Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Радионенко Татьяна  Николаевна

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ №29/2065-п от 10.04.2001 г.), и  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Математика»  Авторы И.В. Больших, О.И Кукушкина).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl.matematika.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

  Рекомендовано методсоветом                                                                                                                                   Утверждаю:

  к реализации                                                                                                                                                                Директор  

  Протокол № _____ от ______ 20___ г.                                                                                                                  Сиприкова С.А. ______________

  Зам. директора по УВР                                                                                                                                            « _____ » _______________ 20___г.

  Зотова Т.И.  ______________

Рабочая учебная программа

по курсу «Математика» во 2 классе

2011 - 2012учебный год

                                                                                                                                               

                                                                                                                                          Составитель:

                                                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                                                              первой квалификационной категории

                                                                                                                                          Радионенко Т.Н.

Хабаровск, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ №29/2065-п от 10.04.2001 г.), и  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Математика»  Авторы И.В. Больших, О.И Кукушкина).

Согласно базисному учебному плану  на изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего – 170 часов в год.

Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематического курса математики на следующих ступенях школьного образования, а также способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления.

          Курс  математики  2  класса  построен  на  общей  научно-методической  основе, реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника  и позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.

          Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Основу курса составляют продолжение представления о натуральном числе от 1 до 100 и нуле, четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Программа объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал, а также предполагает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики направлено на повышение уровня формируемых обобщений и развития абстрактного мышления, что особенно важно для детей с нарушенным слухом.

         Структура программы составляет соотношение тематических разделов курса, задач обучения и соответствующих им видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности типовых заданий и упражнений, помогает определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должна быть освоены детьми.

         

         Содержание обучения математике  во втором классе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой на дальнейших этапах обучения.      

  Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе. Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребенок последовательно изучал связанные между собой понятия и действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.        
          
 На уроках математики осуществляется работа над коррекцией произносительной стороны речи детей, которая заключается в систематическом контроле над реализацией каждым учеником его максимальных произносительных возможностей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.

  Основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухо-зрительный.

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  1. развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  2. освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  3. воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр), выявлять изменения, происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Основные задачи начального курса математики:

  1. формирование понятия о натуральном числе и нуле;        
  2. формирование умений производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 100
  3. формирование умений анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;        
  4. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;
  5. формирование пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
  6. формирование  общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);
  7. формирование умений использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей. 

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  1. Арифметические действия
  2. Числа и величины
  3. Работа с текстовыми задачами
  4. Нумерация (числа от 1 до 100)
  5. Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
  6. Геометрические величины.

Арифметические действия: устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления; единица длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр; решение задач  на 4 арифметических действия в течение года; названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица умножения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, перестановка множителей). Способы проверки правильности вычислений.

Числа и величины. Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Величины и единицы их измерения. Единицы длины (сантиметр, дециметр, миллиметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин.

Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше в ...», «меньше в ...», «во сколько  раз  больше?», «во сколько раз меньше?» 

Нумерация (числа от 1 до 100): образование и названия двузначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение двузначных чисел; представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел;  

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.

Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр, миллиметр, метр). Измерение длины отрезка.

Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)

  1. Уроки сообщения  и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
  2. фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.

 Формы контроля в процессе обучения: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

42 часа

   к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3

2 четверть

37 часов

  к.р. – 2; м.д. – 2; с. р. – 3

3 четверть

50 часов

  к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3

4 четверть

41 час

  к.р. – 3; м.д. – 3; с. р. – 3

Итого:

170 часов (5 часов в неделю)

  к.р. – 11; м.д. – 11; с. р. – 9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

обучающимися к окончанию 2 класса

Неслышащие  учащиеся

 должны знать:

  1. название и последовательность чисел в пределах 100;
  2. названия и обозначения действия умножения и деления;
  3. таблицу умножения;
  4. название чисел при умножении и делении;
  5. как найти неизвестное делимое (делитель);
  6. правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
  7. меры длины, соотношения между ними;
  8. название единиц измерения длины (сантиметр, дециметр, миллиметр, метр);
  9. свойства сторон квадрата и прямоугольника.

   Должны уметь:

  1. читать и записывать числа от 0 до 100;
  2. выполнять устно арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление);
  3. выполнять письменно умножение и деление в пределах  100 (табличное умножение и деление);
  4. решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий;    
  5. решать задачи на 4 арифметических действия;
  6. решать задачи на деление  на равные части,  на деление по содержанию;
  7. решать задачи на умножение;
  8. решать задачи на увеличение (уменьшение)  числа в несколько раз;
  9. составлять простые задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу);
  10. решать примеры, включающие в себя 2-3 действия со скобками и без скобок;
  11. находить неизвестные компоненты при умножении (делении);
  12. выполнять действия с числами с указанными  мерами;
  13. распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки  на бумаге с разлиновкой в клетку;
  14. измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур;
  15. представлять двухзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  16. пользоваться изученной математической терминологией;
  17. выполнять вычисления с нулем;
  18. измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки  отрезок заданной длины;

    

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, величине;
  3. решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями(покупка, измерение, взвешивание и др.);

Учебно-методический комплект

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Программа

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005

Раздел

программы

Математика. И.В. Больших, О.И Кукушкина

Учебник

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для

2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010, 96 с.

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для

2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010, 96 с.

Дидактические средства

Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010

Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2010

Методическая литература

Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др.:

2 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю)

Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном-IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. М.: ACADEMA, 2002, 184 с.

Материалы для проведения проверочных работ

Волкова С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 80 с.  

Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др.:

2 класс. М.: ВАКО, 2011, 432 с. (В помощь школьному учителю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Математика" УМК "Гармония"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. ПОдробная пояснительная записка, календарно-тематические планирование с указанием темы каждого урока и форм контроля результатов....

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Рабочая программа по курсу "Математика" к УМК М. И. Моро 2 класс

Рабочая программа курса «Математика»  для 2 класса на 2012-2013 учебный год разработана на основе Федерального госуд...

Рабочая программа по курсу «Технология» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

Рабочая программа по курсу "Математика"1класс ФГОС Школа России

Рабочая программа по математике Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математика» на 2011-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Математика»на 2011-2015 учебный год (+ ТП)...