Урок математики во 2 классе по теме "Римская нумерация чисел"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Урок проведен в нестандартной форме - урок-путешествие.  Прослеживаются межпредметные связи урока математики с историей, окружающим миром.  В обсуждение данной проблемы вовлечены все учащиеся: фронтальная работа сочеталась с работой в парах и в группах.  Предложенные задания развивали логическое мышление, внимание, вычислительные навыки.  Учащиеся наблюдали, сравнивали, делали выводы.  Домашнее задание отсутствовало, так как урок проводился в последний учебный день недели. В заключение урока учитель похвалил, подбодрил детей и преподнес сюрприз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rimskaya_numeraciya_chisel.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Булдакова Н.В.  идентификатор 228-053-326

Тема: Римская нумерация чисел.

Цели: познакомить учащихся с записью римской нумерации, с историей ее появления в науке, значением римской нумерации в современной жизни, показать преимущество  арабской нумерации, развивать интерес к предмету, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Оборудование для учителя: таблица «Римская нумерация чисел», географическая карта полушарий, выставка книг с римской нумерацией, мультимедиа, компьютер, карта путешествия по стране «Циферии».

Оборудование для учащихся: учебник «Математика» И.И. Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина.  2 часть – Издательский дом Федоров Издательство «Учебная литература», 2008, спички

Программа: система Л.В.Занкова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Читайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу!

  1. Сообщение темы урока.

Учитель.  В стране «Циферии» живут математика, алгебра, геометрия.  По ней вы будете путешествовать все школьные годы.  А пока мы учимся математике.  Знаете ли вы, что первый учебник математики был напечатан по заданию Петра Первого учителем математики, выходцем из крестьянской семьи, Телятиным.  Ведя с ним беседы, царь сказал: «Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания, как магнит.  Так быть тебе по сему Магницким»  Написанная им Арифметика в 1703 г., стала лучшим учебником по математике.  Этот учебник вы видели во время экскурсии по залам Саратовского краеведческого музея.  Итак, отправляемся в путь.

Учитель.   Определите, в котором часу начнем путешествие.  Помогут в этом часы с римской нумерацией. (9 часов)

Учитель.  Из страны «Математики» прислали для вас пригласительный билет.

Пригласительный билет затаил в себе секрет.

                                                                 

                                                                  Булдакова Н.В.  идентификатор 228-053-326

Лишь стручок переложи и примеры те реши.  
( Стручки расположены следующим образом: II-I=II, переложив стручок, получим решение: I+I=II)

Учитель.  Итак, снова в путь.

1 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

             Рассказ учителя из истории возникновения римских чисел.  Работа по таблице

           «Римская нумерация чисел».  Наблюдения учащихся.   Вывод: почему арабская

             нумерация   чисел имеет преимущества над римской.  

 

На слайде число 34=ХХХIV

Учитель показывает, как складывают римские числа.   Учащиеся убеждаются и делают вывод: арабские числа удобны в записи, а также при выполнении действий.

Работа по учебнику.  Выполнение задания №318.

2 станция «ГОРОД ЗАДАЧ»

Решение задачи из учебника № 319.  Работа в группах.  Проверка.

Учитель.  В этом городе живут и логические задачи. Внимание!  (Запись на слайде)

Леснику поручили срубить 11 сухих деревьев.  Но их оказалось всего лишь 3.  Тем не менее, лесник не расстроился: имея 3 дерева, он выдал 11.  Как лесник выполнил данное поручение? 

(Ответ.  Лесник положил деревья следующим образом: XI)

Учитель.  Из этих деревьев сделали спички.  Положите спички перед собой.

  1. Нельзя ли из трёх спичек сделать 6, не ломая их?  (Ответ.  Положить так: VI)

  1. Люба и Шура играли в спички.  Шура говорит Любе: «Как доказать на спичках, что если отнять 2 от 10, то ничего не останется».  Люба сначала не сообразила, а, взглянув на стенные часы, улыбнулась и решила задачу.  А вы догадались?

(Ответ: пожить спички так: X – II= 0 ) 

3 станция «ГОРЫ ТРУДНОСТЕЙ»

Учитель.  Найдите значения выражений и вы прочитаете название страны.

9х9       Я                     10х6+12:4     Д                18+9х3        И

                                                                  Булдакова Н.В.  идентификатор 228-053-326

100-4х7          И              6х(18:2)        Н

(Проверка.  Получили ответы:  81, 63, 45, 72, 54)

Учитель.  Что наблюдаете? Расположите числа в порядке возрастания значений выражений.  ( Каждое следующее значение выражения увеличивается на 9.  Прочитаем: Индия)

Учитель.  Почему выбрана Индия?  Во-первых, в Индии самые высокие горы – Гималаи (а станция называется «Горы трудностей).  Самая высокая гора Джомолунгма – 8848м.  Её освоение произошло в 1953 году советскими альпинистами.  (Рассказ сопровождается показом географических названий на физической карте мира)  Во-вторых, арабские цифры завезли арабы из Индии.     Сравните, у индейцев – сунья, у арабов – сифра, а у нас – цифра.  Итак, снова в путь!

