Нумерация чисел.Числа от 11 до 20.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тибалова Раиса Ивановна

  Данная работа помогает познакомить учащихся с образованием и последовательностью чисел от 11 до 20, с чтением и записью, с десятичным составом каждого из чисел второго десятка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Урок           по математике

в 1-ом  классе.

Тема урока:

Числа от 1 до 20. Нумерация чисел.

Названия и последовательность чисел.

                                                                                 

                                                                         

                      Выполнила: учитель начальных классов

              Валгусской МБОУ ООШ  «СКЦ»

               Тибалова Р.И.

                                           

2013 г.

Урок по математике в 1 классе.

Тема: Числа от 1 до 20. Нумерация.

Названия и последовательность чисел.

Тип урока: комбинированный.

Программа: традиционная. 

Оборудование:  карточки с числами второго десятка, карточки с заданиями для индивидуальной работы,  слайды, фрагмент видеофильма «Второй десяток».    

Учебник:  Математика  

Учебник для 1 класса начальной школы

                         

 М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

Цели:

-формирование понятий о десятке;

-введение терминов «однозначные  числа», «двузначные числа»;

- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Задачи:

1.Образовательные:

познакомить детей  с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20;

повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся  в  решении задач.

2.Развивающие:

продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать  учебный материал,  воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.

3.Воспитательные:

воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.

        Структура урока:

  1. Организационный момент.                        2 мин.

  1. Устные упражнения.                                   5 мин.

  1. Работа над новым материалом.                  12 мин.

  1. Физкультминутка.                                        1 мин.

  1. Первичное закрепление нового  

 материала.                                                      3 мин.

6. Решение задачи.                                             5  мин.

7.Закрепление изученного материала.             3 мин.

 8.Закрепление нового материала.                    3 мин.

 9.  Итог урока.                                                    1 мин.

Ход урока

     1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок.         Мы сегодня отправимся в Математическую страну. Там мы узнаем, как образуются числа второго десятка, познакомимся с их названиями и порядком следования при счёте. Жители этой страны приготовили для вас разные задания. Выполнив эти задания, вы раскроете тайну волшебного слова. Путешествие наше далёкое, трудное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных математиков.  А есть среди вас такие? Это мы проверим. (Оформление рабочих тетрадей)(слайд 5)

2. Устные упражнения.

Учитель: Первая остановка называется «Десяток». Посмотрите, кто нас встречает? Это гном Вася. Он приготовил для вас задания.  (слайд 6)

1. Игра «Набери число».  (слайд 7)

Учитель: В каждой строке найдите два числа, при сложении которых получалось число 8.

                     

6

3

2

5

7

1

3

5

4

4

3

4

2. Отгадаем загадки. 

(  Результаты сообщают учителю числовым веером.)

Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей? (5)

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей? (8)

Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сколько было цыплят? (10)

Я нашёл в дупле у  белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка. (6)

(на доске  поочерёдно появляются числа   5  8  10   6)

(слайд 8)

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Посмотрите на  эти числа.

Какое из них отличается от остальных?

Дети:  10. Его можно назвать лишним.

(слайд 4)

Учитель: Почему вы назвали число 10?

Дети:

Оно двузначное, а остальные однозначные.

Учитель: Давайте вспомним, что такое десяток?

   Дети: Десять единиц составляют десяток.

(ученик читает стихотворение)

 Один, два, три,

А за ними, посмотри –

Идут четыре, пять, шесть –

Их нам надо быстро счесть.

Дальше будет семь и восемь.

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь прибавим –

И десяток вмиг составим.

Учитель:  Вот так мы добрались до остановки «Образование чисел».

Учитель:  Помните стишок про 0?

«Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки…»  Попробуйте в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой.

У кого наберётся  больше комбинаций?

(Дети работают с разрезными цифрами,  выкладывают комбинации на партах)   

1

*

12   16   18   15    19     и т. д.

- Какие  комбинации получились?

Кто знает, как называются эти числа?

 

( Просмотр фрагмента из видеофильма)-

 8 мин. 

4. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперёд, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

5. Первичное закрепление нового материала.

Работа с раздаточным материалом.

Учитель: А сейчас мы узнаем, внимательны ли вы. Соедините точки отрезками в порядке возрастания. Учитель: Какой рисунок получился?

Учитель: Ребята, давайте повторим название чисел второго десятка (повторяют хором).

А теперь запишем эти числа в тетрадь.

(слайд с рядом чисел 9)

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

6. Решение задачи.

(слайд 10)

Учитель: Ребята, как зовут этого сказочного героя?

Дети: Это Винни - Пух.

Учитель: Винни- Пух не может решить задачу .

Давайте поможем ему.

Решение задачи №5.

 Задача.

Чтобы сделать кормушки для птиц, Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – на 2 больше. Сколько дощечек выпилил Вася?

  1. Чтение задачи учащимся.

    2.     Анализ задачи по вопросам.

       - Что известно?

- Что надо узнать?

(слайд 11)

Ваня – 4 д.

