Конспект современного урока по математике "Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?" 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Шемякина Ирина Сергеевна

Урок разработан в соответствии ФГОС. К уроку составлена технологическая карта, презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Шемякина Ирина Сергеевна (МБОУ СОШ № 33, учитель начальных классов)

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Математика

Класс

2 А

УМК

«Школа 2100»

Тема

Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Раскрыть смысл кратного сравнения, закрепление таблицы умножения и деления

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Необходимый уровень:

- использовать для решения задач:

таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка)

Умения:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

-выполнять устно и письменно сложение и вычитание в пределах 100;

-решать простые задачи: на разностное и кратное сравнение.

Повышенный уровень:

- находить число перестановок не более, чем из трех элементов

Познавательные УУД

1.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

2.Понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

3.Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

4. Анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. 

5. Строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Уметь работать в паре, в группе.

Личностные УУД

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

6. Принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания и умения.

7. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

8. Выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.

9. Участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе.

Основные понятия

Кратное сравнение

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Т. Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Моя математика» 3 часть, изд-во «Баласс», 2012 г.

  1. С.А.Козлова, А.Г.Рубин, А.В.Горячев «Методические рекомендации к урокам математики» изд-во «Баласс» 2012 г.
  2. Истoминa H.Б. «Мeтoдика oбучeния мaтeмaтикe в нaчaльных классах», Учеб.

пoсoбиe для стyд. 4-еи зд. «Академия». -. М.: 200l. - 288 с.,

  1. Логвинова И. М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – 2011. - № 12.- с. 12-18.
  2. Мультимедиа (презентация)

Оборудование

«Лист успеха», набор кружков, плакат дерева, яблочки трех цветов (зеленый, оранжевый, красный), листы с домашним заданием разного уровня.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Этап 1.Самоопределение к деятельности Организационный этап 1 минута

- Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее, 

Начнем скорей урок мы математики

- Ребята, у вас у каждого будет свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета: зеленый-справились без ошибок, оранжевый - с незначительными ошибками, красный - есть ошибки (3-4).  Приложение 1

- Желаю вам успеха!

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Запись числа и классной работы в тетради

Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап 2. Актуализация знаний . Устный счет.7 минут

- Начнем урок с устного счета. Для вас мудрая сова приготовила тест (презентация), при решении которого потребуются знания таблицы умножения и деления. Если правильно выберите ответ, то выскочит «пляшущий зайчик», а если неверно, то «забияка мартышка»!

- Молодцы! Успешно справились с заданием!

- Отметьте на листе свой успех.

- Мы продолжаем наш путь к знаниям!

Дети решают тест с выбором ответа и записывают его в тетрадь. Взаимопроверка

Личностные:

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Этап 3. Постановка и формулирование проблемы 7 минут

- Мудрая сова приготовила еще одно испытание. Решите задачу. (Слайд 1)

Братец Кролик поймал 8 рыбок, а Братец Лис 2. На сколько больше рыбок поймал Братец Кролик, чем Лис?

- Знакомы ли вам эти герои? (Да)

- Как называется сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

- Чья эта сказка? ( У нее нет автора, это африканская народная сказка)

- Кто поймал больше? (Братец Кролик)

- Кто меньше? (Братец Лис)

- А как узнать, на сколько рыбок больше  поймал Братец Кролик, чем Лис? (8-2)

- Сколько у вас получилось? (6)

- Каким действием выполняли решение? (вычитанием.)

- Почему? Какое правило помогло решить эту задачу? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее).

- Ребята, таким образом, что мы уже знаем? (как сравнивать два числа)

Что мы уже умеем? (находить на сколько одно число больше или меньше другого)

- Перед вами еще одна задача. Прочитайте ее. Братец Кролик поймал 8 рыбок, а Братец Лис 2. Во сколько раз больше поймал Братец Кролик, чем Лис? (Слайд 2)

- Скажите, похожа эта задача на  предыдущую? (Да)

-Чем  похожа? (Условием, данными)

-А чем отличается? (Вопросами)

А сможем мы воспользоваться предыдущим  правилом для решения задачи? (Нет)

-Почему? Что вызвало затруднение? (Мы не знаем способ действия для вопроса: «Во сколько раз?»

