и разность увеличивается на 1).

   

3) Физкультминутка.

 

 -Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно

  его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного –

 улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымян-

  ного – печени, мизинец – помогает работе сердца. То же самое делайте дома

  со стопами (массаж ). Встряхните руки, словно сбрасываем с них капельки

  воды.

                   

  1.  Работа с учебником.

№ 3, с. 9

-Посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Что вы видите? Расскажите. ( Было 7 шаров, 4 улетели). Как это записать в виде выражения?(7 – 4 ).

-А Катя к этому рисунку составила несколько числовых выражений.

Вспомните, как можно получить число 4? ( На доске выставляются карточки:     4         4           4            4     ).

                  1     3   3     1    2     2      1 1 1 1

-Какие же выражения составила Катюша? ( 1ученик записывает на доске).

Как же можно вычесть число 4?

5. Самостоятельная работа.

  №4, с.9 ( Задание выполняется в тетради ( № 3, с. 41).

-Запишите только неверные  равенства, исправив в них ошибку.

-Сколько верных равенств вы записали?( 3).

Проверка по эталону на экране компьютера.

     

 -Какое свойство сложения помогло найти неверные суммы?        (Переместительное). Как оно звучит? ( От перестановки слагаемых сумма не изменяется).

6. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

 № 5, с.9

-Лена, Петя и Катя нарисовали геометрические фигуры. Какие это фигуры?

-Сколько лучей на каждом рисунке ?( Аналогичные рисунки переносятся на доску). Покажите. А что такое луч?

         Л.                                        

                 .                        П.               .    

                         

                                                             К.            

                                                                         

№ 6, с. 9( самостоятельно)

Фронтальная проверка.                                    

- Кто справился с этим заданием и может всем объяснить? ( К. )

                                                                                                   б.    б.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какие новые знания вы унесёте с этого урока?

-Что вам особенно понравилось?

-Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?

- Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности.

Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое.  Значение разности.Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно про...

Конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"

Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты:– Ли...

Презентация к уроку математики. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7891130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема урока - "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"....

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. Урок математики 1 класс.

Технологическая карта и презентация урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей." Урок - открытие новых знаний....

Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"...