Вася - ? на 2  больше

- Как узнать сколько дощечек выпилил Вася?

- Надо к 4 прибавить 2.

- Запишем решение.

- Ответили мы на вопрос задачи?

- Да.

- Запишем ответ.

- Какие ещё вопросы можно поставит к задаче?

- На сколько Вася больше вылепил, чем Ваня?

- Как этот сделать?

- 6 – 2 = 4

- Могли ли вы придумать продолжение этой задачи?

-  Ваня выпилил 4 дощечки, а Вася – 6. Сколько дощечек они выпилили вместе?

- Как решить задачу?

- Нужно к 4 прибавить 6.

- Сколько получиться?

- Получиться 10.

 

7. Закрепление изученного материала.

Учитель: Мы продолжаем путешествие по Математической стране.

Дифференцированная работа с учащимися.

Игра «Покормим  рыбок».

Учитель: Эта игра называется  «Покормим рыбок».

 Соедините рыбку с кормушкой.

(к примеру найдите нужный ответ).

Дети получают карточки с дифференцированными заданиями.

1 уровень.

4                     3                     10                    5

8+2               9-5                   8-3                 9-1

5+2               7-1                    6-3                5+4

 6                   8                       9                     7

2 уровень

9                  3                     10                    5

8+2             9-5                     8*3                10*2

5+2              7-1                     6-3                 5+4

6                   8                        4                    7

3 уровень

10            11                12            13

7*5          20 -7            30-14       10+7

21-6         24-10          40*30      6*5

14             15                16            17

8. Закрепление нового материала.

(слайд 12)

Учитель: - Кого мы повстречали на своём пути?

Дети: - Это Пятачок.

Учитель: Он приготовил для вас задание. (слайд 13)

Учитель: - Посмотрите на схему.

Куда нужно вставить число 10?

Дети:

13 =10 +3

18 = 10 +8

14 = 10 +4

Учитель:

Запиши под картинкой количество карандашей. 

(слайд 14)

(ученики записывают в тетрадь)

11  20 12 21 10

Игра «Собери букет»  (дополнительное задание)

9.  Итог урока.

Учитель:

- Вот мы и закончили путешествие по математической стране.

Что нового вы узнали из него?

Что вам понравилось?

А сейчас вы узнаете заколдованное слово.

Давайте хором его прочитаем. (Дружба) (слайд 15)

На прощание жители этой страны дарят нам подарки.

(Дети получают призы).

Игра «Собери цветок»

Самоанализ урока:

Данный тип урока предполагал формирование понятия о десятке, о «двузначных числах», о десятичном составе чисел.

Цель урока: познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

   Форму урока составляли традиционные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер.

Устный счёт включал в себя задание на повторение состава числа, сложение в пределах 10. Был проведён в форме фронтального опроса.

    Работа над новым материалом была проведена с помощью практического задания – составлением  чисел от 11 до 19, затем был показан учебный фильм «Второй десяток».

   Первичное закрепление нового   материала было проведено с помощью упражнения на развитие внимания (соедините точки в порядке возрастания).         Данный тип урока предполагал формирование и закрепление умения решать задачу. Подробно была рассмотрена задача на увеличение числа на несколько единиц.  

    Закрепление пройденного  материала было проведено в форме игры «Покорми рыбок». Игра была проведена в форме дифференцированной работы,  в которую были включены задания на развитие мышления.

   Закрепление нового материала было проведено с использованием слайдов. Цель: закрепить знания по образованию чисел второго десятка, развитие умения записывать эти чисел.

   Все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе на тему Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах десяти. Нумерация в пределах 20.

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета. Задачи образовательные: 1. Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычита...

Контрольная работа "Нумерация" 4 класс

Контрольная работа № 2 по теме "Нумерация" в 4 классе по программе "Школа России"...

Нумерация чисел.Числа от 11 до 20.

Данная работа  знакомит учащихся с  последовательностью натуральных чисел от 11 до 20, с десятичным составом каждого из чисел второго десятка....

Урок математики "Нумерация трёхзначных чисел. Сложения и вычитания, основанные на нумерации трёхзначных чисел."

Конспект урока  математики в 3 классе по теме "Нумерация трёхзначных чисел. Сложения и вычитания, основанные на нумерации трёхзначных чисел." На данном уроке учащиеся закрепляют умения в чтении и...

презентация к уроку математики "Письменная нумерация в пределах 1000" Числа от 1 до 1000. Нумерация. 3 класс

Школа России презентация к уроку математики "Письменная нумерация в пределах 1000" раздел Числа от 1 до 1000 Нумерация 3 класс урок №102Цель: учить выделять количество сотен, десятков, едини...

Технологическая карта урока «Нумерация. Устная и письменная нумерация»

Класс: 3Цель урока:  познакомить с новой счётной единицей, с образованием числа из сотен, десятков, единиц, названиями этих чисел.Планируемые результаты:Личностные: развивать учебно-познавательны...

«Нумерация. Устная и письменная нумерация 1000»

Конспект урока по математики 3 класс с использованием цифровых образовательных ресурсов....