Неделя математики в начальной школе
план-конспект занятия по математике по теме

Васильева Оксана Николаевна

Развивать навыки и умения логического мышления, умственные способности детей; пробуждать интерес к предмету математики через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАС   ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ   МАТЕМАТИКИ

Цель: формировать интерес к математике путем решения нестандартных заданий, развивать, память, внимание, способность к аналитической деятельности.

Разминка:

  1. Из какой посуды ничего нельзя есть?(из пустой)
  2. Как в решете воды принести?(заморозить)
  3. Сколько орехов в пустом стакане?(нисколько)
  4. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2)

Веселые задачи (по Г.Остеру)

  1. Волк пригласил на свой день рождения 3 поросят, 7 козлят и Красную Шапочку.

Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения?

  1. Когда Слюник видит, что кто-то нашел пусик, он сразу начинает умирать от зависти. В четверг Мряка в присутствии Слюника нашла сначала 6 пусиков, а потом еще 12. Сколько раз в день начинал умирать от зависти Слюник?

Задачи на сообразительность

  1. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
  2. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле, львы в автомобиле.

Едут и смеются, пряники жуют.

Сколько колес понадобится?

  1. Костя смешал песок из трех кучек, а Маша – из 4 кучек. Сколько кучек песка получится?  (2 или 1)
  2.  За неделю гусыня снесла число яиц большее, чем 6, но меньшее, чем 8. Сколько утят вылупилось из этих яиц?

       5. Сколько кошек сидит на стуле, если известно, что сумма чисел их хвостов и лап есть          однозначное число? При этом по крайней мере одна кошка находится на стуле наверняка.

Сказочная задача

Василиса Премудрая поставила на стол 9 чашек, из них наполнила 2 чашки. Сколько чашек стало на столе?

Вы знаете историю о гномах?

Неужели ты ничего не знаешь о непоседливых гномах Загадалке, Забывалке и Путалке?

Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания.

Забывалка читал не меньше, точнее сказать, он "глотал" книги и поэтому быстро забывал их содержание.

Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить прочитанное, вечно напутает что-нибудь.

И конечно же, с гномами часто случались необыкновенные истории.

Гномы были очень похожи, но окружающие различали их легко. По... ботинкам.

Загадалка надевал ослепительно белую обувь. Он тщательно следил за ней, буквально пылинки сдувал.

Забывалка же постоянно ходил в одном ботинке, то светлом, то тёмном. Он так долго его зашнуровывал, что всегда появлялись какие-то срочные дела, и, позабыв о втором ботинке, гном спешил их выполнить.

А вот Путалка никогда не выходил из дома без обуви. Но раз за разом один ботинок у него оказывался белый, а другой – чёрный.

 

1. Гном Забывалка вернулся с рыбалки довольный.

– Сколько рыбок поймал? – спросили товарищи.

– Не скажу. Но обеих сам съем.

Сколько рыб поймал Забывалка?

2. Гномы Забывалка и Путалка надели на руки боксёрские перчатки.

При этом у Путалки оказалось в 2 раза больше перчаток, чем у его друга. Сколько боксёрских перчаток было у Забывалки и сколько у Путалки?

 3. Однажды зимой Загадалка, Путалка и Забывалка отправились в снежки играть. Оказалось, что на руках у гномов только 5 варежек. Как ты думаешь, у кого из них сколько варежек?

 4. Утром Путалка, Забывалка и Загадалка стали одеваться. Все вместе они натянули 6 носков, при этом у каждого из них число носков оказалось почему-то различным. Как ты думаешь, у кого сколько?



Предварительный просмотр:

1 класс

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ»

Цели: развивать навыки и умения логического мышления, умственные способности детей, пробуждать интерес к предмету математики через игру.

ВЕД. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня  у нас праздник, посвященный математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука, которая любит задачи, кроссворды, ребусы, головоломки на досуге решать, хитроумные книги читать, размышлять. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. Сейчас мы отправимся в путешествие в Страну математики. В этом путешествии вы встретитесь с интересными задачами, головоломками, ребусами. Открывают наше путешествие «Цифры».

Выходят ученики с карточками цифр 1, 2, 3… 7 и читают стихотворения.

1-й уч.      Наш юный друг!

                 Сегодня ты пришел сюда,

                 Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,

                 Увидеть наш веселый праздник,

                 Умом своим на все взглянуть.  