Дети анализируют задачу

Для решения задачи используют правило

(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее)

Дети сравнивают две задачи 

приходят к выводу, что не воспользоваться предыдущим  

правилом для решения данной задачи, т.к. не знают способ действия для вопроса  «Во сколько раз»

Познавательные:

- умение анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

-. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Личностные:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Этап 4. Постановка учебной задачи 2  минуты

- Как вы думаете, что предстоит узнать?

 (Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? Каким действием?)

- Ребята, чему будем учиться? (будем учиться сравнивать во сколько раз больше или меньше)

 - Ребята, общепринятое название в математике  этого способа сравнения – кратное сравнение (понятие на доску)

-А какие поставим перед собой задачи на урок? (слайд 3)

Дети ставят для себя задачи на урок (с возможной корректировкой и уточнением учителя).

Научиться новому способу сравнения;

-узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?»;

-составить опорный сигнал – схему.

Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

-.принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока.

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

Коммуникативные:

-. развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

Этап 5. Физкультминутка 2 минуты

Презентация «Веселая зарядка»

Два ученика показывают, другие выполняют.

Этап 6. Открытие нового знания 6 минут

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах.(слайд 4)

- Положите в пepвый pяд 8 красных кружков, разбейте их на группы по 2. Сколько групп получилось?(4)

- Сколько раз по 2 содержится в 8? (4 раза)

- Первой паре красных кругов соотнесите 2 синих. Сколько пар красных кругов? (4).  А синих? (1).

Во сколько раз красных кругов больше, чем синих? (В 4 раза.)

Как это узнать с помощью вычислений?

8: 2 = 4 (сравнивая фигуры), 4:1=4 (сравнивая пары).

- Как с помощью вычислений узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? (Большее число разделить на меньшее)

- Теперь сравним наш вывод с авторским.

- Таким образом, чтобы узнать во сколько раз одно число больше  или меньше другого надо большее число разделить на меньшее.

-Ребята, давайте составим опорный сигнал (карточка с подсказкой) (слайд 6)

Оцените свою деятельность на «Листе успеха»

Работа в парах.

Поиск решения осуществляется на основе предметных действий.

На партах лежат 8 красных кружков и  2 синих.

Работа с учебником с.54 (правило)

Составление детьми схемы-подсказки

Отмечают на «Листе успеха» свои достижения

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

- умение работать в паре, в группе.

Личностные:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные

- принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания и умения.

Познавательные:

- строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем.

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Этап 7. Первичное закрепление 3 минуты

А сейчас применяем знания на практике.

 - Прочитайте задачу.

- Сколько кг картофеля купили? (24 кг)

- Сколько кг моркови купили? (3 кг)

- Прочитайте вопрос.

- Как узнать, во сколько раз  больше купили картофеля и во сколько раз меньше купили моркови? Каким действием? (проговаривание правила)

Работа с учебником

(стр.54 № 2)

24: 3=8 (р)

Познавательные:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

- понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов

Этап 8. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой 8 минут

-Продолжим путь к знаниям! Решим ещё одну задачу.

-Проверяем.

-Как узнать, во сколько раз Катя старше брата? (8:4=2 (р))

-Как узнать во сколько раз брат младше Кати

-Каким действием?

- Оцените свою деятельность на «Листе успеха»

Работа с учебником с. 54 № 1

Работа ученика у доски (алгоритм самооценивания)

 (ученик читает задачу, записывает краткую запись, записывает решение)

К-8 лет

Б-4год

8:4=2 (р)

Ответ: в 2 раза

Отмечают на «Листе успеха» свои достижения

Регулятивные:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания.

- участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе

- Ребята, теперь я вам предлагаю поработать в группах.

Придумайте похожие задачи по выражениям.1 колонка (2 группы): № 3(а)

2 колонка (2 группы): № 3 (б)

3 колонка (2 группы): №.4 (в)

(От каждой группы один представитель озвучивает задачу, а уч-ся другого ряда проговаривают решение - устно).

- Оцените свою деятельность на листе успеха

Работа в группах

Учебник с.54 № 3

Отмечают на «Листе успеха» свои достижения

Познавательные:

- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей.

- понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи.

Коммуникативные:

- развиваем умение слушать и понимать других.

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- оформлять свои мысли в устной форме.

- умение работать в паре, в группе.