4 станция « ПРОЛИВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ»  

                   Проводится музыкальная физминутка

                 Учитель.    Приближаемся к 5 станции – «КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ»

Учитель.  Нас встречают король и королева страны Математики.  (На голове у учащихся короны желтого цвета.)  Король читает указ.

Кто не выучил таблицу,

Заточу того в темницу!

Тот, кто выучил на «пять» -

Королевством управлять!

Король даёт задание.  Какие три числа перемножить или сложить, чтобы получить один и тот же результат?   ( Ответ: 1х2х3=6     1+2+3=6)

Королева предлагает решить ребусы

3+рисунок кота + Ж (трикотаж)

3 + рисунок батона ( убираем 2 первые буквы) ( тритон)

Учитель.  Что вам известно о жизни тритона?   ( Тритон – семейство земноводных.  В домашних условиях проживает в террариуме)

6 станция «ДОЛИНА СМЕЛЫХ»

На слайде записаны уравнения:  

42:х=7       а х7=56        7 х у=70        х :4=9

Решите только те уравнения, где неизвестное число находится делением.

Работа в парах.  Взаимопроверка.

                                                                   Булдакова Н.В.  идентификатор 228-053-326

Учитель.  Приближаемся к станции «КОРОЛЕВСТВО ГЕОМЕТРИИ».

                                                               

            Но почему нас никто не встречает?  

            Оказывается, королева оставила нам    видеозапись.

            Так уж в жизни получилось,

За границу отлучилась.

До свидания, на прощанье

Вот такое вам задание.

На слайде рисунок свинки.  

Учитель.  Что наблюдаете?   (Ответ.   Рисунок составлен из геометрических фигур: туловище свинки – прямоугольник, мордочка – треугольник, ноги – лучи,

хвостик – кривая линия..   Зашифрованы римские числа: задние ноги – один,  передние – число пять, глаз – число 100, щетинки на спинке – число 50.  Свинка грустная, так как хвостик и пятачок опущены вниз)

Учитель.  Нарисуйте весёлую свинку, её подружку.  Как выполнили работу?  (Ответ.  Хвостик и мордочка подняты кверху)

Учитель.  Вот и закончилось наше путешествие по стране «ЦИФЕРИИ».

Скоро прозвенит звонок,

            Подводить пора итог.

Чьи ответы были интересными?   Чему вы удивились?  Выставление оценок.

Заранее подготовленный ученик знакомит с литературой, где используется римская нумерация.

Учитель.  Вы неплохо потрудились.

                  Отдыхали и учились.

                  Подкрепиться вам пора.

                  Не хотите ль пирога?

                  Отвечать тогда пора:

                   Каков вес у пирога?

 

На слайде рисунок весов: на левой чашке весов гиря 3 кг и пирог, на правой – гиря 5 кг и гиря 1 кг.   ( Ответ: вес пирога 3 кг.)

(Учитель угощает детей пирогом.)

                                Список использованной литературы 

  1. В.В.Волина.  Праздник чисел.  – Издательство «Знание», Москва, 1993
  2. Г.В.Раицкая.  Олимпиадные задания.  - Издательский Дом Федоров, Издательство «Учебная литература», 2007
  3. Т.А.Лавриненко.  Задания развивающего характера по математике.  -  

ОАО Издательство «Лицей», Саратов, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 1 класс по теме: "Нумерация чисел от 1 до 20"

Ребята, сегодня у нас в гостях хорошо знакомые вам герои русской народной сказки «Репка». Они приготовили для вас много интересных занятий и помогут провести нам урок.   Как вы помните, по с...

Урок математики 3 класс по теме- Нумерация трёхзначных чисел.

- формирование умения читать, записывать, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;-определять десятичный состав трёхзначных чисел;-способствовать развитию памяти, внимания, логического мыш...

Методическая разработка по математике. 4 класс. Тема: Повторение. Нумерация чисел.

Знакомство с учебником по математике для 4го класса. Повторение пройденного....

Тренажер по математике 1 класс на тему :" Нумерация чисел и счет в пределах 20"

Тренажер помогает ученикам успешно развивать и использовать навыки счета в пределах 20. Данный прием отлично развивает зрительную память, последовательность чисел в счетном ряду.Раздаточный материал в...

Урок математики 2 класс "Закрепление знаний Нумерация"

интегрированный урок математики и ПДД...

Контрольная работа по математике 2 класс по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»

Контрольная работа № 1  по теме«Нумерация чисел от 1 до 100»...

открытый урок по математике 1 класс по теме "Нумерация чисел в пределах 10"

Наэтом уроке ребята не только доказали свои знания в матиматике в пределах 10,но и смогли преодолеть все препятствиия в морском путешествии, и доказали, свои знания. урок пропитан интересными заданиям...