2-й уч.         Математика повсюду,

                    Глазом только поведешь-

                   И примеров разных уйму

                   Ты вокруг себя найдешь.

3-й уч.          Вот строительство большое.

                     Прежде чем его начать

                     Нужно было все подробно

                     Начертить и рассчитать.

4-й уч.          А иначе в этом доме

                     Счастья нам не увидать:

                    Стекла будут с перекосом,

                    Потолок провалится.

                    А кому, друзья, скажите

                    Это может нравиться?

5-й уч.         Чтоб водить корабли,

                     Чтобы в небо взлететь,

                     Надо многое знать,

                     Надо много уметь!

                     И при этом, и при этом

                     Вы заметьте- ка, друзья,

                     Очень важная наука - математика!

6-й уч.          Почему корабли не садятся на мель,

                     А по курсу идут сквозь туман и метель?

                   Потому что, потому что

                    Вы заметьте-ка, друзья,

                    Капитанам помогает математика!

7-й уч.         Чтоб врачом, моряком

                    Или летчиком стать,

                    Надо, прежде всего

                     Математику знать!

                     И на свете нет профессии,

                     Вы заметьте-ка, друзья,

                     Где бы нам ни пригодилась математика!

ВЕД. А для этого рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в игру-путешествие по Стране математики на поезде. Путешествие интересное, поэтому с собой берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. Ну а как же нам быть без Королевы Математики? Давайте ее позовем. (дети зовут Королеву Математики)

Королева Математики: Здравствуйте, ребята! Я самая интересная и занимательная наука в мире. Мое королевство не имеет границ. При прохождении станций вам необходимо:

- быть внимательными;

- активными;

- соблюдать тишину и порядок.

Сели в поезд - поехали!

РАЗМИНКА (проводит Королева)

  1. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшается на 3? (9).
  2. Когда мы смотрим на число 3, а говорим «пятнадцать» (часы).
  3. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (33 года).
  4. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут).
  5. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (нисколько).
  6. Сколько раз старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, чтобы выполнила желания старухи? (5 раз)

ВЕД. Молодцы, ребята! Пока была разминка, наш поезд подошел к первой станции.

1-я станция «Эстафетная»

 На доске из чисел и знаков для 1 класса. Дети по очереди выходят и заполняют кружки.

        +4          -2         +3        +1           -2           +5         -4          -1          +2

        

2-я станция «Ребусная»

ПО 2 Л                        5, НИЦА              С 3 ЖИ              7 Я                      40 А             100 Л

ВЕД. Ребята, не успели мы выполнить задания на одной станции, кА на нашем пути уже другая станция, и называется она…

3-Я СТАНЦИЯ «Цифроград»

Задание: вставить недостающее число.

ВЕД.        А сейчас вы сразу догадаетесь, из какой сказки следующее задание. Речь в ней пойдет о маленькой, что скорлупка грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки- периной, а лепесток розы- одеялом. Как звали эту девочку? (Дюймовочка). Вспомните, пожалуйста, сколько заплатила женщина старой колдунье за ячменное зернышко? (12 грошей). Грош- это старинная мелкая монета. Ответьте на вопрос: чему равнялся грош? Одной, двум или трем копейкам? А поможет вам в этом следующая подсказка.

На доске цепочка:  8 – 6 + 7 – 4 + 3 – 4 + 1 – 3 = ?

Итак, один грош – 2 копейки. А сколько копеек составляют 12 грошей? (24)

ВЕД. Ребята, вспомните литературные произведения, в названиях которых встречаются числа.

Молодцы, ребята! Мы подъехали к следующей станции, где понадобятся ваша смекалка и сообразительность, поэтому будьте внимательны, не спешите. А вот и станция…

4-я станция «Смекалистых»

Хитрые задачи с цветными кубиками (коробка, 2 красных и 2 зеленых кубика)

- Какое наименьшее количество кубиков надо достать, не глядя в коробку, чтобы было 2 одинаковых кубика?

ОТГАДАЙ - КА!

Вспомните название породы собаки, состоящей из 3 букв. Если это слово прочитать справа налево, то получится название промежутка времени, длящегося 12 месяцев. (дог- год).

Ежики с яблоками           15  - 4, 8, 3                     18 – 5, 7, ?

