Урок по теме "Измерения и дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Слабий Надежда Фёдоровна

Целью урока является формирование представлений о дроби как о числе, выражающем часть единиц счёта или измерения. Понятие дроби не даётся учащимся в готовом виде, через поисковую деятельность они приходят к выводу о недостаточности натуральных чисел для выражения результатов измерения величин удобными мерками и действия делени.я

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slabiy_n.f._urok.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока

Измерения и дроби.

Тип урока

Открытие нового знания

Предмет

Математика

Класс

4, общеобразовательной школы.

УМК

«Школа 2100»

Учебник

«Математика»  Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1.

Мотивация учащихся

Групповые формы работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Автор урока Должность

Слабий Надежда Фёдоровна

Учитель начальных классов, высшей категории

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Республика/край, город/поселение

Хабаровский край, город Хабаровск

Сценарий  урока

Цели урока

Создание условий для формирования представлений о дроби как о числе, выражающем часть единиц счёта или измерения через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

  1. Показать недостаточность натуральных чисел для выражения результатов измерения величин.
  2. Научить находить и изображать части единиц счёта и измерения через организацию  поисково – исследовательской деятельности учащихся.
  3. Формировать у учащихся умения использовать полученные знания при дальнейшем изучении дробей.
  4. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
  5.  Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Задачи урока для учащихся

  1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
  2. Найти способ, т.е. число, которым можно выразить часть единиц счёта или измерения.
  3. Применять полученные знания при решении математических выражений,  задач.
  4. Создать условия для развития  таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты: 

Предметный: применение алгоритма  нахождения n-й доли единицы

Коммуникативные: формирование умения работать в парах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить  рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование  материалы

Раздаточный материал для индивидуальной, групповой и парной работы, учебник «Математика»  Л.Г. Петерсон,  4 класс, часть 1.

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Вводная часть

I . Мотивация учебной деятельности

Цель:  формировать умения производить  рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

  • Я буду внимателен
  • Я буду старателен
  • Я буду трудолюбив
  • Я буду доброжелателен
  • Я буду активен
  • Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность,

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

  1. Цель: повторение внетабличных случаев умножения и деления,

Математический диктант

Учитель: ответьте устно на вопросы и запишите полученное множество чисел:

  • Найди произведение 4 и 15, уменьши в 5 раз. Чему  равно частное?
  • Увеличь число 16 в 3 раза, произведение уменьши в 2 раза. Чему равно произведение чисел?
  •  Произведение чисел 16 и 4 увеличить в 2 раза. Чему равно произведение чисел?
  •  Во сколько 108 больше 2?
  • Во сколько раз 42 меньше 420?
  • Сколько десятков в числе 1000?

(ответы: 12, 28, 128, 54, 10, 100.) Проверка по эталону.

Учитель: на какие группы можно разбить полученные результаты?

( двузначные и трёхзначные; круглые)

Учитель: Какие правила помогли выполнить задание?

(Умножение и деление числа на сумму, кратное сравнение чисел, знания компонентов  и результата деления и умножения)

Учитель: назовите одним словом это множество чисел.  (Натуральные)

- Какие числа называем натуральными? (1,…и до бесконечности).  

Учитель: если есть в математике такое понятие как «натуральные» числа, следовательно, есть и ненатуральные? Вам предстоит ответить на это вопрос на последующих уроках.

Организация работы учащихся, контролирующая.

Самостоятельная работа

2. Основная часть

III. Постановка проблемы.  

Цель: создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком.

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться

Учитель: задание 1 и 3 группам (на листочках).

Посовещайтесь в группе, решите задачи и запишите решение:

  • Оля разделила поровну  конфету между 2 подружками. Сколько конфет получила каждая? (по половинке).
  • Литр сока разлили поровну в 4 стакана. Сколько литров сока в каждом стакане? (четверть литра)
  • 7кг крупы рассыпали поровну в з пакета. Сколько килограммов крупы в каждом пакете? (2кг и одна треть - затруднение в решении и записи)

Учитель: задание 2 и 4 группам. Посовещайтесь в группе и  сделайте оценку площади фигуры А:

   

 

(4 < А<5).

Учитель: вопрос ко 2 и 4 группам.

- Где и почему встретили затруднение?

- Можно ли найти число, которое выражает точное значение площади фигуры? ( Нет, так как числа 4 и 5 соседние)

- Каким же числом вы предлагаете обозначить точное значение площади фигуры  А? (разные варианты)

 Учитель: вопрос к 1 и 3 группам.

- В чём причина затруднения в решении последней задачи?  (Не знаем, как находить части единицы, не умеем их обозначать натуральными числами)

Учитель: чему же мы должны научиться? (находить и обозначать части единицы)

Итак, цель нашего урока – научиться находить и изображать части единиц счёта и измерения.

Итог:  сформулируйте тему урока.

Тема урока: Части единиц счёта и измерения. Иначе их называют дроби, доли.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Фиксация гипотез, организация обсуждений, создание ситуации разрыва.

Исследовательская

Работа в группах

Анализируют

Доказывают

Аргументируют свою точку зрения

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и фиксация его в  алгоритм и опорный конспект.

