"Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками"
план-конспект урока (математика, 3 класс) на тему

Бычкова Екатерина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока

в третьем классе по математике

 

с использованием технологии проблемного обучения

на тему:
«Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила и провела

Учитель начальных классов

 МБОУООШ п. Шатурторф

 Бычкова Екатерина Владимировна

2011 г.

Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

вида.  Урок с использованием  технологии проблемного обучения

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить детей с употреблением скобок при решении примеров.

Задачи:

1. Образовательные:

  • научить детей проставлять порядок действий при решении примеров со скобками;
  • закреплять навык решения составных задач;
  • научить решать поставленную проблему на основе построения гипотезы.

2. Коррекционно-развивающие:

  • коррекция восприятия на основе распознавания геометрических фигур;
  • коррекция внимания;
  • коррекция мышления на основе упражнения «соотнеси букву и цифру».

3. Здоровьесберегающие:

  • коррекция движений («Динамическая пауза»);
  • развивать мелкую моторику кисти;
  • закрепление правильной посадки при письме;
  • проводить минутки эмоциональной разгрузки;

      4. Воспитательные:

  • воспитывать мотивацию к учебе;
  • воспитывать социально-коммуникативные основы поведения;
  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование:

  1. плакаты;
  2. карточки с буквами (Айболит);
  3. карточки с индивидуальным геометрическим заданием;
  4. диск с записью музыкальной композиции для физкультурной минутки.

Ожидаемый результат:

  1. усвоение детьми понятие «скобки»;
  2. усвоение детьми знаний о решении примеров со скобками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок математики 3 класс.

 

Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент:

 

 
 Загнутый угол: Прозвенел, друзья, звонок – 
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Считать, отгадывать, решать.

 

 

 

 

 


II. Устный счет:

- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сегодня мы тоже попадем в сказку и поможем её главному герою. А в какую вы узнаете, разгадав зашифрованную запись.

Перед вами таблица, первый столбец буква, второй пример. Решив пример, вы узнаете код буквы. А затем подставите её в данный числовой ряд.

Пример:                                           Ответ:

 

15

5

20

16

8

10

9

А

й

б

о

л

и

т

 

Блок-схема: альтернативный процесс: Т	19-10=9
О	10+6=16
Й	10-5=5
Б	10+10=20
И	14-4=10
А	15+0=15
Л	9-1=8

image

 

 

 

- Конечно, это сказка «Айболит». Кто написал её?

- Айболит написал нам письмо, а в нем загадка. Прежде чем её отгадать, давайте вспомним, кто первым помог Айболиту отправиться в Африку?

- Правильно, это волки. Давайте отгадаем, сколько было волков, послушав загадку Айболита:

 

 
 Загнутый угол: На тропинке у куста,
Я увидел три хвоста.
Сколько же там было ног,
Я никак понять не мог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                      

imageimageimageimageimage            image

                                 

 

 

 
 image

 

 

 


imageimageimageimage- Ребята, каким примером, можно разгадать эту загадку?

Вспомогательные вопросы:

- Ребята сколько было волков, если из кустов выглядывало три хвоста?

- Сколько ног у каждого волка? Правильно данная загадка решается следующим примером:

 

 
 Загнутый угол: 4+4+4=12

 

 

 

 


- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

 

 
 Загнутый угол: 4*3=12

 

 

 

 


III. Работ в тетрадях.

- Запишите число, классная работа.

- Почему волки дальше не смогли везти Айболита? Кто его повез?

Скругленный прямоугольник: 2     17    0    4    16    11    9    18    20image

- Сильные волны мешали плыть киту, они перепутали все числа, запишите числа правильно, расставив по порядку: от меньшего числа к большему. Тогда Айболит сможет путешествовать дальше.

- Правильный ответ:

 

 
 Скругленный прямоугольник: 0	2	4	9	11	16	17	18	20

 

 


- Составьте и запишите два неравенства, используя этот числовой ряд:

 

            
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV. Постановка учебной проблемы.

 

- Почему кит не смог плыть дальше, и кто помог Айболиту?

- Давайте поможем Айболиту быстрее добраться до вершины горы, чтобы его подхватили орлы. Чтобы Айболит добрался до самой высокой точки, где обитают орлы, мы должны решить проблему.

Скругленный прямоугольник: 90-50+30=10

Скругленный прямоугольник: 90-50+30=70

 image

 

Учитель:

- Ребята, перед Вами две записи.

Двойная волна: 90-50+30=10
90-50+30=70

 

 

 

 

 

 


Ученики:

- Примеры одинаковые, а ответы разные.

Учитель:

- Если отличаются правые части, значит…закончите мою мысль.

Ученики:

- Значит должны отличаться и левые части.

Учитель:

- Так над каким же вопросом мы должны подумать?

Ученики:

- Чем же отличаются левые части?

