Необычные превращения обычного квадрата.
презентация урока для интерактивной доски по математике (1 класс) по теме

Занятие спецкурса "Математический калейдоскоп" для 1 класса. "Необычные превращения обычного квадрата". Занятие проводилось в рамках областного семинара для слушателей ИПК ПР по теме"Формирование навыков исследовательской деятельности младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие спецкурса «Математический калейдоскоп» в 1 классе

для учителей школ города и области

2012 учебный год

школа-лицей №16

Учитель: Мисщенчук В.Н.

Тема занятия: Необычные превращения обычного квадрата.

Цели:   Формирование исследовательской  культуры.

Развитие познавательной активности детей;  мотивации к учебной деятельности;

зрительного и пространственного восприятия; логического мышления.

Воспитание коммуникативной культуры  во время самостоятельной и коллективной деятельности.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.организационный

2. Мотивационно-целевой

Слайд 1

Составление девиза  занятия.

Слайд 2, 3

Работа у интерактивной доски.

Закономерность.

Слайд 4 «Квадрат»

Работа у интерактивной доски.

Слайд 5

Слайд 6

Логическая задача.

Слайд 7  КВАДРАТ

( разделён на 9 клеток)

Физминутка

Задание с палочками.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Чтение сказки.

(проблемный вопрос)

Выполнение поделок  способом ОРИГАМИ.

Проверка, итог.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Начинаем мы опять

Решать, смекать, отгадывать.

-Ребята, наше путешествие по волшебной стране Геометрии продолжается. А чтобы пройти сегодняшний путь, нам кое-что понадобится …  

На парте у вас лежат  слова. Составьте из них пословицу, которая будет девизом нашего занятия. Прочтите её  и объясните смысл.              

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ. (Итак, вам понадобится - терпение).

 Если в работе ты терпелив, все сможешь преодолеть).

Выполнив следующее задание, вы узнаете тему занятия.

Найдите закономерность в таблице и определите недостающую фигуру.

- Кто назовёт тему занятия?

А точнее, тема нашего занятия: «Необычные превращения обычного квадрата».

- Что вы знаете о квадрате?

-Из данных свойств геометрических фигур выберите те, которые относятся к квадрату.

                    прямые углы

                    три угла

                    равные стороны

                    пятиугольник

  прямоугольник      четырёхугольник                        

- Какие превращения могут происходить с квадратом?

-Это утверждение будет нашей гипотезой.

Чтобы её доказать, проведём небольшое исследование.

- Послушайте стихотворение «Два брата»

Жили-были два брата:

 Треугольник с квадратом

 Старший - квадратный

 Добродушный, приятный,

 Младший - треугольный,

 Вечно недовольный

 Тут спросил его квадрат:

“Почему ты злишься, брат?”

Тот кричит ему:

“Смотри, ты полней меня и шире,

 У меня углов лишь три,

 У тебя же их четыре!

Но квадрат ответил:

“Брат! Я же старше, - я - Квадрат!”

И сказал еще нежней

“Неизвестно кто нужней!”

Но настала ночь и к брату,

 Натыкаясь на столы,

 Младший лезет воровато.

 Срезать  старшему углы. (Отрезает у квадрата углы и показывает.)

Уходя, сказал:

“Приятных я тебе желаю снов!

 Спать ложился ты, квадратным,

 А проснешься без углов!”

- Как вы думаете, какой фигурой проснётся квадрат?

- У каждого из вас лежит конверт. Возьмите из него  квадрат, и сделайте то, что сделал Треугольник.

- Какая фигура у вас получилась?

- А теперь послушайте концовку этой истории, и узнаете, кем  же стал Квадрат.

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад

 Поглядел он, нет квадрата!

 Онемел, стоял без слов…

 Вот так месть!

 Теперь у брата

 Восемь новеньких углов!

- Так, если у квадрата отрезать все углы, какая новая фигура получится?

-А сейчас, внимание… Задание на внимание.

Перед вами КВАДРАТ  Квадратович.

-Из скольких квадратов он состоит?

- Проверим…

***

- Какие же ещё превращения  с квадратами могут происходить?

- Постройте  из палочек следующую модель.

1)

- Уберите 2 палочки так, чтобы а) осталось 2 квадрата;

б) не осталось ни одного квадрата.

2)

- Уберите 5 палочек так, чтобы осталось 3 квадрата.

- Послушайте сказку об удивительных приключениях — превращениях квадрата.

В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка — Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что  получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу.

-Давайте поможем квадрату ответить на его вопрос.

 Пофантазируйте, в кого или во что может превратиться Квадрат.

Возьмите квадрат из конверта, и при помощи сгибания или отрезания его частей, превратите квадрат в кого-нибудь или во что-нибудь, в любой предмет.

- Во что или в кого вы превратили квадрат?

Очень хорошо!!!

Итак, доказали мы, что обычный квадрат может превращаться в другую фигуру или предмет?

Кто хочет узнать, в кого превращался Квадрат в сказке? Слушайте…

Посмотрел Квадрат в окно. То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком. Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение и он как -то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. И тут Квадрат вспомнил новогодний праздник, нарядную ёлку и почему-то большую конфету, которая висела на ёлке. «Вот бы мне стать конфетой», - подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА. А потом он захотел стать ЛЕТУЧЕЙ МЫШЬЮ. И в последний раз он сложился в КОНВЕРТ.

- Попробуйте дома выполнить эти превращения, если они вас заинтересовали.

- Кому было интересно на занятии?

- Кто расширил свои знания о квадрате?

- Занятие окончено. Спасибо всем!

 

Составляют пословицу в парах, 1 учащийся у интерактивной доски.

-Недостающая фигура – квадрат. Работа у интерактивной доски.

- Квадрат.

- Квадрат, это четырёхугольник (прямоугольник), у  которого все стороны равны.

Работают с интерактивной доской

-Квадрат может превратиться в другую фигуру….

Высказывают предположения.

Называют получившуюся фигуру.

Восьмиугольник.

Квадратов всего 14.

Считают квадраты.

Выполняют задание учителя

Слушают сказку

Самостоятельная творческая работа (делают поделку из квадрата)

Демонстрируют поделки у доски (группами)

Да!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический калейдоскоп

Слайд 2

ВСЁ ПЕРЕТРУТ ТЕРПЕНИЕ ТРУД И

Слайд 3

Из данных свойств геометрических фигур выберите те, которые относятся к квадрату. Три угла Равные стороны Четыре вершины Прямоугольник Разные стороны Острые углы Прямые углы

Слайд 4

Выбери и вставь нужную фигуру

Слайд 5

Выбери и вставь нужную фигуру

Слайд 6

70 20 20 60 10 Волшебный квадрат

Слайд 9

Сколько квадратов на рисунке? 14

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Видеть необычное в обычном."

Данный урок по произведению Виктора Лунина "Я видела чудо" был проведен в рамках "Фестиваля открытых уроков" на 1 классе по системе Л.В.Занкова....

Необычное в обычном

С этим уроком я участвовала в конкурсе "Учитель года -2011"...

"Найди необычное в обычном"

Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности....

урока литературного чтения 2 классе по теме «Необычное в обычном мире»

Урок (дана технологическая карта) отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения)...

Презентация к уроку "Необычное в обычном"

Презентация подготовлена к уроку литературного чтения в 3 классе по системе Л.В. Занкова (УМК Свиридовой). Тема урока: Знакомтсово с японской поэзией. Хоккуу....

Необычное в обычном

Презентация для урока литературного чтения по системе Занкова к уроку в 3-м классе по теме "Японское хокку"...