ВЕД.  Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, сообразительные, знающие. А сейчас, ребята, мы поиграем! Игру проведет Королева Математика.

- Ребята, сколько пальчиков у вас на каждой руке? Вам надо быть внимательными и правильно называть цифру в конце предложения.

Все вы должны, ребята, знать,

Как мы любим цифру… (пять)

О чудесной цифре… (пять)

Можно многое сказать.

В воскресенье и в субботу

Мама стала отдыхать,

И рабочих дней в неделе

Остается только…(пять).

Тем, кто к звездам в высь стремится,

Космонавтом хочет стать,

Надо в школе не лениться,

Знать любой предмет на…(пять).

Надо хорошо учиться,

Надо дома помогать,

Коль работать не лениться,

Так обязательно на…(пять).

Что стоит в конце страницы,

Украшая всю тетрадь,

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно, цифрой…(пять).

Кто урок совсем не знает

И трудиться не желает,

Спишет у других страничку,

Тот получит…(единичку).

5 - я станция «Головоломки»

Вот из спичек составлен дом. Надо повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички.

6 – я станция «Кроссворды»

По вертикали:

  1. Как называется математический текст, в конце которого есть вопрос?
  2. Знак, с помощью которого выполняется уменьшение числа на несколько единиц.
  3. Число меньше 10 на 2.
  4. Действие, выполняемое при увеличении числа на несколько единиц.

По горизонтали:

  1. Действие, выполняемое при уменьшении числа на несколько единиц.
  2. Число меньше одного на один.
  3.  Знак, с помощью которого увеличивают число на несколько единиц.
  4. Число больше 3 на 4.

ВЕД.  Наше путешествие подошло к концу. Мы очень хорошо потрудились. Я очень рада, что вы осознаете, какое важное место занимает математика в жизни человека, что с честью выдержали предложенные вам испытания.

- Сейчас ребята 1 класса дадут клятву. (Клятву читает Королева Математика.)

КЛЯНЕМСЯ!

  1. Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести тетрадь и всегда выполнять домашние задания.
  2. Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
  3. Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
  4.  Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
  5. Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам – научи другого».
  6. Любить, уважать и слушаться учителя математики как родную маму.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

ВЕД.  Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, что математика – действительно Королева всех наук и что с ней надо дружить!

Математику учить! Математику любить!

С математикой навеки крепко – накрепко дружить!

                         



Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ИСТОРИЮ  МАТЕМАТИКИ

Цели: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представление о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории; закрепить приемы устных вычислений.

ХОД ПУТЕШЕСТВИЯ

ВЕД.  Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнаете нашу гостью.

                   И100рия

Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счета, измерений и математики.

«КАК  ПОЯВИЛИСЬ  МЕРЫ  ДЛИНЫ»

ВЕД.  Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до них?

-  Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.

-  В Англии существовал дюйм ( 2см 5 мм), в переводе на русский – большой палец; фут (30 см) – нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния – привалами, днями.

-  В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

-  У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».

-  На Руси использовали маховую сажень (176 см)

-  Расстояние между раскинутыми в сторону руками – это косая сажень, т.е. расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Это – 248 см.

ВЕД.  Вы слушали внимательно?

- Измерите длину парты в локтях, ладонях.

- Какого роста была Дюймовочка?

- Какого роста был человек, о котором говорили «от горшка два вершка»?

- Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили «косая сажень в плечах»?

(на доске таблица: сажень – 2 м 13 см, вершок – 4 см 4 мм, дюйм – 2 см 5 мм)

«КАК  ЛЮДИ  НАУЧИЛИСЬ  СЧИТАТЬ»

ВЕД.  Первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя. Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой. Для этого он должен был уметь считать. Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.

-Сначала человек считал с помощью 10  пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счете принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой десятки, третий – сотни.

Дети показывают у доски этот способ счета:    562+ 234

«КАК  ЛЮДИ  НАУЧИЛИСЬ  ЗАПИСЫВАТЬ  ЧИСЛА»

ВЕД.  Очень разными и даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1- I   ,  2 -  II   , число 10 обозначалось дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек. Для сотни был придуман крючок, для тысячи – значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали, нарисовав палец, сто тысяч обозначали лягушкой, а миллион – фигуркой с поднятыми руками.

-  После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощью букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами.

-  Всем знакома римская нумерация. Запишите римскими цифрами числа: 359,274,96.