Учитель:

- Ну и чем же отличаются левые части?

Ученики:

- Порядком действий.

Учитель:

- Какой порядок действий в первом примере?

Ученики:

- Сначала вычитание, потом сложение

Учитель:

- А во втором?

Ученики:

- Сначала сложение, а потом вычитание.

Учитель:

- В каком примере при вычислениях мы действовали по правилам?

Ученики:

- В первом.

Учитель:

- А во втором?

Ученики:

- Мы нарушили правило.
Учитель:

- Как же нам догадаться, что в примере сначала должно быть сложение?

Ученики:

- Наверное, должен быть ещё какой-то знак.

Учитель:

- Замечательно, такой знак, действительно должен быть. Он называется скобки. Так какова же тема сегодняшнего урока?

Ученики:

- Скобки.

Горизонтальный свиток: Скобки(Плакат на доску)

 

 

 

 

 

Учитель: Так что же обозначают скобки? Скобки указывают на то, что данное действие выполняется в первую очередь. Вывод:

(Плакат на доску)

Горизонтальный свиток: Действие в скобках выполняется в первую очередь.

 

 

 

 


- Правильно, ребята, мы решили эту сложную проблему и помогли Айболиту добраться до Африки.

 

 

 

 

 

 

V. Физическая минутка. (Динамическая музыкальная пауза)

image

VI. Закрепление нового материала.

- Куда же прилетели орлы с Айболитом? (В Африку)

- На пути Айболита встречались непроходимые джунгли с примерами и задачами. Давайте поможем нашему герою добраться до бедных больных животных.

- Ребята на доске 4 примера, решите их и расставьте порядок действий.

 

 
 Скругленный прямоугольник: 90-(30+40)=			80-40-20=
90-30+40=				80-(40-20)=

 

 

 

 

 

 


VII. Решение задачи.

Скругленный прямоугольник: У Айболита было 40 шоколадок. 20 шоколадок он приготовил для тигрят, 10 для страусят. Надо узнать, сколько шоколадок осталось для других больных животных?

 

 

 


- Повторите условие задачи.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос?

- Что мы должны узнать сначала?

- Сколько действий в задаче?

- Что узнаем первым действием?

- Что узнаем вторым действием?

- Запишите краткое условие и решение задачи в тетради.

(Ученики решают задачи под комментированное управление.)

- Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями. А сейчас передохнем.

 

VIII Минутка релаксация.

 

 
 Загнутый угол: Наклоните вниз головку,
Вправо поверните ловко,
Влево медленно верните
И на парту опустите.
Нам минутки тишины Очень иногда нужны.

 

 

 

 

 

 

 


IX. Работа с геометрическим материалом.

- Ребята, как Вы думаете, какие самые высокие животные в Африке? Они, наверное, первыми увидели Айболита?

- К нам тоже попал необычный африканский жираф – он из геометрических фигур.

Сосчитайте их и запишите ответ на индивидуальных карточках.

 

image

image

                     - 13

 

 
 image
 

                     - 2

image

                     - 8

 

image            

                      - 4

 

 

X. Оценка собственной деятельности. Рефлексия.

 - Ребята, у каждого из вас карточки с тигрятами, которых вылечил Айболит. Если вам было интересно на уроке и все понятно, то карточку поместите на первое место, если были небольшие затруднения, то карточку поместите на второе место, если вам было многое непонятно, то карточку поместите на третье место.

 

 

 
 image

 

image

XI. Оценивание работы учащихся на уроке учителем.

 

- Ребята, мне очень приятно, что ни одного тигренка не оказалось на третьем месте.

 

XII. Домашнее задание и подведение итогов урока.

 

- Ребята, расскажите, с чем вы сегодня познакомились. Что такое скобки и для чего они нужны?

- Составьте четыре примера с одинаковыми числами и знаками, но с разными ответами. Там, где нужно поставьте скобки. Укажите порядок действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Виды письменных работ. Работа над деформированным текстом"

Тема: Работа с деформированным текстом.

Цель: конструировать предложения на основе деформированного текста.

Задачи:

  • Развитие письменной речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении; закрепление полученных знаний по нахождению грамматической основы предложения.
  • Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
  • Повторение изученных орфограмм
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому; учить видеть прекрасное вокруг себя, беречь его и восхищаться им; повторить правила поведения в лесу.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Удивительный денёк!

И мы начнём урок!

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами окажемся в лесной осенней сказке и будем собирать в лукошко дары осенней сказки. И нас встречает коренной житель леса – лесовичок. Он будет давать нам задания и при правильном их выполнении нас ждёт подарок от лесовичка.

Ворота открываются!

Сказка начинается!

- Давайте проведём дорожку в осеннюю сказку.

  1. Минутка чистописания.

