Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Глущенко Лариса Владимировна

Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью этого числа – цифрой 8. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_8._cifra_8.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

   Авторы: Глущенко Л. В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1»,

Спинко Н. П., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2»

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

План-конспект урока по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова

Тема: «Число 8. Цифра 8»
(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Число 8. Цифра 8

Тип урока

«Открытие» нового знания

Цель урока

Создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью этого числа – цифрой 8.

Планируемый результат

Научиться способу образования числа 8 и графической записи этого числа – цифрой 8.

Задачи

Воспитательные

  • Учиться работать по правилам работы в группе, паре;
  • Стремиться к выполнению ролевых правил;
  • Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера.

Развивающая

  • Уметь составить алгоритм написания цифры 8

Обучающие

  • Уметь пользоваться алгоритмом при написании цифры 8.
  • Уметь действовать по правилу образования и получения последующего и предыдущего чисел.
  • Уметь соотносить цифру 8 с числом предметов, узнать место числа 8 в натуральном ряду чисел, научаться складывать и вычитать числа в пределах 8.

Основные понятия

Прямой счет, обратный счет, последующее число, предыдущее число; число и цифра, сравнение чисел.Понятия «сумма», «разность».

Универсальные учебные действия:

        личностные

Имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы; положительно относятся к школе.

метапредметные

Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,умеют осуществлять контроль по результату, контроль результата по просьбе учителя; отличают верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Познавательные: стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараются производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: организовать самоопределение  к учебной деятельности.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Коммуникативные УУД

II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  

1.Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.

2.Организовать  самими  уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Работа в парах.

Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 20,

показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

в обсуждение проблемныхвопросов.

Организовать работу в парах. Обеспечить контроль за выполнением задания.

Устный счёт

Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы подняться по лесенке ввысь.

  • Счёт до 10 вперёд и обратно.
  • Сосчитайте от 4 до 10, от 8 до 10.
  • Сосчитайте от 10 до 3, от 10 до 1.
  • Назовите последующее число 2, 5.
  • На сколько последующее число больше предыдущего?
  • Как получить последующее число?
  • Назовите предыдущее число 5, 7.
  • На сколько предыдущее число меньше последующего?
  • Как получить предыдущее число? (Отнять единицу)
  • Какое число стоит слева от 10, 8?
  • Какое число стоит справа от 7, 4?
  • Назовите соседей числа 6.

На полянке растут необычные цветы. На цветах – примеры. Решите их (2+2, 6-1, 1+3, 4+1, 7-1, 5+2.., 7+1).

Сравните результат с доской.

Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается число 8, поэтому не можем выполнить задание до конца)

Умение слушать и понимать речь других Коммуникативные УУД

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, Регулятивные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах.

Коммуникативные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

Познавательные УУД

III этап.            Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

Вместе с учителем формулируют учебную задачу.

Так чему мы сегодня будем учиться на уроке?

 Какова цель нашего урока?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь другихКоммуникативные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

высказывать своё предположениеРегулятивные УУД

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению состава числа 8.

Включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов

и определения темы урока.

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

ТЕМА урока: «Число и цифра 8»

– Вот мы попали в сказочный лес. Лес этот полон разных чудес. А знаете ли вы, какие животные живут в лесу?

Ответы детей.Здесь звери не только умеют играть,
Они тоже умными все хотят стать.
И учит зверюшек медведь косолапый,
Указку держа своей лапой мохнатой.

– Что это перед нами? (Лесная школа)

- На какие две группы можно разбить животных, которые учатся в лесной школе? (Учитель и ученики, большие и маленькие, дикие и домашние)

– Составьте числовые равенства по рисунку.

7+ 1 = 8

1 + 7= 8

8– 1 = 7

8– 7= 1

– Что обозначает цифра 8 (Все звери)

– Что обозначает цифра 1? (Домашнее животное – котёнок)

– Что обозначает цифра 7 (Дикие животные)

– Как получить число 8? Ребята, а хотите сегодня поучиться в лесной школе?

Давайте немного отдохнем.

Физминутка(музыкальная)

-Как получить число 8?

-Покажите цифру 8 в цифровом ряду, назовите его соседей.

Дидактическая игра. « На что похожа цифра 8?»