-  Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего десятка цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 был изобретен в Индии. Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ  ГОСТИНАЯ  2  КЛАСС

Цель: развивать умственные способности учащихся, навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

ВЕД.  Дорогие ребята! Сегодня у нас проходит математическая гостиная в Стране Математике.

Входит Королева Математика:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в свой дворец. Хотите увидеть мой дворец? Тогда я покажу вам все комнаты этого великолепного замка. И везде вас будут ждать интересные задания и испытания. Договорились? Ну, тогда в путь!

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА « МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»

ВЕД. Здесь, в гостиной, вас, ребята, ждут веселые задачки.

У двоих малышей

В коробке 20 карандашей.

Ну – ка помогите их

Разделить на двоих! (10 и 10)

Ровно в 7 часов утра

Собиралась детвора

За грибами в лес пойти.

Ну, счастливого пути!

А к двенадцати часам

Возвратились по домам.

Сколько времени в пути

Были наши малыши! (5 часов)

Есть помощница у мамы

Посмотрите, дети, сами:

Перемыла 5 тарелок,

8 ложек, чашек 5.

Перемытую посуду

Помогите сосчитать!  (18)

Пятнадцать пар танцуют польку.

А всего танцоров сколько?  (30)

Подарил утятам ежик

Сорок кожаных сапожек.

Сколько маленьких утят

Ежика благодарят? (20)

Поручил учитель Коле

Сосчитать лопаты в школе.

Он лопаты сосчитал

И об этом так сказал:

- В трех углах по семь лопат,

У стены шесть штук лежат,

Вместе – тридцать две лопаты.

Вы согласны с ним, ребята? (27)

ВЕД.  Молодцы, ребята. Справились с заданием. Ну, что. Пойдем дальше?

КОМНАТА  «ЗАДАЧНАЯ»

Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, а в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? (6)

Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы.
Стала я пакет вскрывать,
Содержимое считать:
Две конфеты в бумажках синих,
Пять орехов рядом сними,
Груша с яблоком, один
Золотистый мандарин.
Все лежит в пакете этом!
Сосчитайте все предметы!

КОМНАТА  «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ»

15 + 10 -9 + 18 – 14 – 20 + 60 + 12 = ?

КОМНАТА  «ЛОГИЧЕСКАЯ»

ВЕД.  Назовите слова – математические термины на букву «П».( прямая, прямоугольник, плюс, пирамида, параллелограмм, перпендикуляр, периметр и т.д.)

Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в пирамиде так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась  12.  

        

Отгадай в шараде слово:

Предлог и малое число,

За ними букву скажем,

А в целом – ты найдешь его

Почти под каждым домом.  ( по- два – л)

Шли 3 гусенка. Один – впереди двух, один – между двумя, а один - позади двух. Как шли поросята? ( неизвестно)

Вед. Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями. Вы были эрудированными, умными. Но наше путешествие подходит к концу. И наша Королева Математика хочет вам сказать заключительное слово.

Королева Математика:

-  После подведения итогов выяснилось, что в вашем классе юным математиком является……

ВЕД.  На этом наше путешествие  подошло к концу. До новых встреч в Стране математики!



Предварительный просмотр:

КВН  для 3 класса

«И прекрасна, и сильна математики страна!»

ВЕД.  Математика! Мир без нее был не интересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.

КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА»

Задачи команде «»

  1. У девочек 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось?(3)
  2. Сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?(40)
  3. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100 – сто)
  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
  5. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (трое)
  6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)
  7. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
  8. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели. (вчера, позавчера…)
  9. Без чего не построить дом? (без угла)

Задачи команде»»

  1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3кг)
  2. Сколько ушей у 5 мышей?(10)
  3. Какой год продолжается всего один день?(Новый год)
  4. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?(четверо)
  5. Поле пахали 6 тракторов, 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?(6)
  6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?(4)
  7. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось?(ни одного)
  8. Сколько ножек у 2 сороконожек?(80)
  9. На столе было 12 книг. Сколько книг убрали, если их осталось в 3 раза меньше, чем было?(8)

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитаны получают по две головоломки.

Задание 1. Поставьте вместо вопросительных знаков название цифр так, чтобы получились имена существительные.

