Развитие коммуникативных ууд на уроках математики
учебно-методический материал по математике по теме

Семенова Юлия Викторовна

теоретический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemat_kom_uud.docx384.22 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В современной теории и методике преподавания в начальной школе  утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

На протяжении всего начального, обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких  форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения,   потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление.  Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации по исковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства,  то особая роль отводится  периоду обучения в начальной школе,  где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте),  под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.

Таким образом, актуальность рассматриваемого в представленной работе вопроса определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.  Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. 

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

Коммуникация как взаимодействие — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Важной вехой в развитии детей является преодоление эгоцентрической позиции в отношениях. В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.

К  концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника, приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.

Коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.

Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с обобщением (мышлением).Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984).

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

Учебное сотрудничество на уроках

Детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. В самом деле, независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики:

  • Соревнуются друг с другом за право называться лучшими;
  • Приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой свои цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;
  • Работают, объединившись в небольшие группы.

В случае, когда учащиеся вынуждены соревноваться между собой за оценки, они работают друг против друга, стремясь к достижению цели, которая доступна лишь немногим, а иногда лишь одному из них. Но соревнование имеет весьма существенный недостаток: личный успех ученика противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо очень много работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так как он не уверен в своей способности победить.

Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.

2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4) Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны - достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения  задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой оказания необходимой помощи друг другу.

Выделяют несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве.

Обучение в малых группах.  Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока:

Объяснение учителя.

Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.

Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям, выполнение контролируется группой.

Индивидуальная проверка достигнутого на основе теста.

Оценивание членов группы, при котором все участники одной группы получают одинаковые оценки.

Обучение в команде на основе турнира отличается от предыдущего варианта формой организации проверки знаний учащихся: вместо индивидуального тестирования проводится так называемый турнир столов. За столами собираются по одному ученику от каждой группы. Важно, что за каждым столом сидят равносильные ученики. Тесты достижений, предлагаемые школьникам, имеют различный уровень сложности: «сильному столу» предлагается задание повышенного уровня сложности, «среднему» - немного послабее , «слабому столу» - еще слабее. Количество баллов, которое получает школьник, справившийся с заданием, не зависит от «планки» стола.

Индивидуальная работа в команде удачно используется на уроках математики в 3-4 классах. При организации групповой работы контроль за формированием знаний и умений, выполнением домашних и классных заданий ведут ассистенты (оценщики) - специальные члены группы, которые отражают свою работу в специальных журналах. Это делается для того, чтобы у учителя освободилось время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками.

Технологии подготовки и проведения урока в сотрудничестве

1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.

Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует организовать на уроке. Учитель может выписать эти виды деятельности школьников на листе и продумать, какие из них целесообразно «передать» в группы.

Пример

При ознакомлении с новым материалом после фронтального объяснения учитель предлагает школьникам ответить на заранее написанные на доске вопросы по новому материалу, пользуясь учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:

Индивидуальные ответы;

Подготовка ответов на вопросы в группах.

Пример

Ученики должны решить примеры по новой теме. Эта работа также может быть проведена несколькими вариантами:

Ученики выходят к доске по одному и решают примеры, а остальные работают в тетрадях, сверяясь с доской;

Ученики работают в группах .

2 этап. Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

Определяя объем материала, подлежащего изучению на уроке, учитель должен помнить, что чаще всего он будет меньшим, чем при обычной организации обучения, а время, затрачиваемое на его освоение, соответственно большим. Следовательно, надо определить возможный резерв учебного времени, продумать, за счет чего возможна его экономия. При этом, скорее всего, педагогу придется скорректировать тематическое планирование целого раздела.

3 этап. Подготовить задания для групповой работы, необходимый дидактический и раздаточный материал.

Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала - центральное и самое трудоемкое звено технологии. При этом, чем больше сил тратит учитель на продумывание и подготовку материалов, тем успешнее пройдет урок сотрудничества и тем большее удовлетворение получит от него педагог.

При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:

1) разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;

2) задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разносторонне эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст задание.

4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке мебели в аудитории.

На первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать небольшие группы, по 3-4 человека. Следует иметь в виду, что организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа больших групп, по 5-6 человек, связана с существенной перестановкой столов.

Желательно, чтобы в группу вошли ученики:

  • с разными учебными возможностями;
  • мальчики и девочки.

Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал.

Скорее всего, группа, составленная только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не смогут помочь друг другу.

Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Иногда следует обратить внимание и на личностные качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.

Пример.

Группам дается задание ответить на вопросы по новому материалу. В группе 4 человека: сильный, двое средних и один слабый ученик. Работа может быть построена следующим образом: сильный ученик непосредственно отвечает на вопросы и руководит работой группы; слабый ученик находит подтверждение его ответов в тексте учебника; два других ученика работают следующим образом: один записывает ответы на лист бумаги, другой придумывает или находит в учебнике примеры.

5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.

Организация обучения в сотрудничестве предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Естественно, что каждое задание требует и своего состава исполнителей. Готовясь к уроку, учитель должен составить список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Однако учитель может помочь школьникам в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.

Возможны следующие внутригрупповые роли учебного сотрудничества: координатор, генератор идей, критик, исполнитель, ответственный за идею, ответственный за написание; оформитель, докладчик, контролер, ответственный за культуру поведения, организатор активной деятельности; редактор, ведущий и др. Часто бывает так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.