Первичное представление о дроби.
Учитель: работаем с учебником-тетрадью, с.57

Чтение текста.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы измерить величину? (узнать сколько раз в ней содержится выбранная единица измерения);

Учитель: Какие числа используют, чтобы найти точное значение величины? (дроби);

Учитель:  итак, вывод: какие числа называют дробью? (Дробь – число, которое выражает часть единицы счета, измерения). Учитель: этим открытием мы и будем сегодня заниматься.
№ 1, с.58 – измерение отрезков, алгоритм использования циркуля  (с комментированием).

4е < АВ < 5е

6е < СД < 7е
Учитель: работа в группе.

- Выполните задание в учебнике №2, стр. 58

- Придумайте свои примеры из жизни, когда невозможно выразить точное значение величин натуральным числом.

- Представитель от каждой группы проговаривает выполненное задание.

Вывод: не все величины можно выразить натуральным числом.

Решение практических задач

 

Учитель: согласны ли вы с тем, что отрезок  разделён пополам?(Нет, так как части неравные).

Учитель: значит, какое обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными).

Учитель: начертите отрезок произвольной длины и разделите его на две равные части. Как вы это сделаете? (Измерим отрезок и найдём середину)

Учитель: как называют каждую часть? (половина). Отметьте половину отрезка любым цветом.

Учитель: значит, как мы будем находить треть, четверть, пятую долю и т.д. некоторой мерки? (будем делить на 3, 4, 5 и т.д. равных частей)

Учитель: задание группам. Составьте алгоритм нахождения доли единицы счёта или измерения.

Фиксирование алгоритма.

Алгоритм нахождения n-й доли единицы

  • Разделить целую единицу на n равных части.
  • Взять одну из равных частей

Регулирующая

Учебное исследование для выделения понятия

«Открытие» детьми новых знаний.

Коллективное исследование в ходе практической работы, формирование нового понятия и конструирование нового способа действия.

Физминутка

V. Физминутка

Присесть столько раз, в числе 25 содержится по 6; (24)

сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 61 разделите на 10 ; (6)

подпрыгнуть столько раз, сколько в числе100 десятков; (10)

сделать столько наклонов вперед, сколько вы получите, если 1000 разделите на 100;

Регулирующая

Аналитическая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: отработка построенного алгоритма

№ 3 (б), с.58 – разделить квадрат на 2 равные части, одну часть закрасить синим цветом.

Проверка по эталону.

Итог: Кто допустил ошибку? Почему допустили, что сделали неправильно?

№ 4 Раздаточный материал: круг.

Учитель: разделите круг с помощью перегибания на 4 равные части и закрасьте одну часть синим карандашом. Какая это часть круга? (четвёртая)

- Какую часть круга составляет незакрашенная часть? Какая часть круга больше закрашенная или незакрашенная? (треть круга, больше незакрашенная).

- Сколько четвёртых частей содержит половина круга?(4)

Учитель: итак, как найти часть фигуры? (надо разделить фигуру на равные части)

Учитель: составим опорный конспект, который поможет на следующих уроках вспомнить то, что сегодня исследовали. (Дети предлагают варианты)

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

Применение нового способа

VII Самостоятельная работа в парах с самопроверкой в классе.

Цель: формирование умения работать в парах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

 № 6 (а-в)

 - Выдели на отрезке указанную часть цветным карандашом и придумай способ обозначения этих частей с помощью чисел.

Ученики демонстрируют свои варианты обозначения частей.

Учитель: мы прослушали ваши варианты обозначения частей.  На следующем уроке продолжим обсуждение этого вопроса.

Контролирующая, организационная.

Парная  работа

4.Рефлексия.

VIII. Итог урока:

Цель:  формировать умения производить  рефлексию своей деятельности

  • Чему новому вы учились сегодня на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте:

 - кто овладел  способом находить и обозначать части единицы, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зелёный цветок;

 -кто не овладел этим способом, но пока еще не может объяснить его другому человеку, - покажите желтый цветок;

 - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите синий цветок;

 - кто ничего, к сожаленью не понял на уроке – покажите красный цветок.

 Давайте составим большой букет из ваших цветочков.

 Это результат вашей работы на уроке. Молодцы!

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

IX. Домашнее задание: закончите №6 (г-е)

Планирование

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики по теме "Дроби"

Урок разработан по учебнику Л.Г.Петерсон Математика 4 класс. В теме "Дроби" это первый урок. В уроке используется проблемно-деятельностный подход, дифференцированные задания, задания , развивающие мыш...

Конспект урока по математике "Вычитание дробей"

Конспект урока по математике "Вычитание дробей". Математика. Л.Г.Петерсон...

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 4 класс

Эта презентация поможет провести заключительный урок по теме "Обыкновенные дроби" в 4 классе  по программе Л.Г.Петерсон. У нас получился замечательный урок-зачет....

Конспект урока по теме "Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 3 класс

Урок разработан по системе Л.В.Занкова и даёт возможность через решение практических задач самостоятельно вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями....

Конспект урока по теме "Сравнение дробей".

Конспект урока по теме "Сравнение дробей"....

Презентация к уроку математики по теме "Дроби" 4 класс

В презентации содержатся геометрические фигуры, котрые разбиты на части. Ученики определяют в виде какой дроби можно представить закрашенные части фигур....

Математика. Урок – исследование. Деление и дроби. 4 класс. Л.Г. Петерсон

Урок построен в форме исследования. Формы организации учебной деятельности на уроке способствуют развитию умений у учащихся вести исследовательскую деятельность, находить пути и средства для её достиж...