Задание первому капитану:

       По?л          Р?а        ак?са (подвал, Родина, актриса)

Задание второму капитану:

   С?жка       ?янин     Смор?а (стрижка, семьянин, смородина)

Задание 2. Поставьте после каждой цифры знак «+» или «-» так, чтобы равенство стало верным.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 9

(0+ 1+ 2+ 3+ 4+ 5+ 6 +7+ 8 – 9= 9)

(0 +1 +2+3-4 +5 -6+7-8+9=9)

КОНКУРС «ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ»

ВЕД.  На каждый вопрос, который приготовили команды друг другу, следует ответить за одну минуту. Если команда не знает ответа, она может попросить помощи у болельщиков.

Вопрос команде «»

  1. В 1557 году английский математик Рекорд извлек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какой математический знак он изобрел? (знак равенства)
  2. Как из 4 палочек сделать 15? Вместе с вопросом команда получает 4 счетные палочки. Следует предупредить, что их нельзя ломать ( IIII -  XV )
  3. В древнекитайской «Книге перемен» (VIII в. до н.э.) приведены следующие 9 чисел:

4  9  2

3  5  7

8  1  6

-что они обозначают? (это первый «магический квадрат», в котором суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равны)

Вопросы команде «»

  1. У южноамериканского племени таманаки число 6 – это палец другой руки, 11 – один палец ноги. А как по- таманакски будет 21?( один палец руки другого человека)
  2. Как разделить число 1 888 на равные части, чтобы из них получилось по 1 000?
  3. Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки – левее, сотни еще левее и т.д., а не наоборот?( цифры, которые мы используем, изобрели арабы, а они пишут справа налево)

ИСТОРИЧЕСКИЙ  КОНКУРС

Вед.  Перед вами древнерусские меры длины: локоть, верста, аршин, сажень, часть, пять, вершок. Каждая команда, получив карточки с названиями этих мер, должна расположить их по мере убывания. Выиграет команда, которая быстрее выполнит это задание( Верста, сажень, аршин, локоть, пять, вершок, часть, линия)

В современной жизни мы давно уже не используем старинные меры длины, но иногда употребляем их названия в своей речи. Какие крылатые выражения дошли до нас из глубины веков? Выигрывает команда, которая назовет больше крылатых выражений.

- «Косая сажень в плечах»

- «От горшка два вершка»

- «Семь пядей во лбу»

- «Коломенная верста»

- «Аршин проглотил»

«Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку»

- «Мерить на свой аршин»

Объясните значение следующих выражений:

1-я команда: «Семь пядей во лбу»( умный, весьма способный человек)

2-я команда:»Косая сажень в плечах»( огромный человек, богатырь, у которого только плечи больше двух метров)

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС для обеих команд.

Как известно, сажень имела несколько разновидностей. Она была косой, маховой, простой, царской. Покажите, если можете, как измеряли косой сажень и как измеряли маховой саженью, используя для показа свои руки и, если надо, ноги.

Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах рук, она приравнивалась к 2,5 аршина, что составляло  1 м 78 см.,

Косая сажень – это расстояние от концов пальцев поднятой вверх руки до конца пальцев левой ноги. Она считалась равной 3,5 аршина, что составляло 2 м 32 см.

ВЕД.  Пока жюри подводит итоги конкурсов, давайте все вместе споем песню М.Пляцковского и В.Шаинского «Дважды два – четыре»

ЖЮРИ:

Вы отвечали правильно и дружно,

И у жюри сомнений нет:

Сегодня победила дружба-

Владычица побед!

Жюри вручает памятные подарки командам и награждает самых активных участников.

ВЕД.  Спасибо всем игрокам и болельщикам за хорошую и интересную игру!



Предварительный просмотр:

БРЕЙН – РИНГ

Математическая игра для учащихся 4 класса

Цели: развивать навыки и умения логического мышления, умственные способности детей; пробуждать интерес к предмету математики через игру.

В игре участвуют команды по 7 человек. В каждой команде свой капитан. На столах сигнальные карточки для каждой команды.

Оборудование: нагрудные номера, сигнальные карточки красного цвета, плакаты для оформления сцены «Брейн – ринг», «Математика – царица наук».

Ход игры:

Под музыку дети заходят в зал и встают.

ВЕД.  Добрый день! Мира, счастья и любви вам и вашим близким! Сегодня мы с вами на брейн- ринге, посвященном математике – царице всех наук. Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек, независимо от возраста и профессии.

