Главные вкладки

    Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")
    план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

    Глущенко Лариса Владимировна

    Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью этого числа – цифрой 8. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chislo_8._cifra_8.docx48.49 КБ

    Предварительный просмотр:

       Авторы: Глущенко Л. В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1»,

    Спинко Н. П., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2»

    Предмет: Математика

    Класс: 1 класс

    Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

    План-конспект урока по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова

    Тема: «Число 8. Цифра 8»
    (Технологическая карта изучения темы)

    Тема

    Число 8. Цифра 8

    Тип урока

    «Открытие» нового знания

    Цель урока

    Создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью этого числа – цифрой 8.

    Планируемый результат

    Научиться способу образования числа 8 и графической записи этого числа – цифрой 8.

    Задачи

    Воспитательные

    • Учиться работать по правилам работы в группе, паре;
    • Стремиться к выполнению ролевых правил;
    • Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера.

    Развивающая

    • Уметь составить алгоритм написания цифры 8

    Обучающие

    • Уметь пользоваться алгоритмом при написании цифры 8.
    • Уметь действовать по правилу образования и получения последующего и предыдущего чисел.
    • Уметь соотносить цифру 8 с числом предметов, узнать место числа 8 в натуральном ряду чисел, научаться складывать и вычитать числа в пределах 8.

    Основные понятия

    Прямой счет, обратный счет, последующее число, предыдущее число; число и цифра, сравнение чисел.Понятия «сумма», «разность».

    Универсальные учебные действия:

            личностные

    Имеют определенные познавательные потребности и учебные мотивы; положительно относятся к школе.

    метапредметные

    Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,умеют осуществлять контроль по результату, контроль результата по просьбе учителя; отличают верно выполненное задание от неверного.

    Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

    Познавательные: стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараются производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

    Технология проведения

    Деятельность

    ученика

    Деятельность

    учителя

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    УУД

    I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Цель: организовать самоопределение  к учебной деятельности.

    Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

    Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

    Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

    -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

    Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Коммуникативные УУД

    II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цель:  

    1.Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.

    2.Организовать  самими  уч-ся фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

    Работа в парах.

    Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 20,

    показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

    в обсуждение проблемныхвопросов.

    Организовать работу в парах. Обеспечить контроль за выполнением задания.

    Устный счёт

    Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
    Смекалку, фантазию нашу возьмём,
    Дорогой с пути никуда не свернём.
    Но чтобы лес нам скорее достичь,

    Должны мы подняться по лесенке ввысь.

    • Счёт до 10 вперёд и обратно.
    • Сосчитайте от 4 до 10, от 8 до 10.
    • Сосчитайте от 10 до 3, от 10 до 1.
    • Назовите последующее число 2, 5.
    • На сколько последующее число больше предыдущего?
    • Как получить последующее число?
    • Назовите предыдущее число 5, 7.
    • На сколько предыдущее число меньше последующего?
    • Как получить предыдущее число? (Отнять единицу)
    • Какое число стоит слева от 10, 8?
    • Какое число стоит справа от 7, 4?
    • Назовите соседей числа 6.

    На полянке растут необычные цветы. На цветах – примеры. Решите их (2+2, 6-1, 1+3, 4+1, 7-1, 5+2.., 7+1).

    Сравните результат с доской.

    Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается число 8, поэтому не можем выполнить задание до конца)

    Умение слушать и понимать речь других Коммуникативные УУД

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, Регулятивные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах.

    Коммуникативные УУД

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

    Познавательные УУД

    III этап.            Выявление места и причины затруднения.

    Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

    Вместе с учителем формулируют учебную задачу.

    Так чему мы сегодня будем учиться на уроке?

     Какова цель нашего урока?

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

    слушать и понимать речь другихКоммуникативные УУД

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

    высказывать своё предположениеРегулятивные УУД

    IV.Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: построить проект выхода из затруднения

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать работу по изучению состава числа 8.

    Включить учащихся в обсуждение проблемныхвопросов

    и определения темы урока.

    Обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    ТЕМА урока: «Число и цифра 8»

    – Вот мы попали в сказочный лес. Лес этот полон разных чудес. А знаете ли вы, какие животные живут в лесу?

    Ответы детей.Здесь звери не только умеют играть,
    Они тоже умными все хотят стать.
    И учит зверюшек медведь косолапый,
    Указку держа своей лапой мохнатой.

    – Что это перед нами? (Лесная школа)

    - На какие две группы можно разбить животных, которые учатся в лесной школе? (Учитель и ученики, большие и маленькие, дикие и домашние)

    – Составьте числовые равенства по рисунку.

    7+ 1 = 8

    1 + 7= 8

    8– 1 = 7

    8– 7= 1

    – Что обозначает цифра 8 (Все звери)

    – Что обозначает цифра 1? (Домашнее животное – котёнок)

    – Что обозначает цифра 7 (Дикие животные)

    – Как получить число 8? Ребята, а хотите сегодня поучиться в лесной школе?

    Давайте немного отдохнем.

    Физминутка(музыкальная)

    -Как получить число 8?

    -Покажите цифру 8 в цифровом ряду, назовите его соседей.

    Дидактическая игра. « На что похожа цифра 8?»