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

- Что же нам подарил лесовичок при выполнении этого задания? (кленовый листок)

- Давайте положим его в нашу корзинку.

  1. Словарная работа.

Растёт  в осенней сказке грибок,

Он ни низок, ни высок,

Кто к грибочку подойдёт,

Тот слова новые найдёт

(Описание: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.)

Отгадайте загадки.

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - …(хоккей)

  1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется …(шоссе)

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(Программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

- Что же нам подарил лесовичок при выполнении этого задания? (гриб)

- Давайте положим его в нашу корзинку.

  1. Работа по теме урока.

А путь по сказке продолжается,

И чудеса вот только начинаются!

Чудо растёт на полянке

Красные гроздья висят,

Давайте положим в лукошко

Красивый осени наряд!

- Но прежде, чем положить в лукошко гроздья рябины, нужно выполнить следующее осеннее  задание. (Слайд)

  1. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с текстом, повторять изученные орфограммы.

- Что такое текст?

- Какие бывают тексты?
(Повествовательные – как это было? Описания – каков предмет?)

- Что ещё может иметь текст?
(название, а название – это тема текста).

- Как понимаете выражение «деформированный текст»?

- Сегодня на уроке мы попытаемся составить и восстановить текст.  Озаглавить его.

4.2. Работа над деформированным текстом. (Слайд)

Он оделся в яркий наряд. Лес был сказочным.

Солнце светило ярко. Началась пора листопада. Небо было голубое.

От жёлтых листьев он казался золотым. Дети долго любовались красотой природы.Стоял ясный день.Подул лёгкий ветерок. Стая журавлей косяком тянулась к югу.  Листья закружились в дружном хороводе.  Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.  

Дети пошли на экскурсию в лес.

             (Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

             Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

             Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

             Потом они набрали разных листьев и вернулись домой. )  

- Что это за запись? Предложения? Текст? Можно ли назвать текстом?

- Как вы это определили?

- Но что же произошло с нашим текстом?

- Есть связь между предложениями? А что нужно сделать?

- Итак, располагаем предложения в таком порядке, чтобы установить логическую связь

(После выполнения задания рябина перемещается в корзинку. Слайд)

  1. Работа на повторение орфограмм безударная гласная в корне, сложные слова. (Слайд)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ...
(Сыроежки)

- Лесовичок дарит нам еще один подарок – сыроежку. Давайте посмотрим, что же лежит в нашей осенней корзинке.

Гр…бы, кл…новый л…сток, р…бинка, сыр…ежка.

Не хватает гласных букв.

Они висят на ветке.

Ты буквы нужные сорви,

Поставь в пустые клетки.

Е     И     Я     О     А

- Какие ещё орфограммы есть в этих словах?

- Вы хорошо справились с заданиями лесовичка, и он дарит нам осеннюю корзину. (Слайд)

- А что еще можно положить в осеннюю корзину?

- Где мы с вами сегодня очутились? (в осеннем лесу)

- Как нужно вести себя в лесу?

- Сегодня на уроке рисования мы с вами будем рисовать  осеннюю корзину.

5. Итог урока.

- Чем занимались?

- Какие орфограммы  повторяли?

Использованные интернет ресурсы:

http://kotomatrix.ru/forum/viewtopic.php?pid=87208 

http://www.yartoys.ru/shop/7107.html 

http://selinata.ru/post135229178/ 

http://www.abc-color.com/color/fruit/002/rowan-tree/rowan-tree-picture-color-ru.shtml

sch21-cher.ucoz.ru

http://www.proshkolu.ru/user/mamulka22/file/314558/

http://ravden.3dn.ru/load/zagadki/zagadki_rifmovki/pro_syroezhki/25-1-0-347

http://ru.picscdn.com/domain/needlenthread.com/

http://www.proshkolu.ru/user/Polikarpowa/file/685532/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе  лежит сюжет сказки  К.И. Чуковского...

урок математики "Сложение и вычитание круглых десятков" 2 класс

Если вам предстоит урок-закрепление по математике, то вы можете провести своих детей по маршруту. Помогая героям из Простоквашино, ученики не заметят, как пролетят 45 минут....

Сложение и вычитание круглых десятков.

Конспект урока  по математике. Программа "Школа России"...

Порядок действий в примерах со скобками

Данный урок проводится в 3  классе при закреплении  темы «Порядок действий в примерах со скобками». Обучение ведется  по  учебнику «Математика»  (авт. М.И. Моро, С.И. Волкова,...

Порядок действий в примерах со скобками. Презентация

Данная презентация является приложением к уроку "Порядок действий в примерах со скобками"...

Сложение и вычитание круглых десятков.

Учитель. Сегодня у нас ребята не простой урок. Мы идем с вами в цирк. Скажите, что надо для того чтобы попасть в цирк?Дети. Купить билет.Учитель. Верно. Сейчас нам предстоит купить билет. II.Устн...