-Чему мы должны ещё научиться? (Писать цифру 8)

-Посмотрите на образец. Расскажите по схеме, как пишется цифра 8. Сравним, правильно ли мы прочитали схему (показ образца написания цифры)

Вывод: Мы с вами «открыли» новое знание. Какое?

Уметь проговаривать последовательность действий на урокеРегулятивные УУД

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядность, свой жизненный опыт

Познавательные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Коммуникативные УУД

Уметь сравнивать с эталоном

Регулятивные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

Познавательные УУД

V этап. Реализация построенного проекта

Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Работа в парах  

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

- Давайте вернёмся к заданию на листках. Теперь мы сможем его выполнить?

Выполните задание.

Уметь выполнять коррекцию ранее выполненного действия

Регулятивные УУД

Уметь работать в паре

Коммуникативные УУД

VI этап.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи  тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа.

Работа в тетрадях. Написание цифры 8

Включить учащихся

в обсуждение изученных вопросов

Дидактическая игра «Верно, неверно».

Как получить 8?

Назовите предыдущее и последующее число.

Напишите в воздухе цифру, обведите цифру по образцу, используя алгоритм.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Коммуникативные УУД

Уметь проговаривать последовательность действий при написании цифры

Регулятивные УУД

VII этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

Работа в тетрадях.

Работа со схемой Написание цифры 8

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Допишите строчку самостоятельно, используя алгоритм.

Как мы проверим, правильно ли выполнили работу? (Сравним с образцом)

Как вы поймёте, что ваши цифры написаны правильно?

(Найдём цифры, похожие на образец и подчеркнём их)

Уметь проговаривать последовательность действий при написании цифры, уметь сравнивать с эталоном

Регулятивные УУД

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить содержание изученного знания.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка, схем, математических символов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемныхвопросов.

– Установите закономерность 8 88 888 8888 …….

- Обведите в тетради 8 клеток разными способами. Придумайте свои фигурки из восьми клеток.

Зарядка для глаз:

Как интересно, что в зимнюю пору
Лесные зверята отправились в школу.
А чем же они занимались здесь летом?
Давайте посмотрим и быстро ответим. (
По рисункам составляют выражения)

    2 + 2 + 1, 3 + 5, 1 + 7, 5 – 4.

– Как играют звери? (Дружно)

– А мы давайте дружно поработаем по учебнику.

С.56.Подберите рисунку соответствующее выражение:

 -Какими монетами можно уплатить в кассу 8 рублей?

  С. 56  № 4 Сравни выражения

    6+1□8     7-1□8     7+1□8     5+1+1□8

Учитель-медведь приготовил для вас весёлые задачи.

Белка, ёжик и енот,
Волк, лиса, малышка-крот
Были дружные соседи.
На пирог пришли к медведю.
Вы, ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.

Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
3 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.

Сколько насекомых в воздухе кружат?
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 стрекозы,
2 осы, 2 комара. Называть ответ пора.

– Ребята, почему все животные такие бодрые, весёлые?
– А что мы с вами должны делать, чтобы быть здоровыми?

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные УУД

Стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Коммуникативные УУД

IX  этап.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

-Какова же цель нашего урока? Справились мы с этой целью? Почему нам это удалось?

(потому что мы умеем работать  в группах, по правилу, самостоятельно)

-Значит вы какие?(самостоятельные, внимательные, дружные, трудолюбивые)

-Где вы можете применить полученные знания?

Расскажите по схеме:

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке, опираясь на тему и цель, определить практическую значимость полученных знаний

Регулятивные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике в 4 классе по ФГОС ( учебник "Школа России", автор М.И.Моро)

Тематическое планирование по математике в 4 классе по ФГОС ( учебник " Школа России", автор М.И.Моро)...

КТП "Математика"автор М.И.Моро, С.И.Волкова

КТП "Математика"автор М.И.Моро, С.И.Волкова...

Технологическая карта урока УМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  Моро Тема: «Образование чисел второго десятка»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Образование чисел второго десятка»...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 2 класс», автор М.И. Моро Тема: «Устные приёмы вычислений вида 36+2, 36+20»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 2 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Устные приёмы вычислений вида 36+2, 36+20»...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 1 класс», автор М.И. Моро Тема: «Ломаная линия»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Ломаная линия»...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 4 класс», автор М.И. Моро Тема: "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, расстоянием, временем".

Подробная технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь скорости, расстояния и времени". 4 класс. Математика. УМК "Школа России"...