    -Чему мы должны ещё научиться? (Писать цифру 8)

    -Посмотрите на образец. Расскажите по схеме, как пишется цифра 8. Сравним, правильно ли мы прочитали схему (показ образца написания цифры)

    Вывод: Мы с вами «открыли» новое знание. Какое?

    Уметь проговаривать последовательность действий на урокеРегулятивные УУД

    Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядность, свой жизненный опыт

    Познавательные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

    Коммуникативные УУД

    Уметь сравнивать с эталоном

    Регулятивные УУД

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

    Познавательные УУД

    V этап. Реализация построенного проекта

    Цель: реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

    Работа в парах  

    Обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    - Давайте вернёмся к заданию на листках. Теперь мы сможем его выполнить?

    Выполните задание.

    Уметь выполнять коррекцию ранее выполненного действия

    Регулятивные УУД

    Уметь работать в паре

    Коммуникативные УУД

    VI этап.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение новых знаний при помощи  тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

    Фронтальная работа.

    Работа в тетрадях. Написание цифры 8

    Включить учащихся

    в обсуждение изученных вопросов

    Дидактическая игра «Верно, неверно».

    Как получить 8?

    Назовите предыдущее и последующее число.

    Напишите в воздухе цифру, обведите цифру по образцу, используя алгоритм.

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

    Коммуникативные УУД

    Уметь проговаривать последовательность действий при написании цифры

    Регулятивные УУД

    VII этап.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

    Работа в тетрадях.

    Работа со схемой Написание цифры 8

    Обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Допишите строчку самостоятельно, используя алгоритм.

    Как мы проверим, правильно ли выполнили работу? (Сравним с образцом)

    Как вы поймёте, что ваши цифры написаны правильно?

    (Найдём цифры, похожие на образец и подчеркнём их)

    Уметь проговаривать последовательность действий при написании цифры, уметь сравнивать с эталоном

    Регулятивные УУД

    VIII. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель: выявить границы применимости нового знания, повторить содержание изученного знания.

    Работать с информацией, представленной в форме рисунка, схем, математических символов.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Организовать фронтальную работу по учебнику.

    Включить учащихся

    в обсуждение проблемныхвопросов.

    – Установите закономерность 8 88 888 8888 …….

    - Обведите в тетради 8 клеток разными способами. Придумайте свои фигурки из восьми клеток.

    Зарядка для глаз:

    Как интересно, что в зимнюю пору
    Лесные зверята отправились в школу.
    А чем же они занимались здесь летом?
    Давайте посмотрим и быстро ответим. (
    По рисункам составляют выражения)

        2 + 2 + 1, 3 + 5, 1 + 7, 5 – 4.

    – Как играют звери? (Дружно)

    – А мы давайте дружно поработаем по учебнику.

    С.56.Подберите рисунку соответствующее выражение:

     -Какими монетами можно уплатить в кассу 8 рублей?

      С. 56  № 4 Сравни выражения

        6+1□8     7-1□8     7+1□8     5+1+1□8

    Учитель-медведь приготовил для вас весёлые задачи.

    Белка, ёжик и енот,
    Волк, лиса, малышка-крот
    Были дружные соседи.
    На пирог пришли к медведю.
    Вы, ребята, не зевайте:
    Сколько всех зверей, считайте.

    Как-то раз в лесу густом
    Ёж построил себе дом.
    Пригласил лесных зверей,
    Сосчитайте их скорей:
    2 зайчонка, 2 лисёнка,
    3 весёлых медвежонка,
    2 бельчонка, 2 бобра.
    Называть ответ пора.

    Сколько насекомых в воздухе кружат?
    Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
    2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 стрекозы,
    2 осы, 2 комара. Называть ответ пора.

    – Ребята, почему все животные такие бодрые, весёлые?
    – А что мы с вами должны делать, чтобы быть здоровыми?

    Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

    Регулятивные УУД

    Стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

    Познавательные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

    Коммуникативные УУД

    IX  этап.

    Рефлексия учебной деятельности

    Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

    -Какова же цель нашего урока? Справились мы с этой целью? Почему нам это удалось?

    (потому что мы умеем работать  в группах, по правилу, самостоятельно)

    -Значит вы какие?(самостоятельные, внимательные, дружные, трудолюбивые)

    -Где вы можете применить полученные знания?

    Расскажите по схеме:

    Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке, опираясь на тему и цель, определить практическую значимость полученных знаний

    Регулятивные УУД

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Личностные УУД


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро

    Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...

    "Рабочая программа и тематическое планирование по математике 2 класс", авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, ФГОС

    Рабочая программа по математике 2 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания обра...

    Рабочая программа по математике 4 класс автор М.И.Моро

    Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России" автор М.И.Моро создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

    Рабочая программа по математике 1 класс автор М.И.Моро, М.А.Бантова и др. (ФГОС)

    Разработана на основе примерной порграммы начального общего образования....

    Тематическое планирование по математике в 4 классе по ФГОС ( учебник "Школа России", автор М.И.Моро)

    Тематическое планирование по математике в 4 классе по ФГОС ( учебник " Школа России", автор М.И.Моро)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Математика» (авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова и др.)

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской...

    КТП "Математика"автор М.И.Моро, С.И.Волкова

    КТП "Математика"автор М.И.Моро, С.И.Волкова...