6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.

В ходе выделения этапов урока, на которых планируется организация групповой работы, и продумывания, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет 5-7 минут, т.е. достаточно невелика. Это связано с тем, что школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто создают излишний шум, который может стать помехой для освоения учебного материала. Кроме того, работая в группе, ученики остаются практически на едином для всех ее участников уровне освоения знаний, но некоторым учащимся этого явно мало, у них появляется неудовлетворенность, потребность в более трудных типах задач и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более слабыми товарищами нежелательна. Поэтому некоторые учителя практикуют время от времени создание специальных, так называемых олимпиадных групп из сильных учеников или организуют их индивидуальную работу.

7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.

Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело. Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений школьников, а именно:

а) относительно учебных достижений:

  • производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами;
  • любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;
  • групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;

б) относительно социальных достижений:

  • если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;
  • все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
  • необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
  • если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать, а надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать ее;
  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.

Итак, обучение в сотрудничестве помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все учащиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности школьников, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. На это и направлены те принципы оценивания групповой работы, которые были приведены выше.

При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Примеры заданий по математике

для организации сотрудничества на уроках

В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

1. К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ»;

2. Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике.

  • Подготовь вместе с соседом по парте сообщение о различных мерах длины.
  • Составь по рисункам произведения и объясни их смысл. Расскажи соседу, что значит — умножить число а на число b? А он расскажет тебе, что значит — разделить а на b?


  • Задание группам: Рассмотрите рисунки. Объясните каждый способ сложения. А каким способом складываете вы? А какой способ кажется вам самым интересным? Почему?

  • По рисункам попробуй объяснить другому человеку, как решены примеры.

  • «математическая эстафета»

Класс делится на 6 команд (удобнее - по вариантам) Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

 

  • « математическое лото»

Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

  • Блоки заданий по темам

1. Учитель заготавливает карточки с заданиями (в 1- ом классе), а со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней сложности). Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой – из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи.

  Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнёру. Второй слушает, осмысливает, задаёт вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнёра,  затем они меняются ролями.

2. Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.

3. Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идёт повторное объяснение.

4.  После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу.

5. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идёт объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги.

  • Изучение состава числа

Например, по составу чисел 6,7

4+2=6 5+1=6 6-5=1 6-4=2
3+4=7 7-1=6 7-4=3 7-6=1
6-1=5 6-3=3 1+5=6 6+0=6
7-2=5 5+2=7 7-7=0 7-3=4
6+1=7 7-5=2 1+6=7 7+0=7
3+3=6 2+4=6 6-2=4 6-6=0

Дети получают одну карточку на двоих. Сначала «учителя» - дети первого варианта. Они читают пример, а второй вариант – «ученики» отвечают. «Учителя» диктуют два столбика примеров, затем передают карточку соседу по парте и они меняются ролями.

В результате ребята за сравнительно короткий срок запоминают таблицу сложения и вычитания в пределах десяти. Имеются карточки для устной работы в парах по темам: «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20», «Табличное умножение и деление».

  • Герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги. Например, Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир (Перспективная начальная школа) - герои Маша и Миша учатся вместе с детьми - выполняют задания, предлагают задания-ловушки, учат правила и определения.

Заключение

Положительные моменты группового сотрудничества:

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

4)      Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)      При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать.

Итак, при систематическом выполнении заданий такого типа у учащихся формируется устная и письменная речь. Использование на уроках математики игровых и групповых технологий обучения способствует формированию умений коммуникативного сотрудничества. Таким образом, использование современных технологий и специально подобранных заданий в процессе обучения математике более эффективно формирует коммуникативную компетентность у младших школьников.

Список использованной литературы

  1. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. [Текст] / Л.В. Байбородова. - Ярославль, 1991.
  2. Белова, Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач. [Текст] // Вопросы психологии, №2.- 1991.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Носова, И.В.. Особенности работы в малых группах. [Текст] // –«Начальная школа плюс до и после», №6 – 2004.
  5. Панюшкин, В. П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся. [Текст]  // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников/ Под ред. Л.М.Фридмана. - М.,1978.
  6. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. [Текст]  / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 1999.
  7. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению. [Текст]  // Вопросы психологии №2, 1990.
  8. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. [Текст]  // Исследовательская работа школьников, 2003.

План работы

Введение

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учебное сотрудничество на уроках математики

Технология подготовки и проведения урока в сотрудничестве

Примеры заданий по математике для организации сотрудничества на уроках

Заключение

Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики.

Это мое выступление на РМО (п.Шиткино 12 марта 2012 г.), в котором рассказывается о развитии коммуникативных компетенций на уроках математики.Математическая компетенция — это способность структурирова...

«Развитие коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

Выступление на педагогическом совете на тему:  «Развитие коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»...

Доклад на МО по теме "Развитие коммуникативных УУД на уроках окружающего мира"

Доклад на методическом объединении начальных классов. Способы и приёмы развития на уроках окружающего мира коммуникативных УУД. Эти приёмы можно использовать и на других уроках. Затронута методика раб...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ С ТНР».

В работе приводятся задания, методики работы по формировнаию коммуникативной компетенции на уроках математики....