В нашей игре принимают участие 2 команды. Команда  «Умножалки» и команда «Вычислялки».

Напоминаю правила игры. В каждом раунде разыгрываются очки так: чья команда правильно ответит на вопрос первой, получает 3 очка, какая ответит второй – 2 очка. После того, как будет задан вопрос и дан сигнал «Время», капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто будет отвечать: номер игрока, имя. В случае если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде, но уже 20 секунд. По истечении дает неправильный ответ, счет остается прежним, если отвечает правильно, дополнительно дается 1 очко. Призовой фонд нашей игры – коробка шоколадных конфет. Спонсоры программы – ваши родители. Итак, команды готовы? Первый раунд.

1 раунд

«Умножалки»

Каждый третий ученик класса занимается в математическом кружке. Сколько учеников в вашем классе, если в кружке занимается 12 человек?

«Вычислялки»

Каждый пятый ученик нашего класса занимается в изостудии. Сколько учеников в вашем классе, если в студии занимаются 6 человек?

Для болельщиков:

  1. Сколько всего четырехзначных чисел можно составить из цифр 0 и 1? Цифры могут повторяться. Перечисли эти числа. ( 1000, 1001, 1110, 1101, 1111, 1010, 1011, 1100)
  2. Тамара спросила Сашу: «Сколько тебе лет?» Саша ответил:»Если число моих лет увеличить в три раза, а потом уменьшить на 16, то мне было бы 17. (Саше 11 лет)

2 раунд

«Умножалки»

Света младше Валеры на 3 года. На сколько лет Света будет старше Валеры через 10 лет?

«Вычислялки»

Коля младше Кати на 5 лет. На сколько лет Коля будет младше Кати через 3 года?

Для болельщиков:

  1. У рабочего была путевка в дом отдыха с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней отдыхал рабочий?  (24 дня)
  2.  Может ли сумма трех чисел быть равной сумме двух из них?  (Если одно слагаемое – 0)

3 раунд

«Умножалки»

Рысь пробегает 100 метров за 9 секунд. За сколько секунд она смогла бы пробежать 300 метров с той же скоростью?

«Вычислялки»

Лиса пробегает 200 метров за 10 секунд. За сколько секунд она пробежит 400 метров с той же скоростью?

Для болельщиков:

  1. За столом сидели 2 дочки, 2 матери и 1 бабушка. Сколько человек сидело за столом?  (3 человека)
  2. У матери 5 человек сыновей, у каждого – по 1 сестре. Сколько в семье детей?  (6 детей)

4 раунд

«Умножалки»

Я иду от школы до дома 15 минут. А мой друг тратит на ту же дорогу на 3 минуты больше. Кто из нас идет с большей скоростью?

«Вычислялки»

Нина идет до музыкальной школы 20 минут, а ее подруга Люда на 6 минут больше. Кто из них идет с большей скоростью?

Для болельщиков:

  1. Бюро прогнозов сообщило в 3 часа дня, что в ближайшую неделю сохранится безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 60 часов будет светить солнце? (через 60 часов будет ночь, солнце светить не будет)
  2. Продолжительность жизни ежа 10 лет, а жизнь зайца на  этих лет меньше. Чему равна продолжительность жизни зайца? ((10-10:5)*8)


5 раунд

«Умножалки»

В двух командах 36 человек. В одной команде в 2 раза больше, чем в другой. Догадайтесь, сколько человек в каждой команде.

«Вычислялки»

В двух комнатах 18 человек. В одной комнате на 8 человек больше, чем в другой. Догадайтесь, сколько человек в каждой комнате.

Для болельщиков:

Задумали число. Если к нему прибавить наибольшее трехзначное число, а затем разделить на 10, то получится наименьшее трехзначное число. Какое число задумали? ( 1+999):10= 1

Обработка результатов.

ВЕД. Итак, в тяжелой и упорной борьбе победила команда…. .

Поздравляем! Спасибо всем командам за участие.



Предварительный просмотр:

ПРИВЕТСТВИЕ  КОРОЛЕВЫ  МАТЕМАТИКИ

Королева:

Здравствуйте, ребята! Я самая интересная и занимательная наука в мире. Математику  называют королевой всех наук. Моё королевство не имеет границ. Выучите ее получше – станете королями. Начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где весело живут все 10 цифр. Уверена. Что вы с ними подружились и много узнали нового и интересного.