Личностные:

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Этап 9. Итог урока. Рефлексия 2 минуты

- Какая была тема урока? (Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?) (слайд 7)

- Чему научились? (сравнивать во сколько раз больше или меньше)

- Что изучили? (решение задач на кратное сравнение «во сколько раз»)

-Какие задачи перед собой ставили?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке

-научились новому способу сравнения;

-узнали способ действия для вопроса «Во сколько раз?»;

-составили опорный сигнал – схему.

Повторение опорного сигнала.

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этап 10. Самооценивание 2 минуты

Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха» Каких цветовых кружков у вас больше?  

- Давайте отметим ваш успех. Изображено дерево, на нем будут расти яблочки. Яблочко – это ваш успех (цветовой кружок, которого больше).  Зеленое яблочко - отлично поработал, оранжевое - хорошо, красное - буду стараться.        

Дети подсчитывают, определяют цвет яблочка  и прикрепляют к дереву.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе.

Этап 11. Домашнее задание с дифференцированным подходом 1 минута

- Запишите д/з. Выберите себе карточку по желанию: (красная - трудная, синяя - полегче, зелёная - самая лёгкая). На каждой парте лежат три карточки.

Дети выбирают цвет карточки.

Красная карточка: с. 54 № 5 (в), № 6, № 8

Синяя карточка: с. 54 № 5 (б) (письменно) № 6, 8 (устно), зеленая  карточка: №5 (а) (письменно ), № 6 (устно)

Регулятивные:

- выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Выполнила: Шемякина Ирина Сергеевна у читель начальных классов МБОУ СОШ № 33

Слайд 2

Братец Кролик поймал 8 рыбок, а братец Лис 2. На сколько больше рыбок поймал братец Кролик, чем Лис? 8 - 2 = 6 (рыб.) Ответ: на 6 рыбок больше.

Слайд 3

2) Братец Кролик поймал 8 рыбок, а братец Лис 2. Во сколько раз больше рыбок поймал братец Кролик, чем Лис? ? Братец Кролик поймал 8 рыбок, а братец Лис 2. На сколько больше рыбок поймал братец Кролик, чем Лис?

Слайд 4

8 : 2 = 4 4 : 1 = 4

Слайд 5

- научиться новому способу сравнения узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?» - составить опорный сигнал-схему

Слайд 6

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, нужно большее число разделить на меньшее. Чтобы узнать во сколько раз одно число меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее

Слайд 7

Во сколько раз? : Б : М Схема-подсказка

Слайд 8

к.– 24 кг м.- 3 кг 24 : 3 = 8 (р) Ответ: в 8 раз ?

Слайд 9

Алгоритм самооценивания : 1.Какое было задание? 2.Получился результат? 3.Справился полностью правильно или с незначительными ошибками? 4.Справился самостоятельно или с чьей - то помощью? 5.Какую поставишь себе отметку?

Слайд 10

Какая была тема урока? Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? Чему научились? Сравнивать во сколько раз больше или меньше Какие ставили перед собой задачи? - научиться новому способу сравнения - узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?» - составить опорный сигнал-схему Что у вас получилась сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения ? Что изучили? Решение задач на кратное сравнение (во сколько раз)

Слайд 11

Домашнее задание С. 54 № 5(в) (письмен- но), № 6,8 (устно) С. 54 № 5(б) ( письмен- но), № 6, 8 (устно) С. 54 № 5(а) ( письмен- но), № 6 (устно)

Слайд 12

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Технология построения конспекта современного урока

Технология построения конспекта современного урока...

Конспект урока "Отношения «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»"

Конспект урока математики в третьем классе по теме "Отношения «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»".  Цель урока: разъяснить предметный смысл ответа на вопрос «Во сколько раз боль...

Конспект современного урока, для проведения в классе, имеющем в составе детей с ОВЗ.

ПредметИЗОКласс2 классТип урокаУрок формирования первоначальных предметных знаний и навыков овладения предметными умениями.ТемаИстория возникновения русской матрёшки. Роспись матрёшки.ЦельФормировать ...

Конспект современного урока по русскому языку

Конспек современного урока с использованием технологии проектной деятельности....

Конспект современного урока с использованием цифровых ресурсов и электронных образовательных платформ «Якласс»

Предмет: русский язык.Класс: 4.Тема урока: Правописание глаголов – тся и –ться.Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: - познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на...