Пожалуйста. Возьмите друг  друга за руки, на секундочку закройте глаза. Один! Два! Три! (королева взмахивает палочкой, выходят дети цифрами)

Мы оказались в городе цифр!

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

А вот это – цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

«Два» похожа на гусенка,

С длинной шеей,

Клювом тонким.

А за двойкой – посмотри –

Выступает цифра три

Тройка – третий из значков,

Состоит из двух крючков.

Цифра три, словно

Ласточка. Смотри!

За тремя идет четыре.

Острый локоть оттопыря.

Смотри, четыре – это стул,

Который я перевернул.

А потом пошла плясать

 По бумаге цифра 5.

Ручку вправо протянула.

Ножку круто изогнула.

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать.

Цифра шесть – дверной замочеу6

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

Семь точно острая коса.

Коси, коса, пока роса.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

Цифра девять, иль девятка,

Цифровая акробатка

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О-

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это десять!

Королева:

-  Ну, вот вы и познакомились с моей свитой. Скажите, на каком языке числа общаются между собой? ( на математическом)

 -  Большое спасибо вам, цифры, за рассказ о себе, он был очень интересный, но мы не можем задерживаться, нас ждут новые встречи. Один! Два! Три!

Королева:  Это перекресток Прибавляйка! А это – его житель!

Ученик:

Я – плюс,

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединенья,

И в этом мое предназначение.

Королева:  Тише, тише, мы попали в замок волшебницы Умножения, а вот и она сама!

Я – знак умножения.

Для облегчения сложения.

Таблица умножения

Достойна уважения.

Она всегда во всем права:

Чтоб не случилось в мире,

А все же будет дважды два

По – прежнему четыре.

Королева:  Улица Вычитайка у нас на пути!

Я – минус,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

Я свою  роль лишь выполняю.

Королева:  Теперь наш путь лежит в замок феи Деления. Закройте глаза. Один! Два! Три!

Делим солнце!

Чур, на всех!

Делим дождик!

Чур, на всех!

Зиму белую на всех!

Все на всех,

Каждому достанется

И нам потом останется!

Королева:

Дорогие ребята! Я хочу пригласить вас в чудесную Страну математики, где вас ждут увлекательные приключения, конкурсы, кроссворды, ребусы.

Счастливого пути, ребята! И до встречи!



Предварительный просмотр:

Чему учат в школе

В мире сложном и большом,

В том, в котором мы живем,

Мы все время отнимаем, прибавляем.

Дома, в школе, во дворе,

На работе и в игре

Мы считаем, мы считаем, мы считаем.

«Плюс» и «минус» тут и там.

Пусть они помогут нам,

 Пусть прибавят нам терпенья и удачи.

С ними легче будет жить,

Пусть помогут нам решить

На уроке все примеры и задачи



Предварительный просмотр:

КЛЯНЕМСЯ!

  1. Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести тетрадь и всегда выполнять домашние задания.
  2. Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
  3. Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
  4.  Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
  5. Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам – научи другого».
  6. Любить, уважать и слушаться учителя математики как родную маму.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ недели математики в начальной школе.

Проведение предметных недель в школе уже стало хорошей традицией и всегда вызывает у учащихся повышенное внимание и желание поучаствовать. Ведь помимо формирования и развития интереса к матема...

неделя математике к начальной школе.

с 21.02.2013- в начальной школе прошла неделя математтике. Были  проведены разные конкурсы среди 1-4 кл,олимпиада среди уч-ся 2-4кл,открытые уроки в классах.Очень интересно прошла инсценир...

Мультимедийные задания к неделе математики в начальной школе.

Презентаця содержит задания. которые можно испрльзовать при подготовке викторины или недели матемтики в начальной школе....

Презентация к открытию Недели математики в начальной школе.

Презентация на открытие Недели Математики в начальной школе....

Сценарий открытия Недели Математики в начальной школе.

Сценарий открытия Недели Математики в начальной школе....

План проведения "Недели математики" в начальной школе

План содержит перечень мероприятий проводенных в рамках недели математики в начальных классах....

КВН по математике для параллели 3-х классов (в рамках недели математики в начальной школе)

Цель: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по математике.Задачи:   1)Способствовать формированию интереса к урокам математики.2)Зак...